Система уроков по творчеству М.Ю.Лермонтова. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Технологическая карта урока «№ 1

Тема

Краткие сведения об М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов и Кавказ (презентация). «Мцыри» – романтическая лироэпическая поэма. Композиция поэмы.

Цели:

  • Образовательные:
    • знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии;
    • формировать умения раскрыть идейное содержание поэмы, давать характеристику литературному герою;
    • формировать навыки комментированного чтения;
    • развивать навыки рассуждения на литературную тему.
  • Развивающие:
    • развивать мотивацию к аналитической деятельности;
    • развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых и эстетических впечатлений.
  • Воспитательные:
    • формировать нравственные качества учащихся, эстетический вкус;
    • прививать культуру речевого общения;
    • формировать способность к рефлексии.

Основные понятия

Литература XIX века, романтизм, романтический герой, эпос, лирика, лироэпические произведения, поэма; композиция произведения.

Этап урока, цель

Задания для учащихся,

Деятельность
учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты УУД

I. Изучение нового. 7 мин.
Цель.
Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий;

Работа с презентацией «Лермонтов и Кавказ»
Определить, какую роль сыграл Кавказ в жизни Лермонтова

Используя презентацию, рассказывает фрагменты биографии М.Ю. Лермонтова, связанные с Кавказом, задает вопросы,

Участвуют в организованной учителем совместной деятельности. Отвечают на вопросы.

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Умеют
с помощью вопросов добывать недостающую информацию, размышлять и делать выводы из полученной информации

II.Формулирование темы урока, постановка цели, постановка проблемных вопросов урока – 12 мин.
Цель: знать и понимать цели и задачи предмета,
расширить кругозор детей; формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция;
учить размышлять над сложными философскими вопросами

Обсуждение цитат о свободе разных авторов, в том числе отрывок из «Мцыри»:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

«Человек воспитывается для свободы» Георг Гегель.
«…вы свободны, если у вас есть мужество быть свободными» Жан-Поль Марат
«Это свобода: чувствовать, к чему стремится твое сердце, что бы ни говорили другие» Пауло Коэльо.
«Делать то, что доставляет удовольствие – значит быть свободным» Вольтер.

Каждую цитату выводит на экран, организует обсуждение.
Организует деятельность, направленную на формирование  цели урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Участвуют в организованной учителем совместной деятельности. Размышляют, приводят примеры, учатся задавать сложные философские вопросы и искать ответы на них Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Учатся формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.
Определяют цель урока для себя
Анализируют ответы товарищей,

 

III. Анализ текста – 10 мин.

Цель: побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.

Что такое романтическая поэма, романтический герой?
Работа с текстом
Признаки эпоса и лирики в поэме

Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Организует деятельность учащихся, направленную на формирование теоретических знаний

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме
Составляют таблицу «Признаки эпоса и лирики в поэме»

 

Осуществляют контроль своей деятельности

IV. Проверка д/з. – 11 мин. (озаглавить каждую часть поэмы «Мцыри», соотнести композиционные элементы произведения с главами поэмы)
Цель: побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.

Защита своего плана.
Доказательно формулировать свое мнение о композиции поэмы.

Побуждает к высказыванию своего мнения.
Организует деятельность учащихся, направленную на формирование теоретических знаний

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Осуществляют контроль своей деятельности

V. Рефлексия – 3 мин.

Рассуждение: «Какова идея поэмы?»

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Высказывают свое мнение.

Осознанно используют полученные знания

VI. Домашнее задание – 2 мин.
Цель: обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Определяем дальнейшие цели по данной теме, записываем д/з: поиск контекстуальных синонимов к словам: свобода и несвобода; составить таблицу изобразительно-выразительных средств, используемых Лермонтовым.

Дает: комментарий к домашнему заданию;

Определяют цели дальнейшей работы.
Запись д/з

 

 

Технологическая карта урока № 2

Тема

М.Ю. Лермонтов «Мцыри» – романтическая поэма. Тема свободы в поэме. В чем загадка Мцыри?

