"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" урок литературы в 6-м классе по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица"

Разделы: Литература


“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Предварительное задание:

1. Прочитать пьесу М. Метерлинка “Синяя птица”.
2. Группе учащихся подготовить постановку финальной сцены пьесы.

Цели урока: повторить теоретические сведения о драматическом роде литературы; поработать над лексическим значением ключевых слов урока; активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий пьесы; прививать любовь к слову; воспитывать осмысленное отношение к жизни.

Оформление доски: запись темы, эпиграфа, ключевых слов урока:

феерия, ремарка, реплика

друг - тот, кто связан дружбой, сторонник, защитник кого-либо

коварство – злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством

бессмертие – вечное существование, загробная жизнь

память – то, что связано с умершим (воспоминанием о нем, чувства к нему)

блаженство – полное, невозмутимое счастье

Страна Воспоминаний Дворец Ночи Сады Блаженств Царство Будущего

Эпиграф:

Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.

И. Шевелев

Ход урока

  1. Слово учителя.
  2. Цель нашего сегодняшнего урока - повторить теоретические сведения о драматическом роде литературы, поработать над лексическим значением ключевых слов урока; обобщить знания, которые мы получили, отправившись в путешествие с автором пьесы “Синяя птица” Морисом Метерлинком и ее героями, и завершить наше путешествие.

    Нельзя говорить о пьесе, не зная особенностей, законов драматического рода литературы. Давайте вспомним их.

    (Учащиеся называют их: 1. Любой жанр драматического рода предназначен для постановки на сцене. 2. Изображение событий и людей только в монологах и диалогах. Слово=поступок. 3. Автор проявляется неявно. Читатель остается как бы один на один с происходящими событиями, людьми. 4. Особые принципы использования художественных средств. 5. Замечания автора по ходу пьесы - ремарки, слова каждого действующего лица – реплики. 6. Жанры драматического рода: трагедия, драма, комедия, фарс, феерия). Обращается внимание учащихся на доску и в тетради записываются слова: ремарка, реплика, феерия

    Пьеса М. Метерлинка – феерия. В чем особенности этого жанра?

    (Феерия – добро. Стремление к счастью. Жизнь. Феерия – светлый тон. “Феерия” происходит от феи, в ней все светло, она стремится к счастью, в ней действуют добрые силы. Сказки фееричны. Они всегда хорошо кончаются.)

    Назвала я наш урок высказыванием Л.Н. Толстого “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”, а эпиграфом к уроку взяла слова русского ученого И. Шевелева: “Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось”.

    (Запись темы и эпиграфа в тетради).

    Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что это такое – счастье? Каким оно бывает? Как его добиться? Как остаться счастливыми? Над этими вопросами размышляют вот уже почти 100 лет читатели и зрители феерии М. Метерлинка “Синяя птица”.

  3. Беседа по вопросам.
  4. – Когда происходит действие пьесы? (В Рождественскую ночь)

    – Что это значит? (Могут произойти любые чудеса)

    Пьеса М. Метерлинка построена на мотиве поиска счастья – Синей птицы.

    – Почему синей? (Цвет неба, мечты)

    – В чем заключается символика этого цвета? (Символ счастья)

    Дети собрались в долгий и трудный путь поисков счастья не случайно.

    – Кому нужно было помочь? (Тяжело больной девочке)

    Фея Берилюна надевает Тильтилю на голову зеленую шапочку, и он поворачивает алмаз один раз, другой…

    – Что происходит со всеми окружающими предметами? (Зачитать ремарки, повествующие об оживлении предметов и чудесных превращениях)

    – Какие художественные средства помогают автору в преображении картины? (Ученики получают карточки с названиями художественных средств, заполняют их примерами из текста и сдают учителю. Эпитеты - ? Сравнения - ? Метафоры - ?)

    Итак, перед выходом из дома дети увидели души предметов.

    – Почему? (Таким образом выделились друзья человека – Душа Света и Пес)

    – Каково лексическое значение слова “друг”? (Ребята отвечают)

    – А как повела себя кошка? (Она не была другом, а только притворялась им, она коварна. Учитель и учащиеся еще раз обращаются к словарю и записи на доске, уясняя лексическое значение слов “друг” и “коварство”)

    Дружба и коварство всегда идут рядом и вы должны усвоить урок: нужно уметь отличать одно от другого.

    В перечне картин пьесы мы угадываем образ дороги, по которой пойдут дети: Страна Воспоминаний, Дворец Ночи, Сады Блаженств, Царства Будущего.

    – Почему эти названия пишутся с большой буквы? (Каждое из этих понятий – имя собственное, во Дворце Ночи дети действительно встретятся с Ночью, в Стране Воспоминаний – с Дедушкой и Бабушкой, давно ушедшими из жизни.)

    Итак, первая страна, которую посетили дети Тильтиль и Митиль, - Страна Воспоминаний. Мы побывали там вместе с ними.

