Система уроков по творчеству М.И. Цветаевой в 5–9-х классах

Разделы: Литература


Урок в 5 классе. Тема: М. Цветаева «Книги в красном переплете» (1908–1910)

Проблемы:

знакомство с именем М. Цветаевой,
формирование интереса к книге, поэзии М.Цветаевой.

Оформление: портрет юной Цветаевой, ее матери Марии Александровны Мейн.

Оборудование: аудиозапись Григ, Равель, «Испанская рапсодия.»

Содержание урока.

I. Слово учителя о поэте. Любовь к книге к каждому из нас приходит в детстве. И девочка, о которой пойдет речь, полюбила их в раннем детстве. Взгляните на этот портрет. Кому знакомо это лицо? Это поэт – Марина   Ивановна Цветаева. Она родилась в конце прошлого века, в 1892году. Если бы нам посчастливилось попасть к ней в гости, то, войдя в дом, услышали бы звуки музыки , звонкие детские голоса, это мама Марины – пианистка Мария Александровна и ее брат Андрей, сестра Анастасия. Вы бы посмотрели кругом и удивились:сколько книг! Да, город Москва получил в подарок от семьи Цветаевых три библиотеки: отца, матери и деда. В этом доме все любили книгу. И сегодня мы прочитаем стихотворение-воспоминание этой девочки, ставшей известным поэтом. (Учитель читает стих. «Книги в красном переплете» и организует работу по его анализу)

 Задания по рядам .

1.Нарисуйте устно картину этого стихотворения.
2.Составьте план .(А) Прощальный привет из детства. Б) Как хорошо над книгой дома. В) Вместе с героями книг. Д) Мечта о возвращении в детство.
3. Беседа по содержанию стихотворения.  А) Как называет поэт детское житье? Б)  Почему поэт называет детское житье раем? В) Кто друзья поэта?  Г) А у вас есть любимые герои? Кто они?
 4. Как часто поэт обращается к книгам?  
5. Какую картину вы представляете, когда читаете эти строки?  Дрожат на люстре огоньки…Как хорошо за книгой дома.  
6.Что за фамилии Кюи, Григ, Шуман? (это композиторы).
7. Послушайте музыку Равеля « Испанская рапсодия» Что вы представляете, слушая музыку?  (она заставляет воображать, фантазировать)
8. Кто герои: Гек Финн, Бэкки, индеец Джо, Принц, Нищий? Что вы знаете о них? (герои  М. Твена «Приключения Т.Сойера», «Принц и Нищий»).
9. С кем сравнивает Том Сойера автор? Кто такой Диоген, попавший в бочку?  «Чопорная–очень строгая, щепетильная; приемыш – приемный сын, Британия- Англия).
10. Что испытывает девочка при чтении книг?  
11. Есть ли у вас дома библиотека. Какие книги твои любимые в домашней библиотеке?
12. Чьи это слова?  О, почему средь красных книг. О, золотые времена, Опять за лампой не уснуть бы. Где взор смелей и сердце чище! (стихи взрослого поэта)

II. Работа над выразительным чтением стихотворения:

А) Почему автор ставит в конце предложения многоточие?  Б) Найдите диалог. Как следует его прочитать?  В) Найдите обращения. Выделите их голосом.   (Выразительное чтение стихотворения.)

III. Вывод делается учащимися   совместно с учителем.

Будучи взрослой, М.Цветаева не раз вспоминала свое золотое детство. Была благодарна матери Марии Александровне за то, что она открыла детям глаза на не изменяющее человеку  вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства , волшебством семейных праздников, рождественских елок, дала им в руки лучшие в мире книги. Какой урок получила героиня стихотворения? Урок добра. Этот урок помог ей во взрослой жизни. Через постижение красоты человек поднимается к добру.

VI На дом (индивидуально): Любимая книга . Конкурс на лучший рисунок. Отзыв о моей любимой книге.       

Урок в 6 классе  Тема: "Островки радости" (по лирике М.Цветаевой, воспоминаниям А.Эфрон и А.Цветаевой)

Проблемы: 

познакомиться с родителями и близкими семьи, ввести детей в атмосферу ее дома.

Оформление: 

слайды-фотографии М.Цветаевой в детстве, родителей, дочери Ариадны, мужа С. Эфрона,
аудиозаписи: Моцарт "Симфония соль минор",
Бетховен "Лунная соната".

Содержание: этот урок должен быть отличным от других. Поставим парты кругом, зажжем свечи, включим аудиозапись Моцарта "Симфония соль минор".

1). Что же такое дом? Дом в жизни каждого человека значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом – это уклад жизни, традиции, привычки. Это события и традиции, которые и через годы не надоедает перебирать в памяти. Только что мы прочитали у Л.Н.Толстого удивительные строки: "Дом радостно принимал меня в свои объятия и каждой половицей лестницы, каждый звуком пробуждал во мне тьмы образов, чувств, событий невозвратимо счастливо прошедшего".  Вот такие же чувства испытывала  к своему дому М.Цветаева, поэт, с которым мы познакомились в прошлом году. Мы узнаем об атмосфере ее родительского дома, о близких, которые помогали ей в трудной жизни,повлияли на ее творческую судьбу.  Звучит Бетховен "Лунная соната" на фоне музыки слайды – родители М.Цветаевой.

