Сценарий урока литературы "Чтение с увлечением". 10-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку», Урок с использованием электронного учебника

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (266 кБ)


Введение

На уроках литературы используются технологии проблемно развивающего обучения, развития критического мышления, творческой мастерской, инициирующие поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности обучающихся.

Урок литературы чаще всего является уроком открытия нового знания. Особенность работы с художественным текстом, со словесным видом искусства, с эталонами красоты, мысли, чувства, нравственности ставит под сомнение возможность ведения урока по стандартной структуре, которая предполагает следующие этапы:

  • Этап мотивации к учебной деятельности, основная цель которого – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности в системе координат хочу-надо-могу.
  • Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии, основная цель которого – активизация мыслительных операций сравнения, обобщения, аналогии, классификации.
  • Этап выявления места и причины затруднений, основная цель которого – осознание недостаточности знания для решения предложенной задачи.
  • Этап построения проекта выхода из затруднения,  основная цель которого – постановка целей и выбор способа их реализации.
  • Этап реализации построенного проекта, основная цель которого – формирование умений применять новый способ действия, выдвигать и обосновывать гипотезы, использовать модели, схемы.
  • Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, основная цель которого – усвоение нового способа действия фронтально, в группах, в парах.
  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, основная цель которого – исполнительская рефлексия.
  • Этап включения в систему знаний и повторения, основная цель которого – закрепление изученного, понимание возможности применения нового знания.
  • Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, основная цель которого – самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, определение задания для самоподготовки.

Учебная деятельность на уроке литературы связана с работой аналитической (действующей по законам логики) и ассоциативной (разрывающей логические связи) мысли. Эта работа требует от обучающегося интегрированного знания (знания из разных наук, включая философию, психологию, искусствоведение) и жизненного личностного опыта. Учебная деятельность на уроке литературы связана не только с работой мысли, но и с работой чувства. Постоянство эмоционального переживания – лучший тренер ученического ума и сердца. Этап мотивации к учебной  деятельности  (индуктор) на уроке литературы не может быть однократным. Будить чувство, вызывать поток уже имеющихся знаний,  ассоциаций, воспоминаний, вопросов необходимо в течение всего учебного занятия для того, чтобы помочь обучающимся находить ещё один повод для детального изучения произведения, придумывать и продумывать способы решения учебной задачи, учиться у писателя творческим формам представления «продукта» своей учебной деятельности.

Интерпретация прочитанного не может быть эталонной, не может быть «под копирку», так как интерпретация, во-первых, свободна в выборе способа объяснения и представления оценки произведения, во-вторых, всегда личностна. Поэтому этап работы с самопроверкой по эталону  на уроке открытия нового знания о произведении (нового этического, эстетического, философского знания) как этап ограничения творческой свободы  противоречит дидактическим принципам  вариативности, творчества, психологической комфортности.

Способность ставить вопросы, аргументированно рассуждать, быть красноречивым, убедительным развивается во взаимодействии с одноклассниками. Такое социальное мышление формирует дискуссия как основной приём речевого взаимодействия. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи на уроке  открытия нового (интерпретационного) знания о художественном мире произведения не может быть каким-то отдельным этапом урока. Проговаривание во внешней речи (в дискуссии)  - форма учебной деятельности  на уроке. Коррекция монолога, речевой самоконтроль – постоянные  виды деятельности учителя и обучающихся на литературном занятии.

Тип урока: открытие нового знания (открытие нового интерпретационного знания).

Развивающая цель: развитие творческой мысли.

Обучающая цель: понимание философской роли иносказания.

Воспитывающая цель: понимание ценности личностного опыта.

Деятельностные цели: умение преобразовывать информацию, формулировать проблемы, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.
Содержательные цели: обучение работе  с художественной деталью, правилам отбора  литературного материала для последующего его комментирования; предоставление возможности для творческой самореализации обучающихся, развитие навыков самооценки.

