Цель урока: углубить знания о жизни Н. Н. Гончаровой, ее судьбе, о взаимоотношениях Пушкина с Гончаровой-невестой, о Натали Пушкиной — жене, вдове.
Оборудование:
- портреты А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой – Пушкиной - Ланской;
- магнитофон с аудиозаписью музыки к уроку; выставка книг о Н. Н. Гончаровой-Пушкиной;
- стенд “Музы Пушкина”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Музыкальный этюд собственного сочинения, посвященный Н.Н. Гончаровой. Автор и исполнитель – юный пушкинист.
2. Слово учителя.
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил,
Верил свято.
И перед смертью говорил:
“Она ни в чем не виновата”. (Н. Доризо)
И в его же (Николая Доризо) статье “Жена поэта” читаем: “Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала бы столь противоречивые толки, простые споры, длящиеся вот уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее для нас, чем гибель Трои. С этой женщиной связана жизнь и гибель величайшего гения России – Пушкина”.
Да, ослепительная, изысканная красота этой женщины (смотрим портрет кисти Брюллова) была таким же редким даром природы, как гениальность ее первого мужа. Ею восхищались самые знатные и самые знаменитые люди той блестящей эпохи.
Более века минуло после смерти Натальи Николаевны, а интерес к ее личности не ослабевает.
Какой же она была, эта первая красавица обеих столиц, - бездушной кокеткой, по вине которой произошла роковая дуэль, или глубокой, цельной личностью? Понять это, решить это для себя, задуматься о ее судьбе - задача сегодняшнего занятия.
Ведем записи в тетрадях. Тему определите в конце занятия.
Первая запись: “Какая она была, Наталья Николаевна?”.
Вторая запись: Стихотворения Ярослава Смелякова (поэта, жившего в нашем Новомосковске; экспозиция его комнаты есть в нашем городском музее) и Юлии Друниной, поэтессы, нашей современницы. Два стихотворения - две разные точки зрения.
Ассистенты:
Читают оба стихотворения (Я. Смеляков, “Натали”; Ю. Друнина, “Наталья Пушкина”).
Учитель:
Сопоставьте две точки зрения. Какая из них представляется вам более правильной?
Учитель:
Экспресс-вопросы:
- Где и когда родилась Наталья Гончарова?
- Когда отмечается Натальин день?
- Какой юбилей, связанный с именем Н. Гончаровой, отмечаем в 2002 году?
- Мы побывали на экскурсии в Полотняном Заводе. Что Вам запомнилось?
Учитель:
Предлагаю работу ассистентов: пусть Таша Гончарова расскажет о себе.
Девочка Таша:
Рассказывает о себе, о своем детстве, воспитании.
(Звучит мелодия Массне.)
Учитель
(держа в руках книгу “Венок Натали”, перелистывая ее):
Книга бесценная. Появилась совсем недавно, благодаря Ларисе Черкашиной. Вопрос: что знаете о ней? Вот портрет Таши Гончаровой (показывает). Вот ее сочинение о стихосложении, написанное орешковыми чернилами “Просодия”. (Ей нет и 10 лет!). Вот ее стихотворение брату, написанное на французском языке.
Ассистент:
Читает стихотворение на французском и русском языках.
Звучит музыка Г. Свиридова из музыки к повести А. С. Пушкина “Метель”.)
Учитель (продолжает о Таше):
Что еще из этой книги можно узнать о Таше Гончаровой? Уроки верховой езды - отличная наездница! Играла в шахматы, считалась лучшей шахматисткой Петербурга. Читала и записывала: “Чтение полезных книг служит к изощрению разума”, “Желающий чести человек, читая полезные книги, просвещает свой разум”. И это в 9 лет! Сама писала стихи! Жених Пушкин в Полотняном Заводе писал в ее альбом стихи, и она отвечала ему стихами! Пушкину-мужу она дала на суд свои творения, он ответил: “Не читаю - свои надоели!”.
Учитель:
1828 год. Москва. Бал.
Ассистенты:
Показывают инсценировку - “Сестры Гончаровы на балу” (Александра и Екатерина - о Таше).
Учитель:
В конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение и получил довольно неопределенный ответ. Ему уже 30 лет. Трижды Александра Сергеевич примеривался к браку и трижды его намерениям не суждено было осуществиться. Многие из тех, кем поэт был увлечен прежде, - именитых,
красивых, образованнейших женщин, почли бы для себя за счастье именоваться “госпожой Пушкиной”. Но, встретив Натали Гончарову, он понимает, для кого хранила его судьба. Запись в тетрадь: “Я полюбил ее, голова у меня закружилась”, - признается Пушкин. Наталья Ивановна, мать Натальи Николаевны, к счастью, не отвергла руку искателя сердца ее дочери: поэта гениального, но опального, некрасивого, но с благородной душой. Предложение было принято 6 апреля 1830 года. Из писем Пушкина, ставшего мужем: “Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив...”; “Мне без тебя так скучно, так скучно, что не знаю, куда головы преклонить...”. Это, пожалуй, одно из самых удивительных откровений поэта. Пушкину, великому Пушкину, окруженному столькими знаменитостями, умнейшими людьми своего века, скучно без нее, без его Наташи.
Учитель:
Экспресс - вопросы:
- Какое приданое Пушкину давали за невесту?
- Как понимать слова Пушкина: “Наша свадьба точно
бежит от меня”? - Где он на 3 месяца вынужден был задержаться? Почему?
1830 год. Болдино. Письма Пушкина летят невесте,
от нее - к нему (ее письма, к сожалению, не
сохранились). Звучат
письма Пушкина.
