Цель урока: обобщить и систематизировать знания жизни и творчества С.А.Есенина.
Задачи урока:
- сделать выводы о своеобразии раскрытия темы Родины в лирике поэта;
- рассмотреть особенности художественного мира поэта;
- развивать художественный вкус, воспитывать любовь к поэзии, интерес к творчеству С.А.Есенина.
Данный материал можно использовать как для 7 класса (программа под ред. Кутузова предусматривает обзорное изучение творчества С.А. Есенина), так и для 11.
Оборудование: сборники стихотворений С.А.Есенина, репродукции и фотографии к изучению биографии поэта, рисунки учащихся к стихотворениям автора, романсы на стихи С.А.Есенина, музыкальное фоновое сопровождение, мультимедийное сопровождение.
Моя лирика жива одной большой
любовью – любовью к Родине. Чувство
Родины – основное в моем творчестве.
С.А. Есенин.
Ход урока:
1. Сообщение учителем темы, целей занятия; настрой на позитивную работу.
2. Сообщения учащихся о жизни С.А.Есенина. Выразительное чтение стихотворений. Показ слайдов.
(1 слайд: просторы Константинова) Выразительное чтение стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная…”.
1 ведущий. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. “Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село,- вспоминала сестра поэта Александра Есенина. –
(2 слайд: церковь в Константинове) Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому памятнику архитектуры”. Раздольные луга, березовые рощи, ширь, простор, что не окинешь взглядом, - все это с детских лет привлекало будущего поэта.
(3 слайд: зеленые массивы Константинова) Выразительное чтение стихотворения “Край любимый, сердцу снятся…”
2 ведущий. Жизнь в селе начиналась рано. Летом, задолго до восхода солнца, часа в два-три, в тишине слышится позвякивание ведер,- это бабы отправляются доить коров. Нужно в стадо выгнать овец, накормить свиней, принести воды, истопить печку… (4 слайд: комната в доме Есенина) Истопив печь, будят всю семью завтракать, а после – все отправятся на работу в поле, дома останутся старики да дети.
Выразительное чтение стихотворения “В хате”.
1 ведущий. (5 слайд: дом Есенина; родители) Большой след в памяти Есенина оставили деревенская улица, дружба с мальчишками и, конечно же, его родные, особенно мать, которой впоследствии он посвятит не одно свое стихотворение.
Выразительное чтение стихотворения “Письмо матери”.
2 ведущий. Мировосприятие С.А.Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в его стихах звенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей. (6 слайд: берёза зимой) Растущее под окном дерево Есенин однажды увидел в торжественном наряде, в благоговейной тишине.
Выразительное чтение стихотворения “Береза”.
1 ведущий. У Есенина много стихотворений о животных: “Песнь о собаке”, “Корова”, “Лисица”, “Собаке Качалова”, “Табун” и другие – все они пронизаны любовью, нежностью и драматизмом бытия живого в этом мире (7 слайд: изображения животных).
Выразительное чтение стихотворений о животных.
2 ведущий. От проникновенных стихов о “стране березового ситца”, шири её степных раздолий, сини озёр, шума дубрав до тревожных раздумий о Родине, о судьбах России в суровые, грозные годы каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к отчизне.
3. Тематика стихотворений С.А.Есенина и своеобразие её раскрытия. Работа с текстами стихотворений.
а) Тема Родины в лирике С.А.Есенина.
Какова главная тема творчества Есенина? Обратимся к эпиграфу. Как представлена тема Родины в творчестве поэта? Заполним схему в тетради. В скобках учащиеся самостоятельно приводят примеры изученных стихотворений.
Т Е М А - малая родина (… );
Р О Д И Н Ы - пейзажная лирика (… );
В Л И Р И К Е - русский народ, жизнь деревни (… );
Е С Е Н И Н А. - человек и животные (… );
- Русь, Россия (… );
-противопоставление деревни городу (… )
б) Литературный диктант.
По прочитанным учителем строчкам стихотворений вспомнить его название, попытаться сформулировать тему.
- Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг её подков.
- Край ты мой заброшенный.
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
- И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
- Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
- Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
в) Художественный мир поэзии Есенина.