Метапредметная тема: интуиция и знание.

УМК Литература. 10 класс. В. И. Коровин, др. - М.: Просвещение, 2012:

Часть 1.Введение

Часть 2. Нравственный идеал А. Чехова

Заключение

Презентация 2 (буктрейлер) «Запечатлённое слово. А.Чехов. «Дуэль»».

Рецензия на экранизацию повести А. Чехова «Дуэль» (Результаты проекта «Власть слова». Проектный продукт (рецензия на фильм И. Хейфица «Плохой хороший человек») выполнен ученицей 11 класса моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области Ермошиной Екатериной . Проектный продукт (буктрейлер) «Запечатлённое слово. А. Чехов. «Дуэль»» выполнен учеником 8 класса моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области Ситором Дмитрием в соавторстве с Ермошиной Екатериной. Руководитель проекта – Хатькова С. А., учитель русского языка и литературы моу сош №1 г. Хвалынска.)

Сценарий урока

  • Как вы думаете, почему в списке профессий не значится профессия читатель? Возможно ли в будущем появление специальности читатель?

Почему во все времена «интеллигентно» быть читателем? Сформулируйте вопросы, разоблачающие «любителя читать». Подчеркните вопросы, при составлении которых вы представляли конкретного человека (себя, друга, знакомого) и абстрактного человека (собирательный образ читателя, предполагаемый).

  • Читать полезно. Бесполезность чтения. Выберите тезис. Будьте убедительны в обосновании своей точки зрения: приведите как можно больше аргументов, доказывающих вашу правоту. Подчеркните те аргументы, с которыми вы бы могли выглядеть достойно в поединке с учителем словесности: «Почему не прочитано (прочитано не до конца) произведение?»  
  • Классифицируйте читателей-школьников по целям их чтения.

Закончите высказывания:

  • ученики 1-4 классов вынуждены читать художественные произведения, потому что…
  • ученики 5-8 классов вынуждены читать  художественные произведения, потому что…
  • ученики 9-11 классов вынуждены читать художественные произведения, потому что…
  • Подтвердите или опровергните тезис: «Школьник – раб школьной программы чтения художественной литературы». Сформулируйте личностные результаты школьника-читателя художественной литературы.
  • Назовите виды чтения (и способы знакомства с произведениями), которые вы использовали в течение 10 лет. Какие «способы знакомства»  с книгой часто подводили вас на уроке литературы? Продолжите список причин, по которым чтение произведения заменяется чтением краткого его пересказа, просмотром его экранизации: объёмность произведения, неумение рационально распределить время на чтение произведения и подготовку к урокам не «литературным», …..
  • Как вы думаете, с чего должно начинаться чтение произведения на уроке? Объясните причинно-следственную связь аргументов вашего размышления.
  • Любое занятие чем-либо начинается с желания заняться чем-либо: хочу плавать – пойду плавать; хочу почитать – почитаю. Как организовать на уроке желание почитать, как вызвать такой интерес к книге, чтобы захотелось её почитать? Как заманить читателя «в книгу»? Выступите в роли скептиков: «разочаруйте» меня, указав на иллюзорность путей организации на уроке чтения с увлечением.

Презентация 1. Работа со слайдом 1. Итак, я считаю:

  • увлечь чтением может тема произведения. Например, я говорю: «Это книга о любви».

 (Оппоненты разделяют точку зрения Е. Онегина, человека, который прочёл всю «библиотеку», чтобы прийти к выводу:

…Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна...

Обучающиеся вспоминают произведения, в которых раскрывается тема любви, и комментируют «новизну» идей, иронизируя над мечтаниями героев: «Надежда им лжёт детским лепетом своим».

- И. Тургенев «Ася». «У любви нет завтра».

И. Тургенев «Отцы и дети».  О любящем человеке: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

- Л. Толстой «Война и мир». «Надо любить, надо верить, надо надеяться». «Чтобы любить, как Бог, надо стать его частицей, надо вернуться к нему. Любить, как Бог, на земле не получается».

