Литература
-
Урок литературы по теме "Лучшие минуты жизни князя Андрея". 10-й класс 2011
Данный урок помогает учащимся ответить на вопросы, какие минуты своей жизни князь Андрей называет лучшими и почему.
-
Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9-й класс 2011
В процессе урока с учащимися проводится беседа о стихотворениях М.Ю. Лермонтова на тему любви, знакомство с фактами биографии женщин, вдохновивших поэта на написание стихотворений. Подчеркивается, что лирический герой в произведениях Лермонтова стремится к любви абсолютной, возможной в воображаемом мире. Герой одинок на земле в своих чувствах, зачастую разочарован.
-
Урок литературы по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева" 2013
На уроке учащиеся знакомятся с "денисьевским циклом" Ф.И. Тютчева. Урок содержит дополнительный материал о жизни поэта, воспоминания современников, сына поэта. Учитель дает задание ученикам самостоятельно найти материал или заранее подготовить сообщения.
-
Урок литературы по теме "Любовь в лирике Ф.И. Тютчева". 10-й класс 2014
Урок использует элементы технологии французских педмастерских, развивает критическое мышление и творческие способности учащихся в анализе лирических произведений Ф.И. Тютчева, посвященных любви.
-
Урок литературы по теме "Любовь к человеку и ценность человеческой жизни". 5-й класс 2013
Урок посвящен взглядам буддистов на понятие «любовь к человеку», анализирует различные ситуации, предоставить возможность учащимся высказать свою точку зрения.
-
Урок литературы по теме "Любовью держится и движется жизнь…" (Испытание любовью героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"). 6-й класс 2014
Методическая цель – обеспечение преемственности ООП НОО и ООП ООО в формировании и развитии навыков смыслового чтения. Учащиеся развивают умение работать в парах и группах, формируют чувство ответственности за результаты учебного труда и устойчивую мотивацию к познавательной деятельности. Формируются системы духовно-нравственных ценностей учащихся, расширяется социальный опыт.
-
Урок литературы по теме "М.Ю. Лермонтов. «Родина». Лингвистический анализ текста" 2010
Вид урока можно определить как урок-исследование с применением ИКТ, в ходе которого определяются особенности патриотизма М.Ю. Лермонтова путём лингвостилистического анализа текста. Обращается внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения. Применяется групповая, индивидуальная работа учащихся.
-
Урок литературы по теме "Марина Цветаева «Не самозванка – я пришла домой…" Анализ одного стихотворения" (11-й класс) 2009
Стихотворение анализируется сразу после изучения истории жизни поэта, поскольку помогает осознать особенности ее мировосприятия и лучше понять все творчество. По типу – это урок-исследование с предварительной подготовкой. Предполагает диалог между учителем и учениками и взаимные открытия. На уроке был применен нестандартный подход к анализу формы стихотворения (исследование интонации, ритмики, звучания, поскольку в поэзии Цветаевой они занимают важное место). Использование ИКТ и музыкальных иллюстраций на уроке.
-
Урок литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс 2005
Одно из центральных мест в работе над монографической темой занимает подготовка и написание сочинения. Сами школьники не всегда могут правильно оценить роль пейзажа, понять секреты мастерства писателя. В рамках интегрированного урока-практикума ("Отправляемся на этюды") учитель может успешно решить сразу несколько задач. При выполнении заданий, "погружаясь" в текст романа и тщательно анализируя его (при этом активизируются все виды чтения), ребята могут оценить все многообразие изобразительно-выразительных средств, используемых автором, что способствует более полному пониманию идейных особенностей произведения и позволяет в итоге создать целостную картину изображаемого. Общие же выводы по теме урока и накопленный фактический материал есть не что иное, как черновик сочинения.