Ассистенты:
Читают стихотворение “Мадонна” (следует анализ этого стихотворения).
Учитель:
18 февраля 1832 года. Москва. Церковь Большого Вознесения.
Девочка в фате. Глаза опущены.
\Боже! До чего лее молода!
- Вы согласны быть женою Пушкина?
И в ответ чуть слышимое: “Да!”.
(Звучит мелодия Массне.)
Ассистент:
Рассказывает о Наталье Николаевне, о венчании... Перед Вами иконография Натальи Николаевны. Какой портрет вам больше нравится? Чем?
“Было в ней одно: красавица. Только – красавица, просто – красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч. И сразила”. Так писала Марина Цветаева! Для нее Наталья Гончарова была рок Пушкина, рок Поэта...
Анна Ахматова: “Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну как на сообщницу Геккернов в преддуэльной истории. Без ее активной помощи Геккерны были бы бессильны...”.
Взгляд Ахматовой на Наталью Николаевну полон ярости, взгляд Цветаевой - холодного отчуждения. Думаю, что это ревность женщин, одаренных талантом, к “только красавице”, “просто красавице” - к обыкновенной женщине, ничем не заслужившей, по их мнению, руки и сердца Поэта. Ученические тетради Таши Гончаровой сняли обвинения в ее никчемности, необразованности, пустоте. Ах, как жаль, что об ученических опытах Натали не дано было знать Марине Цветаевой и Анне Ахматовой... Может быть, резкость их суждений о них смягчилась бы. Ведь она была одной с ними - поэтической! - крови.
По шутливому признанию Натальи Николаевны, “марать бумагу - одна из моих непризнанных страстей”.
Ее письма, дневники - искренни, откровенны, полны подробностей быта Гончаровых и Пушкиных. Мы ощущаем, как развито в ней чувство долга и ответственности за детей, сестру, братьев; она и “верная супруга, и добродетельная мать”.
Сколько высокодуховной гармонии во внутреннем мире первой красавицы России: “Иногда такая тоска охватывает меня, что я чувствую потребность в молитве. Эти минуты сосредоточенности перед иконой, в самом уединенном уголке дома приносят мне облегчение...”.
Девочка-ассистент:
Продолжает воспоминания Натальи Николаевны о семейной жизни с Пушкиным.
Учитель:
Непросто представить, какой страдальческой жизнью были дальнейшие годы Натальи Николаевны. Ей помогала сила и глубина ее чувств к погибшему мужу, к осиротевшим детям.
Деревня, Петербург... Посещает она и Михайловское (в 1841 и в 1842 гг.), привозит памятник на могилу мужу, намеревается здесь поселиться, чтоб “иметь возможность водить детей-сирот на могилу их отца и утверждать в юных сердцах их священную память”.
Вынуждена уехать - ей необходимо лечение. К ней многие сватаются. Вторично Наталья Николаевна вышла замуж только в 1844 году за П. П. Ланского - генерала, человека доброго, порядочного, который полюбил ее, ее детей, окружил ее вниманием, заботой, любил ее глубоко и преданно.
Семья росла (уже 7 детей!).
Она умело, мудро управляла семейным кораблем, в плавании которого по бурному житейском морю было много подводных камней, острых рифов, неожиданных стремнин.
Она всегда искала счастья для своих близких, а потому была истинно счастлива.
Со спокойной совестью предстала она перед Высшим Судией 26 ноября 1863 года.
Роковые числа в жизни семьи Пушкина:
26 мая - день рождения А. С. Пушкина,
26 ноября — день смерти Натальи Николаевны;
27 августа - день рождения Натальи Николаевны,
27 января - день роковой дуэли Пушкина.
Похоронена Н. Н. Пушкина - Ланская в Александро-Невской Лавре. (Там же похоронен в 1877 году и П. П. Ланской. Они лежат под общим надгробием из черного мрамора.)
Ученицы читают свои стихи, посвященные Наталье Николаевне.
I.
О, Натали! Прекрасна и чиста,
Как луч весенний, месяц ясный.
Твоя земная красота
Слилась с поэзией прекрасной
В осуществленную мечту.
Как чудный сон смежает вежды...
Прошла по белому листу,
И он воспел твой образ нежный.
II
Натали.
О Вас поэт мечтал, Вас называл Мадонной,
Страдал душою страстной, непокорной.
Ему вручили ключ от сердца без сомненья
И подарили радость вдохновенья.
Средь миллионов томных женских лиц
Лишь Вы — красавица двух царственных столиц,
Божественная и земная Натали –
Поэта имя сквозь столетья пронесли!
Итак, что же дало Вам наше занятие? Ваши предложения: как бы вы озаглавили тему сегодняшнего урока? (Обсуждаются предложения: “Душу твою люблю гораздо более твоего лица:..” и “Она ни в чем не виновата”.) Ученица исполняет свою песню “Натали”, посвященную Наталье Николаевне.
I
Сыплет осень листвой золотой,
Бьют дождинки в стекло мостовой.
То ли сон, то ли явь - я не знаю:
Снова имя одно повторяю.
Припев:
Натали, Натали,
Лишь с небес Вы спуститься могли.
Кружит голову вальс, и вдали
Лик божественный Ваш, Натали.
II
Вам поэт посвятил сотни строк,
И, склоняясь у царственных ног,
Он любовь и судьбу Вам вручил,
Так за что Вас Господь разлучил?
Припев:
III
Две звезды с небосклона глядят,
Две звезды о любви говорят.
Эти звезды потомки зажгли
В память светлой любви Натали.
Припев: