Цель: обобщить знания по проблеме взаимоотношений в семье, выявить нравственные уроки сказки.
Задачи урока:
- дальнейшее совершенствование навыков сознательного, беглого чтения;
- выявление целостного представления о прочитанном, главной мысли;
- обогащение нравственного опыта ребенка, формирование его представлений о добре, отзывчивости, честности, смелости, дружбе и товариществе;
- развитие у учащихся языковой наблюдательности, творческого воображения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Игра «Продолжи правила поведения»
Учитель: Прозвенел сейчас звонок, это начался урок.
Дети: Встань у парты, не ленись, и учителя дождись.
У. Ты сиди за партой стройно,
Дети. И веди себя достойно.
У. Если хочешь ты сказать,
Дети: Руку не забудь поднять.
II. Сообщение темы урока.
У. «Семья – семь я». Догадайтесь, какова тема нашего урока – обобщения?
Дети: Обобщение наших знаний по сказке Евгения Шварца «Два брата».
III. Вычерчивание структурной схемы образов и составление характеристик главных героев.
У. Назовите главных героев сказки и укажите их взаимоотношения.
Дети: Отец, Мать, Старший брат, Младший брат, Мороз, животные.
У: (чертит схему на доске)
Отец-----Мать
Дети: Уважение и любовь.
У: Отец-----Мать-----Старший-----Младший
Дети: Любовь и уважение к детям
У: Старший-----Младший
Дети: Не любил, жестоко относился.
У: Младший-----Старший
Дети: Любил, но был капризным ребенком.
У: Какие отношения у главных героев с другими героями?
(чертит схему)
У: Старший-----Мороз
Дети: Вынужден слушаться, боится Мороза.
У: Мороз------Старший
Дети: Ему нужен бездушный помощник.
У: Мороз-----Младший
Дети: Убрал как лишний в его вечном мире покоя.
У: Старший-----Животные
Дети: Доброе отношение друг к другу.
У: Исходя из структурной схемы образов дайте характеристику каждому герою.
Дети: Старший:
брат умный, много читает, убедительно говорит, но жестоко относится к брату (выгнал на мороз). Любимые слова «Оставь меня в покое». Бездушен, поэтому Мороз захотел делать его помощником, изменился под действием обстоятельств, понял что главное дружба и любовь в семье.
Дети: Мороз:
руководит миром вечного покоя, символизирует омертвлением души. Голос насквозь промерз. Обстановка-бесконечность холода, занимается страшным промыслом «успокаивает все живое». Любимые слова «Оставь меня в покое».
Дети: Младший:
маленький, 7 лет, неподготовлен к жизни, ссорится, требует к себе внимания, не может сам себя занять.
Дети: Отец:
любит своих детей, природу, назвал мальчика Старшим, тем самым показывая ответственность Старшего за Младшего.
У: Какой вывод сделаем их этих характеристик?
Дети: Каждый герой понимает свою роль в семье.
IV. Физминутка.
Раз подняться, потянуться
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть за парту тихо сядь.
V. Словесное рисование двух миров. Словесное распределение словосочетаний по двум колонкам. «Мир вечного покоя» и «Мир живой природы».
Пример:
У: Тонкий голос Мороза.
Дети: Мир вечного покоя.
Пример:
У: Весеннее солнце.
Дети: Мир живой природы.
У: Ледяная печь, черное пламя, живой лес, ледяная постель, зловещее эхо, мертвые птицы, березовый клей, лучший друг. (дети распределяют)
У: Что лучше мир покоя или живой мир?
Дети: Мир живой природы. Его надо беречь и сохранять.
VI. Выявление традиционного и специфического в сказке.
У: Назовите традиционные линии сказки?
Дети: Зачин, концовка, повторы, цифра 3, волшебные предметы.
У: Назовите зачин.
Дети: «В одном огромном лесу жил-был»…»
У: Назовите концовку.
Дети: «И тех пор жили они счастливо…»
У: Какие специфические особенности у этой сказки?
Дети: Предисловие 7 строк: «О мире живой природы, где каждый отвечает друг за друга…»
Дети: Послесловие 7 строк: «Жить можно счастливо, если жить дружно»
VII. «Внешние» знаки писателя.
У: Какие «внешние» знаки использовал Шварц, чтобы показать свое отношение к героям?
Дети: Союзы «и» в разных частях текста играют свою роль: быстроты, волнения.
Использует специфические глаголы.
VIII. Выбор рецензий.
У: Выберите нужный вариант.
«Старший брат, будучи умным, но не душевным человеком, чуть не погубил Младшего брата».
«Столкнулись два мира – мир вечного покоя и мир жизни, где правит душевность, дружба.»
«Самое ценное – это семейное счастье, но его надо беречь, через внимание к близким».
Дети: Правильный ответ – третий.
IX. Театрализация фрагмента.
У: Покажите отрывок из сказки.
Сюжет отрывка следующий.
Старший брат сидит, читает книгу, а Младший ходит вокруг и скучает. Младший просит Старшего: «Поиграй со мной». Старший (читает, не отрываясь) говорит: «Оставь меня в покое». Младший повторяет: «Ну, поиграй». Старший хватает за шиворот Младшего и выталкивает на мороз, закрывая дверь на замок.
Младший кричит: «Ты же мне вместо отца, что ты делаешь»! Старший (делает шаг к двери) «А ладно, еще почитаю».
У: Что показывает этот отрывок?
Дети: Этот отрывок показывает, с чего началась беда и этого могло не случиться, если бы старший был внимательным.
X. Рисование картины.
У: Нарисовать картину семье со следующим сюжетом: все члены семьи держатся за руки, светит солнце, улыбки на лицах, птички рядом.
Дети: Выполняют на альбомных листах.
XI. Просматривание рисунков учителем и выявление мудрости сказки.
У: Какова жизненная мудрость сказки?
Дети: Жизненная мудрость сказки – ценность дружбы, семейного счастья, чуткость и внимание к ближнему, ценность живого мира вокруг нас.