    – Как живут в этой стране умершие Бабушка и Дедушка? Забыли ли они родных? Потеряли ли человеческие качества? Найдем слова Бабушки о том, когда они, ушедшие из жизни, просыпаются. (Текст пьесы).

    – Какие выводы могли сделать дети после встречи с Бабушкой и Дедушкой? Что утверждает автор?

    Вывод. Автор не верит в абсолютную смерть, картина встречи детей с Бабушкой и Дедушкой утверждают идею бессмертия тех, о ком помнят.

    – А что означают слова “бессмертие” и “память”? (Обращение к записи на доске).

    Эти понятия, как и понятия “друг” и “коварство”, тоже идут всегда рядом. Если помним – человек бессмертен.

    Дедушка и Бабушка подарили детям Синюю Птицу.

    – Что с ней случилось? Почему?

    Далее искатели счастья оказываются во Дворце Ночи.

    – Какое впечатление оставило у вас Царство Ночи? Кто его обитатели? Почему им и там не досталась Синяя птица?

  5. Физкультминутка.

А сейчас закрыли глаза. Представьте, что вы в мире Блаженств. Сейчас блаженство – потянуться. Руки в стороны – вверх – в стороны – вниз, в стороны – вверх – в стороны – вниз. Вытянули ноги. Расслабились. Вращаем головой (к правому плечу – назад – к левому плечу – вперед, а теперь – в обратную сторону). Думаем только о том, как хорошо. Потянулись. Сели ровно. Открыли глаза.

IV. Продолжение беседы

– Что такое блаженство? (Обращение к записи на доске)

Тильтиль и Митиль попали в мир, противоположный Царству Ночи, богатый, яркий, полный сладостей. Но на самом деле детям нельзя было поддаваться на уговоры Тучных Блаженств, Блаженств безмерных наслаждений.

– Почему? Что об этом говорит Душа Света? (Зачитываются слова Души Света “Не бойся, они очень радушны…”)

Да, это искушающий забвением мир. Поддашься ему – потеряешь стремление идти к счастью, помочь больной девочке. Но появляются и истинные Блаженства. Кто они? Что узнал о них Тильтиль? Голубое Небо, Лес, Вода, Солнце – вот истинные Блаженства.

– О каких еще истинных блаженствах вы узнали из пьесы? (Зачитать)

– Какой урок вынесли дети, побывав в Садах Блаженств?

Вывод. Нужно уметь наслаждаться истинными блаженствами и ценить их. Это очень просто – они всегда рядом. Это природа, здоровье, любовь к близким и близких.

И в завершении пути – Царство Будущего.

– Интересно ли было в этой стране?

– Кого больше всего ждут на земле? (Читаем слова Старика Время: “По одному!… Всегда вас больше, чем нужно…”)

– Каким вы представляете себе Старика Время? (Старик Время суров, даже безжалостен, ни на какие мольбы не склоняется)

– Какие уроки жизни преподнес автор детям?

Вывод. Время беспощадно и неумолимо. Недаром у него в руках коса и песочные часы.

– А какие уроки извлекли из этого вы?

И вот дети оказываются перед стеной. В ней калитка. Рассвет. Это картина “Прощание”. (Чтение по ролям картины до слов: “Мы сделали все, что от нас зависело.”)

Прошел год с тех пор, как дети отправились в путь.

–Почему год, ведь всего прошла одна ночь? (Ночь Рождественская – наступил другой год)

По числу месяцев в году – в пьесе 12 картин. Может быть, все это ребятам приснилось? Не это главное. Ведь “порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось”.

– Так что же жизнь преподнесла героям наяву? (Постановка финальной сцены пьесы со слов: “Мы сделали все, что от нас зависело…”)

– Так где же обитала Синяя Птица, почему она улетела? Что этим хотел сказать автор?

Люди бродят по свету в поисках счастья, а оно где-то рядом, дома. (Звучит фонограмма песни “Зов синевы” из кинофильма “Синяя птица”, муз. А. Петрова, И. Костела).

Мы с вами живем в одном большом Доме: нашем Мире – планете Земля. Мы не можем надеяться на сказочное счастье. Но если мы будем чувствовать ответственность за то, что происходит в нашем Доме, будем стремиться строить будущее с учетом интересов и мнений других людей, сострадать друг к другу, нам удастся создать новый Дом – Мир, в котором захочет поселиться Счастье. Ведь “счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

V. Домашнее задание.

Написать размышление над словами древнегреческого философа Платона: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное”. Вспомните сказки народные и литературные, произведение Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, обсудите это высказывание с родителями и только потом садитесь за перо.

И напоследок запишите в записные книжки и запомните мое вам напутствие:

Если вам среди обид и бед
В пути удачи нет как нет,
Взгляните вверх, и все печали
Развеет голубой привет.

Т. Харрисон (перевод Т. Калининой).