Ведущий 1: Отец – Иван Владимирович Цветаев, замечательный ученый-филолог, великий и бескорыстный труженик и просветитель, создатель первого в Музея изящных искусств.

Ведущий 2: Мать – Мария Александровна, из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура   художественно-одаренная, музыкантша.

 Ведущий 1: Детей в семье было четверо: дочь Валерия, сын Андрей (от 1-ого брака), Марина, Анастасия. Ивану Владимировичу все его дети были равно дороги. (Слайды: брат и сестры М.Цветаевой).

Ведущий 2: "Детей своих М.А. растила не только на сухом хлебе долга: она открыла им глаза на никогда не изменяющее человеку вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских елок, дала им в руки лучшие в мире книги, – те, что прочитываются впервые".                         

Чтец:

Колокола звенят в тени,
И полдень рай, и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственный сарай.                                                          

О дни, где утро было рай,
Спешат удары за ударом,
И все поют о добром, старом
О детском времени они.

 

Ведущий 1: "Когда …родилась я, – вспоминала Марина Цветаева, – мать  сказала:" По крайней мере будет музыкантшей." Когда же первым и вполне отчетливым словом оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала," – и тут же принялась учить меня музыке…." Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку."

Чтец:

В круженье вальса, под нежный вздох
Поет и зовет, сверкая,
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог,
Морские они, морские
Поет огнями манящий зал, 
Но душу Бог мне  иную дал,
Морская она, морская!                                         

 Ведущий 2: (Слайд Анастасии). Из воспоминаний Анастасии Цветаевой: "В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы польки, Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано - в 27 лет. Увеличенная фотография- темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями. Правильными чертами, горечью тронутым ртом…",( звучит вальс Шопена).

Чтец: "Бабушке"

Ведущий 1: Выйдя замуж за Сергея Эфрона, Марина Цветаева стремилась и в своей семье создать атмосферу счастья, которая присутствовала в ее детстве (Слайд Марина и дочь).

Ведущий 2: Вспоминает ее дочь, Ариадна Эфрон: "Наградой за хорошее поведение, за что-то выполненное и преодоленное, были не сладости и подарки, а прочитанная вслух сказка, совместная прогулка или  приглашение погостить в ее комнате." Ее, А.Эфрон, Марина Цветаева называла маленький домашний дух, мой домашний гений.

Чтец: И так хорошо нам вдвоем              

Ведущий 1: И еще из книги дочери:"Из пузатого секретера доставалась большая книга в красном переплете – сказки Перро с иллюстрациями Дорэ, принадлежащая еще Марининой матери, когда она была такой же, как ты."

Ведущий 1: Горе… Оно часто посещало дом поэта. В годы гражданской войны пропал без вести ее муж, умерла от голода  маленькая дочка Ирина.

Чтец: "Две руки, легко опущенные."

Ведущий 2: Но не сломалась, поднялась. Сохранила дом. Помогли любовь и верность.    

Ведущий 1: Какое счастье быть всем вместе! Только через 5 лет семья соединилась, правда, далеко от России, за границей.

Ведущий 2: Вспоминает дочь Ариадна Эфрон: "Счастьем были вечера, которые иногда проводили мы вместе… Сережа читал нам книги; Марина и я, слушая, штопали, чинили, латали…" Счастьем была наша семейная сказка – импровизация, которую Сережа и Марина рассказывали мне перед сном, когда я хорошо себя вела. Это была длинная звериная повесть с приключениями и продолжением, начало ее терялось в юности моих родителей и в моем самом раннем, почти младенческом детстве, Сережа изображал льва и обезьянку, Марина – кошку и рысь."

Слово учителя: Вот такие "островки радости" были в жизни семьи М. Цветаевой и ее творчестве.

2). Вспомните стихотворение М.Цветаевой, знакомое вам. О чем оно? Выразительное чтение стихотворений: "Книги в красном переплете","Маленький домашний дух", ,"Моим стихам, написанным так рано","Домики старой Москвы". Прослушаем песню А.Пугачевой "Когда я буду бабушкой.”

3).Слово учителя. Что же такое дом? Дом – это семья, детство, – то, что дает возможность почувствовать себя сильным в этом большом мире. Дом – это особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями.

4). Домашнее задание. "Островки радости " моей семьи – написать сочинение-миниатюру.

Урок в 7 классе  Тема: М.Цветаева   Поэма "Молодец"

Проблема:

показать близость поэмы к жанру народной сказки и лирическим  песнями, всепобеждающую силу любви, ее противоречивость.

Оформление: портрет М.И.Цветаевой

Содержание:  Заранее дети получают задание прочитать поэму "Молодец". Подготовить сообщения: выписать из поэмы скороговорки, плачи, заговоры, обрядовые песни, поговорки, их роль  в сказке.