-
Урок литературы по теме "Между любовью и любовью…" (Жизнь и творчество М.И. Цветаевой). 11-й класс 2014
Урок в форме урока-новеллы является необычной формой изученного нового материала, посвященного жизни и творчеству М.Цветаевой. Подобная форма ненавязчиво погружает обучающихся в атмосферу художественного мира поэта, позволяет в нетрадиционной форме изложить материал, стимулирует познавательную и творческую активность детей, способствует эмоциональному усвоению знаний.
-
Урок литературы по теме "Мелочи жизни" в рассказе Н.С. Лескова "Старый гений" 2013
Урок использует приемы развития критического мышления с целью повышения познавательного интереса учащихся, совершенствования их умения исследовать художественный текст, делать выводы об актуальности проблем, поднятых в литературном произведении. Работа с текстом формирует коммуникабельную критически мыслящую личность, способную к социальному взаимодействию.
-
Урок литературы по теме "Милосердие в рассказе Александра Куприна «Чудесный доктор»". 5-й класс 2014
Учащиеся работают в группах в творческой мастерской над ролью художественных описаний (портрет, пейзаж, интерьер) в идейно-образной структуре рассказа. Приводятся интересные факты из жизни доктора Н.И. Пирогова. Учащиеся работают со справочной литературой, словарями, энциклопедией.
-
Урок литературы по теме "Мир природы в лирике С.Есенина" 2009
Для лучшего восприятия материала и создания творческой атмосферы на уроке используются приёмы рефлексии, музыкальные и видеофрагменты. Связь с местными природными зарисовками и экологическими проблемами позволяет школьникам почувствовать себя причастными к неповторимому миру природы, формирует ответственное отношение к будущему окружающего нас мира.
-
Урок литературы по теме "Мир семьи и духовные заветы в рассказах Бориса Шергина". 6-й класс 2013
Цель урока: раскрыть нравственный смысл рассказов Бориса Шергина, вошедших в его первую книгу северных сказаний, раздел "Отцово знание". Учащиеся совершают заочную экскурсию по Архангельску начала ХХ века, ставят перед собой учебные задачи, формулируют тему урока, а затем в процессе работы с текстом раскрывают особенности мира семьи автора, нравственный смысл духовных заветов его родителей.
-
Урок литературы по теме "Мир сквозь притчу" 2014
Урок проводится в 6-м классе (раздел «Знакомство с Библией», Программа под редакцией В.Я.Коровиной). Урок построен в форме урока-размышления, в процессе которого дети рассуждали о прочитанных притчах «О блудном сыне», «О милосердном самарянине» (притчи Иисуса Христа), «Гвозди», «Следы на песке», «Я на руках тебя нёс», «Всё в твоих руках» (притчи старца Паисия), современные притчи – песни Светланы Копыловой. Дети работали в группах, где были свои «литераторы», «художники», «артисты».
-
Урок литературы по теме "Мифология древних славян" (5-й класс) 2010
Цель данной работы: сформировать у учащихся представление о славянской мифологии и показать её образность; формировать чувства патриотизма, эстетического отношения к окружающему миру; развивать воображение, логическое мышление, умение работать в группе.
-
Урок литературы по теме "Мифы и герои древних славян" 2014
Урок знакомит учащихся с жизнью и верованиями древних славян, формирует интерес к устному народному творчеству. Опережающее домашнее задание к этому уроку направлено на формирование умений работать в группе, на выявление творческих способностей. Дети учатся оценивать свою работу на уроке.
-
Урок литературы по теме "Моя святая тайна, мой вересковый мед". 5-й класс 2013
Урок зарубежной литературы в 5-м классе знакомит учащихся с произведением Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед», расширяет их знания о жанре «баллады», дает возможность познакомиться с понятием «литературный перевод».
-
Урок литературы по теме "Мысль семейная" в романе А.Н. Толстого "Война и мир" 2010
На материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема «Мысль семейная», используются элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявляется авторский взгляд на тему семьи.