Цели:

  • Образовательные:
    • знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии;
    • формировать умения раскрыть идейное содержание поэмы, ее художественное своеобразие, давать характеристику литературному герою;
    • формировать навыки комментированного чтения;
    • развивать навыки рассуждения на литературную тему.
  • Развивающие:
    • развивать мотивацию к аналитической деятельности;
    • развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых и эстетических впечатлений.
  • Воспитательные:
    • формировать нравственные качества учащихся, эстетический вкус;
    • прививать культуру речевого общения;
    • формировать способность к рефлексии.

Основные понятия

Литература XIX века, романтизм, романтический герой; лироэпические произведения, поэма, тропы.
 

Этап урока, цель

Задания для учащихся,

Деятельность
учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты УУД

I. Формулирование темы урока, постановка цели – 3 мин.
Цель: знать и понимать цели и задачи предмета,

Работа над формулировкой темы

Проверяет готовность учащихся к уроку.
Организует деятельность, направленную на формирование  цели урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Слушают, участвуют в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий

Учащиеся определяют цель урока для себя

II. Проверка д/з (1 часть) – 5 мин.

Цель: контроль результата усвоения

Работа с синонимами
Что для Мцыри значит свобода.

задает дополнительные вопросы

Соотносят понятие свободы для Мцыри с представлением о свободе
отвечают на дополнительные вопросы

Проверка и закрепление полученных знаний

III. Работа с текстом – 7 мин.

Цель: расширить кругозор детей; научить анализировать литературное произведение; учить выразительному, эмоциональному чтению

Работая с текстом, ответить на вопрос: «В чем смысл жизни для Мцыри, чем отличается он от монашеской задачи?»

Выдвигает проблему.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на вопросы учителя

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать
недостающую информацию
Умеют (или развивают) способность сравнительного анализа

IV. Проверка д/з (2 часть) – 12 мин.
Цель: научить анализировать литературное произведение; учить выразительному, эмоциональному чтению. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Научиться находить в произведении изобразительно-выразительные средства; определять их роль в тексте.

 

Спрашивает
Просит сформулировать
Корректирует

Размышляют, приводят примеры, отвечают на вопросы
Читают, находят тропы

Учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Умеют
с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Учатся работать с произведением.
Учатся находить и определять тропы

V. Закрепление нового – 6 мин.
Цель: побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию; актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы действия, ценностные отношения.

Дискуссия: Почему поэма имеет открытый финал?

Спрашивает
Просит сформулировать
Корректирует

Высказывают свое мнение;
учатся выражать свое отношение к чужому мнению

Строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в процессе коллективной деятельности.
Осуществлять контроль и оценку своей и чужой деятельности

VI. Рефлексия – 3 мин.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

Метод «Займи позицию»: на листочках 2-3-мя предложениями записать свое отношение к герою, обменяться листочками с соседом и письменно выразить свое согласие или несогласие с чужим мнением.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Высказывают свое мнение; учатся выражать свое отношение к чужому мнению

Строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в процессе коллективной деятельности.
Осуществлять контроль и оценку своей и чужой деятельности

VI. Домашнее задание – 2 мин.

Цель: обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Определяем дальнейшие цели по данной теме, записываем д/з: написать сочинение;
выучить отрывок поэмы на выбор для участия в творческом конкурсе: кастинг на роль Мцыри; подобрать музыкальные произведения или фоновые записи.

Дает: комментарий к домашнему заданию;

Запись д/з

 

Урок № 3. Урок творчества. Кастинг на роли Мцыри в одноименном фильме

Цели:

  • Образовательные: знать и понимать цели и задачи предмета; формировать умения раскрыть идейное содержание поэмы, ее художественное своеобразие; формировать навыки выразительного чтения.
  • Развивающие: содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях.
  • Воспитательные: обеспечить высокую творческую активность при исполнении задания.

Этот урок можно провести и во внеурочное время (консультация, кружок), потому что времени он займет больше положенного на уроке. Главное, чтобы дети были увлечены и сами выполняли большую часть подготовительной работы. Возможно, они пойдут и дальше, то есть на самом деле снимут фильм или его часть.