Сценарий урока творческой мастерской на тему "Твори добро" (по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"). 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Вид урока: урок-мастерская творческого письма

Технология: педагогическая мастерская

Цели урока:

  • Воспитывающие: приобщение учащихся к радостям сотрудничества, законам открытия нового; воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно-нравственной.
  • Развивающие: развитие читательского интереса, творческого воображения, монологической речи; формирование коммуникативных навыков, навыков  составления устных высказываний на заданную тему.
  • Обучающие: выявить ключевую идею рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди», проявляющуюся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви; создание условий для конструирования собственного знания и осмысления понятия ДОБРО; подготовить к написанию    сочинения-воспоминания «Спешите делать добрые дела».

Средства обучения: текст рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди», мультимедийная презентация, звуковое сопровождение,  рабочие листы,  толковый словарь, словарь синонимов, словарь пословиц и поговорок, Интернет.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя – мастера

Деятельность учащихся

1. Индукция

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок-мастерская. Начать нашу мастерскую мне хотелось бы с музыкального фрагмента. Внимательно послушайте его и выберите из потока слов песни ключевое слово, которое созвучно теме прочитанного вами самостоятельно рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».
Звучит фрагмент песни «Дорогою добра» из кинофильма «Маленький Мук».Приложение 1

Активно слушают. Определяют ключевое слово ДОБРО  и записывают его на рабочем листе №1 в центре ПаутиныПриложение 4.

2. Самоконструкция. Метод смысловых ассоциаций

– В ячейки паутины запишите слова, чувства, эмоции, которые пришли к вам, когда вы слушали музыкальный фрагмент.
– Прочтите, если необходимо, дополните свой список. Самые главные слова, на ваш взгляд, обведите фломастером.

Работают с «Паутиной ассоциаций»Приложение 4. Записывают в ячейки паутины слова, обводят фломастером.

Метод самостоятельного конструирования понятия.

– Как вы понимаете смысл слова ДОБРО?
– Используя слова, записанные в ячейки паутины, дайте определение понятия ДОБРО.

Записывают определение понятия в рабочем листе.

2. Социоконструкция.
Метод сравнения версий

– Более точное лексическое значение слова ДОБРО помогут нам определить словари.
Задание 1-й паре: Найдите в словаре слова с корнем -добр-. Выпишите их в рабочий лист №2.
Задание 2-й паре: Найдите в словаре толкование слов ДОБРО, ДОБРОТА и запишите в рабочий лист №2.
Задание 3-й паре: Найдите в словаре синонимы к слову ДОБРО и выпишите их в рабочий лист №2.
Задание 4-й паре: Найдите в словаре пословицы и поговорки о ДОБРЕ. Выпишите их в рабочий лист №2.
Задание 5-й паре: Используя сеть Интернет, найдите афоризмы о ДОБРЕ. Выпишите 2-3 высказывания в рабочий лист №2.

Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.

Работают в парах со словарями и сетью Интернет, обсуждают,  ведут записи в рабочем листе №2.

3. Социализация

Выслушивает учащихся.

Пары представляют результаты своей работы перед классом. Работы вывешиваются на доске.

Слово мастера

– Послушайте высказывания самого Л.Н.Толстого о ДОБРЕ и ДОБРОТЕ:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Делая добро, будь благодарен за это. Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».

Внимательно слушают, ведут записи в рабочих листах №2.

4. Социоконструкция.

– А сейчас обратимся к тексту рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».
Задание 1-й группе: Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания, подчеркивающие крайнюю бедность семьи Жанны.
Задание 2-группе: Выпишите слова и словосочетания для характеристики отношения Жанны к мужу.
Задание 3-й группе: Запишите ответы на вопросы: Как вы оцениваете решение Жанны и ее мужа забрать детей? Почему они совершили этот поступок? Какова идея рассказа «Бедные люди»?

Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.

Работают в группах с текстом рассказа, обсуждают, ведут записи в рабочем листе №2.

5. Социализация.

Слушает выступление учащихся.

Представители групп выступают с результатами работы группы перед классом.

Слово мастера

– Жанна и ее муж любят и понимают друг друга. Они хорошо знают, «чтобы быть счастливыми, надо одно – любить людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро, ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев.

Внимательно слушают.

6. Разрыв.

– Каждый день и каждый час человек должен посвящать служению добру, не ради награды, а следуя своему высшему предназначению – обретению в себе человека. Этому учит и поэзия Андрея Яковлевича Яшина. Сохранив в чистоте свои земные дела и помыслы, может человек оправдать свое предназначение на земле, посвятив отечеству и людям свою жизнь. Яшин признавал: «Лучшей считаю книгу «Совесть», она выстрадана, а не сочинена». Лейтмотивом этого сборника по праву могут стать строки замечательного стихотворения «Спешите делать добрые дела!».
Стихотворение «Спешите делать добрые дела!» читает выразительно заранее подготовленный ученик. Приложение 3

Внимательно слушают учителя и выступление ученика.

7. Творчество.
Метод «Если бы…»

– Напишите небольшое сочинение о том, что изменится в мире, если все люди будут каждый день и каждый час совершать добрые дела.
Звучит песня «Твори добро на всей земли». Приложение 2

Работают индивидуально. Пишут сочинение на заданную тему.

8. Афиширование.

Внимательно слушает выступающих, организует очередность выступлений.

Все, кто желает представить свою работу, выходят к доске и зачитывают сочинения.

9. Домашнее задание.

– Напишите сочинение-воспоминание о добрых делах, которые вы совершали в своей жизни или для вас совершили ваши родственники, друзья, знакомые.

 

10. Рефлексия.

– Что было важным для вас в сегодняшней встрече?
– Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились?
– Что вам больше всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно? А другими участниками мастерской?
– О чем пришлось задуматься? Что было трудно?
– Какие вопросы и пожелания себе, другим участникам, учителю появились у вас?

Отвечают на вопросы.

 Слово мастера

Пожелание учителя – мастера:
«Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете…
Давайте же дружить, мечтать,
Дерзать, учить, любить».

 

 

Список использованной литературы:

  1. Учебник литературы для 6 класса общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Г.С.Меркин. М. «Русское слово», 2013 г.
  2. Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Методическое пособие под редакцией Г.С.Меркина. М. «Русское слово», 2013 г.
  3. О.И.Горбич «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе». М. «Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

Интернет-ресурсы:

  1. http://школа311.рф/index.php?catid=25:2012-01-20-12-06-40&id=105:-------q-q&Itemid=100&option=com_content&view=article
  2. gigabaza.ru/doc/100396.html