Форма урока: групповая.
Межпредметные связи: география и литература, изобразительное искусство и литература.
Материалы к уроку: карточки с заданиями для работы группах, компьютер, мультимедийный проектор, презентации.
Используемая литература:
- Малюгина В.А., Черных О.Г. “Игровые уроки по литературе”, 6 класс
- Microsoft Office PowerPoint 2003, ресурсы сети Интернет.
(http://images.yandex.ru/)
Место урока в теме: Заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”.
Цели: Создать условия для формирования ценностно-смысловой, учебно- познавательной, коммуникативной, информационной компетенций через анализ художественного произведения, что будет способствовать воспитанию нравственности, оказывать влияние на формирование внутреннего мира учащихся, их собственного практического и духовного опыта.
Ход урока
I. Инициация
Учитель. Михаил Михайлович Пришвин многие произведения посвятил природе. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами, присущими живому существу. И хотя сам писатель говорил, что природа в его творчестве не существует отдельно от человека, все же в его книгах она становится самостоятельным персонажем, со своими привычками, своим “характером”.
В сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа.
Как писал сам автор, люди – “хозяева природы”, а она для них является “кладовой солнца с великими сокровищами жизни”.
II. Погружение в тему
Учитель предлагает составить ассоциативную цепочку со словосочетанием кладовая солнца (слайд 1, см. Приложение 1) (Работа в тетради).
После того, как учащиеся закончили работу, предлагается поработать с текстом произведения.
Работа с учебником.
Выразительное чтение (Гл. 8. со слов: “Да, вот именно так и есть…”).
Назовите ключевые слова этого отрывка.
Ученики называют слова: Свет, любовь, добро, тепло.
Учитель предлагает сравнить:
Совпадают ли ассоциации, которые составили ученики с авторскими? (слайд 2)
Учитель предлагает проверить ассоциативную цепочку, составленную учениками (слайд 3)
Ученики находят слова:
Дружба, совет, свет. (Слайд 4)
Учитель предлагает вспомнить пословицы, в которых встречаются эти слова. (слайд 5)
- Друзья в несчастье познаются.
- Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
- Где дружба и совет – там и свет.
- Гору разрушает ветер, а людскую дружбу – слова
- Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
- Дружба заботой да подмогой крепка.
Учитель предлагает подумать, какая из пословиц отражает главную мысль произведения “Кладовая солнца?”.
Ученики. Где дружба и совет – там и свет (слайд 6)
Учитель. Почему?
Ученики. Пришвин в своем произведении говорит о:
- Насте и Митраше
- О природе
- О правде
- О сказке и были
- О кладовой солнца (слайд 7)
III. Формирование ожиданий учеников с помощью метода “Фруктовый сад”
IV. Проработка содержания темы
Учитель организует работу в группах.
(Дети выбирают себе бумажные цветочки разного цвета, так по цвету образовывается группа. Основные темы произведения, предложенные выше детьми, будут являться названиями автобусных остановок.)
Учащиеся работают в группах, используя метод “Автобусная остановка”.
Цель: научиться обсуждать и анализировать
заданную тему в малых группах.
Группы: 5–7 человек
Численность: весь класс
Время: 20–25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман,
плакат), фломастеры.
Проведение: Учитель определяет количество
обсуждаемых вопросов новой темы, координирует
работу учащихся.
Группы учащихся распределяются по “автобусным остановкам”. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание. Желательно организовать “автобусные остановки” (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия “автобусных остановок”.
Учащиеся в течение представления итоговых работ групп составляют опорные конспекты в тетрадях.
Задание для 1-й группы: Остановка “Настя и Митраша”
В чем, по мнению писателя, проявляется великая
мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до
этой мудрости?
Презентация “Черный ящик”
(Результат работы 1 группы).
Задание для 2-й группы: Остановка “Природа в произведении”
Кто и что сопутствовало героям в их пути по страницам художественного произведения?
Конкурс “Язык зверей и птиц” (Приложение 4) (Результат работы 2 группы).
Учитель констатирует: М.М. Пришвин предупреждает: Человек очень близок природе. Он отражается в ней со своими добрыми и злыми намерениями.
Задание для 3-й группы Остановка “Что есть правда?”
Что такое правда по мнению Пришвина М.М? В чем
правда жизни?
Кто остается человеком в любой ситуации?
Учащиеся устно представляют работу 3 группы в
виде синквейна.
Учитель резюмирует работу учащихся: Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть суровая правда жизни – вековая борьба людей за любовь. Испытание, которое прошли ребята, научило их ценить теплоту человеческих отношений. Они поняли, что самое главное в жизни – любовь и забота о близком человеке (правда старика Антипыча, которую он “перешепнул” своей собаке, – “правда вековечной суровой борьбы людей за любовь”
IV. Разминка
Задание для 4 группы Остановка “Что есть сказка, а что – быль?”
При помощи каких приемов автор дает понять, что читатель приблизился к иному, сказочному миру? Каков замысел писателя: только ли рассказать о героях, заблудившихся в лесу?
4 группа представляет рисунок как итог
работы.
Учитель делает вывод по работе группы учащихся.
Главная проблема произведения – ситуация выбора. Настя и Митраша, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, то есть в ситуации выбора. Камень имеет своё имя – Лежачий камень. Именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути. Кроме того, человек всегда стоит перед выбором: либо пойти по изведанному пути, либо выбрать свою тропу. Согласно философскому замыслу писателя, общество развивается потому, что находится исследователь, стремящийся найти свой путь, чтобы проложить тропу для будущих поколений.
Сказка – это повествование, основанное на вымысле, быль – история о том, что действительно было. М.М. Пришвин подчеркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Писатель стремился, чтобы читатели воспринимали повествование не просто как историю о двух детях, но и в более широком смысле.
Задание для 5 группы: Остановка “Кладовая солнца”
Первоначально сказка-быль “Кладовая солнца ”называлась “Друг человека”. Почему, по вашему мнению, Пришвин отказался от этого названия? Смысл ищите на стыке двух слов, определив их прямой и переносный смысл.
Учитель подводит итог: Что такое кладовая солнца и на сколько хватит торфа, леса, ягод, зверей, птиц, если не беречь природу и не восполнять её. Конечно же, все запасы со временем иссякнут, поэтому всем людям необходимо понять, что они должны быть рачительными хозяевами, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу. Если же человек только берёт от природы,
Кладовая солнца – образное определение торфа, собранная за много лет солнечная энергия, болото, его богатства.
Переносный смысл: кладовая души человека; места, где сосредоточено всё самое лучшее, ценное – любовь и добро.
Символический смысл: символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих (это значение связано с образами Травки и тропы человеческой; люди должны вкладывать себя и этим утверждать человечность). (Слайд)
“Кладовая солнца” – удивительная сказка-быль, которая заставляет задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе
V. Домашнее задание
Написать сочинение на тему “Дружба заботой да подмогой крепка”