-
Урок литературы по теме "Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»" 2010
На данном уроке реализуется система обучения учащихся анализу стихотворения, в результате которого развиваются навыки выразительного чтения, приобретается умение интерпретировать прочитанное произведение, объяснять роль выразительных средств.
-
Урок литературы по теме "Н.Якутскай "Телке"" 2012
Цель: привить ученикам нравственные качества на примере романа "Телке" якутского писателя Николая Якутская.
-
Урок литературы по теме "Нам дороги эти позабыть нельзя" 2013
Цель урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что патриотические чувства в поэзии этого времени соединились с личными переживаниями; воспитывать чувство гордости за родину и ее защитников.
-
Урок литературы по теме "Нет уз святее товарищества…" (Истоки героизма и предательства) 2014
Конспект урока литературы в 7-м классе затрагивает нравственные вопросы о героизме и предательстве. Задачи урока: придать занятию проблемно-творческий характер; в процессе беседы проанализировать характеры героев, осмыслить трагический конфликт произведения; способствовать формированию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения; развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы.
-
Урок литературы по теме "Но в мире есть душа одна…" по стихотворению Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны…". 8-й класс 2011
Данный комбинированный урок показывает методы и приёмы, помогающие сформировать у учеников навыки и приёмы анализа лирических произведений. Урок также готовит учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
-
Урок литературы по теме "Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" 2010
Проблемно-поисковый метод используется с целью вызвать интерес к произведению М.Ю. Лермонтова, желание перечитать его; активизировать работу учащихся, воспитывать умение мотивировать свое поведение и поступки.
-
Урок литературы по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" 2009
Данная статья представляет собой разработку урока литературы для 9-го класса по изучению произведения Ф.М. Достоевского "Белые ночи". В ходе урока учащиеся работают с текстом произведения, используется презентация, составленная учителем, проверяется знание текста (используются тесты, составленные в программе Microsoft Office Excel 2003).
-
Урок литературы по теме "Образы детей в рассказе Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". 6-й класс 2013
Урок по изучению творчества писателя спланирован так, чтобы вызвать интерес к его произведениям, сделан упор на то, что проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени. Второй урок по творчеству Фазиля Искандера из раздела «Писатели улыбаются» посвящен углубленному анализу произведения. На первом уроке ребята познакомились с биографией писателя, творчеством и прочитали рассказ.
-
Урок литературы по теме "Обсуждение книги Людмилы Никольской «Должна остаться живой»". 7-й класс 2018
Учащимся предлагается осмыслить содержание книги «Должна остаться живой» - книги об одной из самых печальных страниц Великой отечественной войны. История блокадного Ленинграда предстаёт в повести Людмилы Никольской в ярких художественных образах, в сюжете, в истории пусть вымышленных, но всё равно реальных людей. Что пришлось пережить жителям блокадного Ленинграда? Что значит «оставаться человеком» в нечеловеческих условиях? На эти вопросы учащиеся найдут ответы на уроке.
-
Урок литературы по теме "ОБЭРИУ. Мысль − образ − музыка". 11-й класс 2014
Именно дух, духовная культура − сильнейшее оружие России. Искусство авангарда было одним из первых примеров яркого развития новой культуры в России. Русский авангард стал явлением мировой культуры, уникальным в своем роде феноменом. Урок готовит учеников к пониманию необычного искусства, включает сообщения учащихся о художниках, композиторах, архитекторах, "беседу" с поэтами-обэриутами, чтение и осмысление их произведений, ответы на проблемные вопросы.
-
Урок литературы по теме "Он не заслужил света, он заслужил покой". 11-й класс 2013
Учащиеся учатся ориентироваться в причинно-следственных связях в соответствии с системой персонажей, замыслом автора, особенностями жанровой системы, эстетикой XX века. Развивается навык монологического ответа; многоаспектного анализа текста; выявляются закономерности между изучаемым произведением и другими сюжетами (русскими, зарубежной литературы, библейскими).