- С.А.Есенин – непревзойдённый мастер в создании образов. Какие изобразительные средства чаще всего встречаются в его поэзии? Проверка домашнего задания (учащиеся зачитывают тропы из разных стихотворений).
- Стихи Есенина удивительно музыкальны, многие из них положены на музыку и являются романсами. Послушаем один из них (звучит романс, например, “Отговорила роща золотая”, демонстрируются слайды живописных мест Константинова).
г) Лингвистический эксперимент.
Задача учащихся – вставить на месте пропусков образные прилагательные (эпитеты).
Звени, звени, ____________ Русь,
Волнуйся, ____________ ветер!
Блажен, - кто радостью отметил
Твою ______________ грусть.
Звени, звени, ___________ Русь.
4. Тайны имени.
Сейчас попробуем взглянуть на личность С.А.Есенина с другой стороны. Длительное время увлекаясь вопросами влияния имени на характер и судьбу человека, систематизируя материал, касающийся значения имени, звука и цвета имени, нам (мне и одной из моих учениц) удалось апробировать данные нетрадиционные методы применительно к литературе и исследовать имя известного поэта 20 века Сергея Александровича Есенина. Послушаем, к каким интересным выводам мы пришли в процессе этой работы (сообщение учащейся на тему “Тайны имени. Сергей Есенин”, выдержки из мультимедийного сопровождения см. в приложении).
5. А какого Есенина открыли вы для себя? “Мой Есенин”. “Письмо к Есенину”. (Учащиеся читают свои работы, написанные на уроках в процессе изучения творчества поэта; ниже приводится фрагмент одного из сочинений).
… Теперь, когда прошло время, я продолжаю думать о Есенине даже не как о поэте, а как о человеке. Многие говорят, что он был пьяница, хулиган, но не может Сережа Есенин быть таким. Мой Есенин чист душой от начала и до конца, мой Есенин презирает грубость, пошлость. Мой Есенин умер, но живы его глаза, его голос. Распущенность убивает, а он вот здесь, рядом, смотрит и улыбается, говорит и плачет. Он хулиган, гуляка; он увидел жизнь со всех сторон, познал все ее прелести и изъяны и научился отличать истинное от ложного, искусственное от настоящего. Но чтобы постичь все это и не потеряться, ему необходимо было каждый раз напоминать себе о существовании пошлого, грубого, мерзкого и каждый раз, покоряясь телом, все дальше и дальше отгонять его от своей души. “Годы молодые с забубенной славой, отравил я сам вас горькою отравой”, - пишет Есенин. Ему надо было “отравить” “годы молодые”, чтобы сейчас и я, и вы с замиранием каждой клеточки и мокрой пленкой на глазах читали и перечитывали незамысловатые строчки, заставляющие трепетать даже самого простого невежду.
Есенин умер, но он рядом со мной, рядом с вами. Он все так же любит жизнь, любит живых, все так же не боится смерти, ему все так же жаль, что не все, о чем мечтал, сбылось. Он ушел, но не сказал “прощай”, а сказал “до свидания”.
6. Заключительный этап (слайд: памятники Есенину).
Время Есенина – время больших потрясений в истории России. Душа поэта не вынесла этих поворотов. Он с болью в сердце принимал коренные перемены в экономике, ему было жаль избяную, патриархальную, уходящую Русь. Такое безрадостное настроение усугублялось еще и неустроенностью в личной жизни. “Я – божья дудка,- говорил Есенин и пояснял,- это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять нечем и неинтересно”. Он ни о чем не сожалел, но очень часто в последние годы в стихах Есенина слышны печальные трагические мотивы и упоминания о той стране, где вечная тишь и благодать.
Выразительное чтение стихотворения “Мы теперь уходим понемногу…”
27 декабря 1925 года в Ленинграде в гостинице поздно вечером, далеко за полночь, произошло несчастье: не стало Сергея Александровича Есенина. За день до этого он написал стихотворение “До свидания, друг мой, до свиданья…”, в котором словно прощался со своими читателями. Послушайте его и, оставшись с собой наедине, подумайте об этом великом человеке и поэте (звучит стихотворение “До свиданья, друг мой, до свиданья…” на фоне музыки, магнитофонная запись).