- Ф. Достоевский «Преступление и наказание».  О той, кем любим: «Нянькой будет!» О той, которая любит: «Юродивая».

- А. Чехов «Дама с собачкой». В любви нет счастья. Чувство как испытание, как крест.

- Н. Чернышевский «Что делать?» Теория разумного эгоизма чувства.

- М. Лермонтов «Герой нашего времени». Любовью разбиваются сердца Мери, Бэлы, Веры, Печорина.

А Пушкин «Евгений Онегин». Любящий «бедный Ленский;  чуть с ума не «своротивший» Онегин; Ольга «как эта глупая луна на этом глупом небосклоне», святость  Татьяны».)

  • увлечь чтением может главное событие произведения. Например, я говорю: «Это книга о дуэли».

 (Оппоненты замечают, что в русской литературе дуэль показана не как поединок, а как срежиссированное театральное представление в жанре трагикомедии, шутовства: «Взвести друг на друга курок и метить в ляжку иль в висок» (А. Пушкин «Евгений Онегин»). Обучающиеся вспоминают дуэлянтов (Пьера и Долохова, Сильвио и графа, Базарова и П. П. Кирсанова, Онегина и Ленского, Печорина и Грушницкого) и понимают, что в лоскутах дуэли герои прячут наготу души, «в буйной слепоте страстей» (Ф. Тютчев) ранят не противника, а самих себя.)

  • увлечь чтением может Слово произведения, язык произведения, культура речи писателя.

 (Оппоненты опасаются «словесного пижонства» в его низкой или высокой форме проявления. Обучающиеся комментируют, например, следующие известные строки:
«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя». «Кто писал не знаю, а я, дурак, читаю». (А. Чехов «Жалобная книга»)
«Когда смотрюсь я в зеркала, То вижу, кажется, Эзопа, Но стань Дембровский у стекла, Так вдруг покажется там ж...» (А. Пушкин Эпиграмма)
«Несносно видеть пред собою одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь, как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей». (А. Пушкин «Евгений Онегин») 

  • Откроем учебник. Прочтём первый эпиграф, которым открывается статья  «Введение». ( ˂Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. А. Пушкин˃) Следовать, следить, выслеживать, караулить, угадывать, любопытствовать…Какой способ чтения с увлечением предложен писателем? Выскажите своё отношение  к этому приёму чтения.
  • Прочтите второй эпиграф Введения (˂Чтобы понять писателя, надо прежде всего его правильно прочесть. В. Ходасевич˃). Можете ли вы назвать «правила чтения»? Мешают или помогают понимать правильно писателя возраст читателя, уровень его  воспитания, образования, культуры? Постарайтесь объединить в своём размышлении противоположные точки зрения, избегая противоречия аргументов.
  • Правильно прочесть. Правильно понять писателя. Какой тезис спорный? Озвучьте ваш  самый убедительный аргумент и ваш  вовсе не убедительный аргумент. Есть ли у читателя право на интерпретацию произведения? Продолжите высказывания: «Интерпретировать – значит… Интерпретация нужна для того, чтобы… Интерпретатору проще выражать идеи прочитанного, потому что…»
  • Работа с Презентацией 2 (с буктрейлером «Запечатлённое слово. А. Чехов «Дуэль»») и рецензией на повесть А. Чехова «Дуэль».

Работая над проектом «Запечатлённое слово», ученик 8 класса и ученица11 класса прочли по моей «указке» одно произведение русской классической литературы. Одиннадцатиклассница написала рецензию на книгу и её экранизацию, восьмиклассник подготовил буктрейлер.  Участники проекта присутствуют сегодня на занятии.

  • Разъединим аудио и видеоряды презентации 2 (буктрейлера).

Сначала прослушаем аудиофайл буктрейлера.

