Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Изображение жизни и выражение точки зрения автора в эпических произведениях».
Задачи урока:
- Дать учащимся понятие морально-этической категории чести;
- Научить учащихся составлять обобщающие таблицы;
- Формировать умения делать выводы;
- Ввести понятия «позиции автора, героя, рассказчика»;
- Выявить уровень знаний учащихся;
- Развить устную монологическую речь учащихся;
- Обучить анализу авторской позиции, позиции героя и рассказчика;
- Развить творческие способности учащихся.
Литература: В мире литературы. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г. Кутузова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 480с.: ил. ISBN 5-7107-7680-7
Оборудование урока: Мультимедиа аппаратура (компьютер/ноутбук, экран, проектор), лучше – интерактивная доска, презентация PowerPoint, тексты произведений и рабочие листы-карточки (раздаточный материал группам).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности детей к уроку, сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.
Рис. 1. Тема урока (слайд презентации, приложение 1)
II. Основная часть урока.
1. Актуализация знаний.
Какие произведения мы с вами изучали и анализировали в этой четверти? (М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», А.С. Пушкин «Выстрел» и П. Мериме «Маттео Фальконе).
Рис. 2. Портреты авторов (слайд презентации, приложение 1)
- Назовите главных героев в системе образов этих произведений. Аргументируйте свой ответ. (Купец Калашников, Сильвио, Маттео Фальконе).
- Что объединяет этих героев? (Проблема чести; герои совершают свои поступки, руководствуясь понятием чести).
- Что такое честь? Как вы понимаете понятие чести? (Честь - совокупность моральных качеств и принципов человека достойных уважения, которые формируются в обществе, незапятнанная репутация, внутреннее нравственное достоинство человека).
Рис. 3. Понятие чести (слайд презентации, приложение 1)
2. Работа в группах.
Учащиеся делятся на три группы (каждой группе – одно из произведений). Каждая группа работает над содержанием этих произведений и отвечает на вопрос: Как герои этих произведений относятся к понятию чести? Одинаково ли это понятие? Какими идеалами при этом они руководствуются? Почему так отличаются понятия чести у героев? (Калашников – народные идеалы нравственности; Сильвио – дворянская честь; Маттео – «семейная, родовая», «корсиканская» честь).
Необходимо уточнить, что Сильвио – человек цивилизованный, а Маттео – нецивилизованный и живут они в разных социумах. Понятие цивилизованный записать на доске (Цивилизованный – являющийся носителем цивилизации. Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры, мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой). Также необходимо вспомнить где и когда происходят события, описанные в произведениях.
3. Дискуссия между группами.
Вывод: Любое сообщество формирует свое понятие чести.
Рис. 4. Вывод (слайд презентации, приложение 1)
В процессе дискуссии заполняются таблица «Отношение (позиция) автора, героя, рассказчика к проблеме чести в эпических произведениях «Песнь про купца Калашникова», «Выстрел», «Маттео Фальконе»).
Рис. 5. Таблица «Позиции автора, героя, рассказчика» в произведениях (слайд презентации, приложение 1)
При работе с таблицей учителю необходимо корректировать ответы детей и вспомнить с учащимися такие понятия, как:
Автор – носитель идеи произведения. Он выражает свое отношение к событиям, героям, рассказчику выбором языковых средств, которые несут определенную оценку. Точка зрения автора несравненно глубже точки зрения рассказчика. Автор проявляет свою точку зрения на изображение в выборе темы, героев, языковых средств в сюжете и композиции эпического произведения.
Рассказчик – художественный образ, созданный средствами языка, конкретное лицо со своим характером.
Тема – предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества, повествования. (то, о чем говорится в тексте).
Идея – основная, главная мысль текста.
Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Итог: Позиции автора, героя, рассказчика могут в чем-то совпадать и не совпадать.
Рис. 6. Литературоведческие понятия (слайды презентации, приложение 1)
Рис. 7. Литературоведческие понятия (слайды презентации, приложение 1)
III. Самостоятельная творческая работа учащихся (карточки):
- Назовите языковые средства изображения героя в эпических произведениях.
- Чем сюжет отличается от фабулы?
- Назовите этапы сюжета.
- Какой момент в сюжете является кульминацией?
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Эссе «Существует ли понятие чести в современном обществе?»
Рис. 8. Домашнее задание (слайд презентации, приложение 1)