Сценарий урока литературы "Проблема чести в произведениях М.Лермонтова "Песня про купца Калашникова", А.Пушкина "Выстрел", П.Мериме "Маттео Фальконе" (позиция автора, героя, рассказчика)

Разделы: Литература


Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Изображение жизни и выражение точки зрения автора в эпических произведениях».

Задачи урока:

  • Дать учащимся понятие морально-этической категории чести;
  • Научить учащихся составлять обобщающие таблицы;
  • Формировать умения делать выводы;
  • Ввести понятия «позиции автора, героя, рассказчика»;
  • Выявить уровень знаний учащихся;
  • Развить устную монологическую речь учащихся;
  • Обучить анализу авторской позиции, позиции героя и рассказчика;
  • Развить творческие способности учащихся.

Литература: В мире литературы. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г. Кутузова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 480с.: ил. ISBN 5-7107-7680-7

Оборудование урока: Мультимедиа аппаратура (компьютер/ноутбук, экран, проектор), лучше – интерактивная доска, презентация PowerPoint, тексты произведений и рабочие листы-карточки (раздаточный материал группам).

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности детей к уроку, сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.

Рис. 1. Тема урока (слайд презентации, приложение 1)

II. Основная часть урока.

1. Актуализация знаний.

Какие произведения мы с вами изучали и анализировали в этой четверти? (М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», А.С. Пушкин «Выстрел» и П. Мериме «Маттео Фальконе).

Рис. 2. Портреты авторов (слайд презентации, приложение 1)

  • Назовите главных героев в системе образов этих произведений. Аргументируйте свой ответ. (Купец Калашников, Сильвио, Маттео Фальконе).
  • Что объединяет этих героев? (Проблема чести; герои совершают свои поступки, руководствуясь понятием чести).
  • Что такое честь? Как вы понимаете понятие чести? (Честь - совокупность моральных качеств и принципов человека достойных уважения, которые формируются в обществе, незапятнанная репутация, внутреннее нравственное достоинство человека).

Рис. 3. Понятие чести (слайд презентации, приложение 1)

2. Работа в группах.

Учащиеся делятся на три группы (каждой группе – одно из произведений). Каждая группа работает над содержанием этих произведений и отвечает на вопрос: Как герои этих произведений относятся к понятию чести? Одинаково ли это понятие? Какими идеалами при этом они руководствуются? Почему так отличаются понятия чести у героев? (Калашников – народные идеалы нравственности; Сильвио – дворянская честь; Маттео – «семейная, родовая», «корсиканская» честь).

Необходимо уточнить, что Сильвио – человек цивилизованный, а Маттео – нецивилизованный и живут они в разных социумах. Понятие цивилизованный записать на доске (Цивилизованный – являющийся носителем цивилизации. Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры, мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой). Также необходимо вспомнить где и когда происходят события, описанные в произведениях.

3. Дискуссия между группами.

Вывод: Любое сообщество формирует свое понятие чести.

Рис. 4. Вывод (слайд презентации, приложение 1)

В процессе дискуссии заполняются таблица «Отношение (позиция) автора, героя, рассказчика к проблеме чести в эпических произведениях «Песнь про купца Калашникова», «Выстрел», «Маттео Фальконе»).

Рис. 5. Таблица «Позиции автора, героя, рассказчика» в произведениях (слайд презентации, приложение 1)

При работе с таблицей учителю необходимо корректировать ответы детей и вспомнить с учащимися такие понятия, как:

Автор – носитель идеи произведения. Он выражает свое отношение к событиям, героям, рассказчику выбором языковых средств, которые несут определенную оценку. Точка зрения автора несравненно глубже точки зрения рассказчика. Автор проявляет свою точку зрения на изображение в выборе темы, героев, языковых средств в сюжете и композиции эпического произведения.

Рассказчик – художественный образ, созданный средствами языка, конкретное лицо со своим характером.

Тема – предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества, повествования. (то, о чем говорится в тексте).

Идея – основная, главная мысль текста.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Итог: Позиции автора, героя, рассказчика могут в чем-то совпадать и не совпадать.

Рис. 6. Литературоведческие понятия (слайды презентации, приложение 1)

Рис. 7. Литературоведческие понятия (слайды презентации, приложение 1)

III. Самостоятельная творческая работа учащихся (карточки):

  • Назовите языковые средства изображения героя в эпических произведениях.
  • Чем сюжет отличается от фабулы?
  • Назовите этапы сюжета.
  • Какой момент в сюжете является кульминацией?

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Эссе «Существует ли понятие чести в современном обществе?»

Рис. 8. Домашнее задание (слайд презентации, приложение 1)