Введение
В соответствии с требованиями ФГОС СОО целью учебного предмета «Литература» является формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературного текста.
Приоритетная задача современного литературного образования - перенесение фокуса внимания с произведения литературы как объекта изучения на субъектность читателя*.
_______________
* Под субъектностью читателя понимается его активная позиция (в том числе основанная на владении навыками анализа и интерпретации), обеспечивающая его самостоятельность в чтении и способность как выявлять исторически обусловленные смыслы текста, связанные в том числе с авторскими интенциями, историко-литературным и культурным контекстом и пр., так и предлагать собственные, опирающиеся на наличный текст и не противоречащие ему интерпретации прочитанного.
Обучающиеся должны на занятиях:
- получать опыт медленного чтения** произведения;
- овладевать необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
- развивать навык анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
- формировать умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.); использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсы библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных.
_______________
** Понятие «медленное чтение» в методике преподавания литературы было определено Н.Эйдельманом в статье «Учитесь читать!» (ж. «Знание – сила», 1979, № 8), идею медленного чтения на уроке поддерживали и развивали Л.Щерба, М.Рыбникова, Д.Лихачев, А.Леонтьев, М.Гаспаров и др. Под медленным чтением понимается пристальное, внимательное чтение на занятии с комментарием, подробным анализом текста под руководством учителя.
Учитель должен формировать читательскую самостоятельность обучающегося через совместное медленное чтение или деятельность по поиску информации, сопровождения или создания читательских мотиваций, условий для продуктивной самостоятельной деятельности.
Освоение учебного предметного материала должно быть соотнесено с личностными и метапредметными результатами***.
_______________
*** Предметный результат, отчужденный от личности, согласно ФГОС, не считается образовательным результатом.
Сценарий урока
Тип урока: открытие нового знания (открытие нового интерпретационного знания).
Развивающая цель: развитие творческой мысли.
Обучающая цель: понимание философской роли иносказания.
Воспитывающая цель: понимание ценности личностного опыта.
Деятельностные цели: умение преобразовывать информацию, формулировать проблемы, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.
Содержательные цели:
- обучение работе с художественной деталью, правилам отбора литературного материала для последующего его комментирования;
- предоставление возможности для творческой самореализации обучающихся, развитие навыков самооценки.
Метапредметная тема: интуиция и знание.
Презентация хода урока
Приложение к уроку. Работа обучающегося: рецензия на рассказ Е.Г.Водолазкина «Моя бабушка и королева Елизавета (заметки к юбилею)» (гран-при конкурса «Власть слова» СГУ им. Н.Г.Чернышевского).
- В основе рассказа воспоминание о человеке. Слайд 1. Почему хочется говорить о человеке? Используя материал рассказа, составьте возможный вопросный план ответа рассказчика.
- Слайд 2. Найдите в рассказе эпизоды, объясняющие, как жизнь корректирует планы человека, как история страны изменяет судьбу человека, как вечность объясняет человеку смысл жизни. Прокомментируйте прочитанное.
- Сколько воспоминаний (воспоминаний кого о ком) в рассказе? Составьте схему сюжетных линий произведения. Объясните замысел писателя.
- Задания на преобразование текста для работы в группах.
Используя материал рассказа, возьмите интервью:
- у Наталии Михайловны Адамишиной;
- у рассказчика: как внука Н.М. Адамишиной;
- у рассказчика: как филолога, «много лет занимающегося древнерусской литературой»;
- у королевы Елизаветы.
- Прокомментируйте вопросно-ответное содержание всех интервью.
- Выберите тезис, объясните его:
Слайд 3
- в основе рассказа воспоминание о королеве Елизавете;
- в основе рассказа воспоминание Наталии Михайловны Адамишиной;
- в основе рассказа воспоминание внука о бабушке;
- в основе рассказа воспоминание внука о себе, о своей жизни;
- в основе рассказа размышление человека: что значит быть человеком? что главное в жизни? кто я?
Слайд 4. Используя материал рассказа, составьте «нравственные» портреты бабушки, внука, королевы Елизаветы.
- Покажите «влияние исследуемого материала» (жизни «моей бабушки», жизни королевы Елизаветы) на жизнь внука.
- В каком жанре написано произведение? Найдите в рассказе подсказку автора.
- Задания для работы в группах.
Слайд 5
- Используя материал Интернета, литературоведческого словаря и материал произведения, докажите или опровергните принадлежность произведения к жанру портретного очерка.
- Используя материал Интернета, литературоведческого словаря и материал произведения, докажите или опровергните принадлежность произведения к жанру эссе.
- Подберите материал для буктрейлера, объясните ваши творческие идеи.
- Составьте варианты аннотаций.
- Составьте 5 возможных тем итогового сочинения, раскрываемых на основе прочитанного произведения.
- Обсуждение результатов выполнения заданий.
Слайд 6
- Просмотрите свои работы на сегодняшнем уроке. Отметьте значком = задания, которые, с вашей точки зрения, не были сложными.
- Отметьте значком - задания, которые, с вашей точки зрения, не были заданиями, развивающими ваши способности.
- Отметьте значком + те задания, выполнять которые вам было интересно.
- Выберите, с вашей точки зрения, самое сложное задание, с которым вы сегодня справились. Оцените свою работу на уроке по качеству выполнения этого задания.
- Запишите, какое задание для работы на сегодняшнем уроке вы бы предложили сами. Сформулируйте его цель (цели).
Слайд 7
- Домашнее задание (на выбор обучающихся)
- Объясните ключевую роль слова «по-детски» в выборе названия произведения и в развитии его сюжетных линий.
- Используя материал рассказа, составьте памятку «Что человек обретает в жизни?»
- Напишите рецензию.
- Подготовьте буктрейлер.
Список используемой литературы
- Водолазкин Е. Г. «Моя бабушка и королева Елизавета (заметки к юбилею)» https://www.moscowbooks.ru/image/upload (дата обращения 12.12.2016)
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (2016) ФГОС СОО (с учётом изменений 2015г.)