Проголосуем. Поприветствуйте автора рекламного ролика правой рукой, если вас увлекла книга, если вам захотелось узнать, что это за книга, если в вас возникло желание почитать её. Поприветствуйте автора презентации левой рукой, если вы остались равнодушны к неизвестной книге. Пожимая автору руку, объясните свой выбор. Если при выражении своего отношения к книге вы столкнётесь с совпадающими в классе точками зрениями, сформулируйте своё мнение синонимичными конструкциями. Автор же  работы постарается отстоять свой взгляд на произведение, свой интерес к книге, сохраняя втайне фамилию писателя и название книги.

  • Предположите авторство книги, приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

(Предположения обучающихся:

1) драма «любил-разлюбил» свойственна героям М. Лермонтова (Печорину) и А. Чехова (Тригорину);

2) об «узкой консервативной морали» рассуждают герои Ф. Достоевского (Раскольников), И. Тургенева (Базаров), Н. Чернышевского (Рахметов);

3) «деспотами-иллюзионистами»  показаны герои А. Пушкина (Онегин, «модный тиран»), А. Чехова (Беликов, «человек в футляре»);

4) «породистость» выбрана для внешности героя  М. Лермонтова (Печорина);

5) дуэль как представление, спектакль, постановочное действие представлена в произведении И. Тургенева (дуэль Базарова и П. Кирсанова);

6) «светлых повестей» игры с жизнью и со смертью нет ни у И. Тургенева (Базаров против Базарова), ни у М. Лермонтова (Печорин против Печорина), ни у А. Чехова (Треплев против Треплева) – повести грустные, чёрные.

  • Соединим аудио и видеоряды буктрейлера. Посмотрим презентацию 2 (открыть с помощью программы VLC media player).

Определены фамилия писателя и название произведения. А. П. Чехов «Дуэль». Вспомните синонимы слова «дуэль». (Поединок, борьба, соревнование, состязание, спор, диспут.)  Как вы думаете, какое значение слова «дуэль» выбрано автором презентации для интерпретационного анонсного слова о книге?  Какие слайды, использованные «буктрейлеристом»,  какие творческие (или технические) его находки «работают» на ваше предположение?

  • Переведите «светлую повесть» с жаргонного языка на язык литературный. Составьте возможные аннотации к предполагаемой «светлой повести» А. Чехова «Дуэль».
  • Откроем статью учебника «Нравственный идеал А. Чехова». Найдём в данной статье абзац, в котором рассказывается о «важнейшем идеале А. Чехова». (˂…Другим важнейшим идеалом Чехова было то, что обычно называют чувством человеческого достоинства, а сам он называл «чувством личной свободы» в человеке. Иными словами, это стремление быть независимой личностью в самом широком смысле слова. Независимым в поведении, то есть требовать к себе уважения как к человеческому существу, от природы обладающему своей, особой индивидуальностью, никогда ни перед кем не унижаться, не быть ничьим рабом; независимым в мысли, то есть по возможности иметь обо всем свое, основанное на личном опыте суждение, никогда не повторять чужих мыслей и мнений, какими бы авторитетными они ни казались… ˃) Как вы поняли объяснение авторами учебника «идеала А. Чехова»? Прокомментируйте прочитанное.
  • Как вы думаете, «чувство внутренней свободы» освобождает человека (от чего? от кого?) или загоняет его в угол? Докажите свою точку зрения, опираясь на образ интерпретированного в буктрейлере чеховского героя. Как это «чувство внутренней свободы» названо в романе в стихах А. Пушкина? Определите точки соприкосновения «хандры» Онегина и   «чувства внутренней свободы» чеховского героя.
  • В буктрейлере озвучиваются вопросы, поставленные А. Чеховым в «Дуэли». Какие вопросы вы запомнили? Как вы поняли, автор буктрейлера ассоциативно отвечает на чеховские вопросы о «человеческой породе», об «узости консервативной морали», о «деспотах-иллюзионистах», т.д.? Сформулируйте его ответы.
  • Работа с рецензией на книгу и на её экранизацию (Приложение). Групповая работа. Каждой группе достаётся по одной странице рецензии. Задание: определить тезисы рецензии. Озвучьте «постранично» (группа за группой)  тезисы размышления одиннадцатиклассницы о книге и сделайте вывод: автор рецензии  на стороне книги или на стороне её экранизации? Какие изменения могут появиться в ваших составленных ранее аннотациях?  Рецензия чеховской повести «Дуэль»  увеличила или сократила расстояние между вами (как прогнозируемыми читателями) и книгой?
  • Для того чтобы написать рецензию, ученице пришлось сначала прочитать книгу, потом посмотреть фильм, затем перечитать книгу. Спросим у одиннадцатиклассницы: «С чего началось увлечение чтением: со знакомства с книгой (с первого её  прочтения) или с  перечитывания книги? Что означает «чтение с увлечением»?»
  • Откроем статью учебника «Заключение», прочтём последний её абзац. (˂…Авторы питают надежду, что некоторые юноши и девушки, изучавшие русскую литературу XIX века по учебнику, изберут областью профессиональных интересов науку о литературе. Те же, кто предпочтет иные специальности, не будут сожалеть о том, что знакомились с русской литературой по этой книге; возможно, чтение станет их любимым занятием и будет доставлять художественное наслаждение и радость познания… ˃) Как авторы учебника понимают выражение «чтение с увлечением»? Прокомментируйте прочитанное. Авторами учебника определены составляющие чтения с увлечением: «художественное наслаждение и радость познания». Продолжите список этих составляющих.
  • Согласны ли вы с утверждением: «Чтобы увлечь школьника чтением художественного произведения, учитель должен быть «деспотом-иллюзионистом». Если согласны с данной точкой зрения, то закончите высказывание: чтобы увлечь школьника чтением художественного произведения, учитель должен быть «деспотом-иллюзионистом», то есть он должен уметь…

Если высказанное мнение вы не разделяете, то предложите свой сравнительный образ учителя-словесника, призвание которого -  воспитывать в школьнике любовь (интерес) к чтению. Прокомментируйте свою интерпретацию «учебных действий» учителя литературы.

  • Оформите свои выводы о науке убеждать (побуждать к действию) на уроке (ученика или /и  учителя) в виде карты военных действий, отразив на ней черты характера участников урока, способы их работы, действия.
  • Выберите, с вашей точки зрения, самое сложное задание, с которым вы сегодня справились. Оцените свою работу на уроке по качеству выполнения этого задания.
  • Какой вид работы вам показался самым интересным? Какое задание для работы на сегодняшнем уроке вы бы предложили сами? Сформулируйте его цель.

Домашнее задание (выбор обучающегося): слайды 2 - 4 Презентации 1.

  • Прочтите повесть А. Чехова «Дуэль». Авторы учебника в статье «Нравственный идеал А. Чехова» напоминают сюжет, придуманный писателем; сюжет о том, как «…молодой человек выдавливает из себя по капле раба, как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая...» Сопоставьте данный сюжет с сюжетом повести «Дуэль». Ответьте на вопрос: «Какой путь к вочеловечиванию выбран писателем: путь выдавливания из себя по капле раба или путь впитывания в себя по капле раба (если говорить о рабе морали)?
  • Найдите и объясните интерпретационные параллели повести и фрагментов «Ералаша», мультфильма, использованных в буктрейлере.
  • Объясните, почему в буктрейлере при интерпретации повести использована театральная «кухня»: театральные звонки, «программки», репетиции, спектакль?
  • Выразите своё отношение к буктрейлеру  как к жанру анонса книги, её рекламы. Определите отличительные черты буктрейлера и аннотации, рецензии.
  • Подготовьте свой буктрейлер. (Снимите своё рекламное «кино», отобрав литературный материал, исполнив роли героев повести.)