I. Слово учителя. Многие авторы обращаются при написании сказок к произведениям устного народного творчества. Так было и у Александра Сергеевича Пушкина, он услышал сказку от няни П.Ершова.    Поэму "Молодец" М.Цветаева написала, прочитав  сказку "Упырь" (собрание Афанасьева). Упырь – это мертвец, вампир, сосущий кровь людей, младенцев. Прекрасная девушка Маруся, повстречавшая упыря в обличии добра молодца, попадает под его влияние и тем самым губит и родителей и себя. Ей надо лишь назвать "нечистого" по имени,чтобы он навсегда исчез, и она бы спасла и себя и родных. Но Маруся этого не делает. Похоронив отца с матерью, умирает сама. Ее хоронят, как велит бабка – колдунья, к которой Маруся перед смертью обратилась за помощью: проносят умершую над порогом и зарывают на перекрестке двух дорог. На ее могиле расцветает прекрасный цветок. Его находит проезжающий боярский сын и привозит домой к себе. Цветок оборачивается красной девицей, она становится женой боярского сына, но ставит условие: 4 года не будет ходить в церковь. В дальнейшем старая колдунья дает Марусе святой воды, только тогда смогла Маруся назвать по имени упыря. Злые чары рассеиваются, нечисть рассыпается прахом, а Маруся с мужем живут долго и счастливо. Обратимся к содержанию поэмы М.Цветаевой "Молодец"

  • Какие изменения внес автор в сюжет сказки? Маруся не просто исполняет приказы упыря молодца, она его полюбила. Ради этого жертвует всем: братом, матерью.

  • Чем отличается сказочный упырь от молодца поэмы? Молодец тоже полюбил Марусю, но он предупреждает девушку: с ним ей будет несчастье.

До сердцевины,
Сердь моя, болен!
Знай, что не винен,
Знай, что не волен.

Он раскрывает любимой секрет, как можно от него избавиться:

Сам тебе в ручки,
Сердце, даюсь!
Крест мне и ключ
Ввек не вернусь!
Нашего брата
Правдою кроют.

После смерти брата и матушки упырь опять пытается спасти девушку от мук совести (она продала душу нечистому!)

Невестынька!
Стряхни мечту!
Беги к попу!
Гони версту!
Ветром воротцы
Кровь в твоих жилах!
Все мне до самой капли
И выложь –
И разорвется весь наш
Союз.  Знаю, мол, чья, мол
Ввек не вернусь   

Но девушка отказывается: "Ад с тобой – сад румяный"

  • Какой наказ дает молодец, расставаясь с Марусей?    Цвети скромно, "глядь на – земь", что и в самом сонном  сне тебя не вспомнил, похоронить на перекрестке 2 дорог, 5 лет не ходить в церковь, имя своего не произносить

  • Что так мучает барина? Почему он не сдержал клятвы, данной жене?    По христианским традициям крест – зашита дома, Барин страдает от того,  что сын не крещен.

Только шип один  жесток!
Что живем без помощи!                       
Ни одной на весь черты
Не найдешь иконочки.

II. – Как вы думаете, почему у поэмы такой конец? Ни молодец, ни Маруся не смогли забыть свою любовь.

Огнь – и в разлете
Крыл – копия
Яростней: – Ты?! – Я!
Та – ввысь,
Тот – вблизь!
Свились,
Взвились,
Зной – в зной!
Хлынь – в хлынь!
До – мой
В огонь синь.

Молодец уносит Марусю в синь бесконечную. Сама М.Цветаева писала: " Что такое дорогая несвобода между людьми? Любовь." Маруся упыря любила, и потому "теряла раз за разом мать, брата – жизнь. Страсть и преступление, страсть и жертва… " Работа над внесюжетными элементами.

1). Какова роль пейзажа в поэме? Метель в природе, в душе (смятение)
2). Что роднит поэму с произведениями устного народного творчества?

"Молодец" написана по народным традициям, Цветаева взяла не только костяк сказки, она пишет поэму народной лирической песней, в которой сливаются причитания, скороговорки, гадания, заговоры, поговорки. Слово "знатокам", нашедшим в сказке скороговорки, причитания, гадания, поговорки, заговоры, языковые народные средства. (Ученики зачитывают примеры, дают характеристику этих видов устного народного творчества, объясняют какую роль играют в поэме).

Например: заговор любовный Маруся хочет приворожить молодца, привязывает ниточку к пуговице и говорит:

Мимо бревен
По амбарам,
Мимо ставен
Новик, не закатывайся,
Ходом, дробленным дозором,
Вором – крадом,
Ниточка моя, не рвися,
По колдобинам – канавам,
Клубочек, разматывайся и т.д.                     

Поговорки: час да наш, пирком да за свадебку.

Причитание:

Росла правильная,
Цвела правильная,
Зачем спаивала,
Зачем сманивала?
Мести б тебе гладенько,
Цвести б за князенькой
Для празднику
Раскройтесь, глазаньки!                       

4. Какой ритм поэмы?

Она льется словно песня, плач, причитания, когда барин дает клятву, молодец   дает наказ, Маруся в метель отправляется в церковь венчаться ритм ломается, но ритмическая конструкция становится незыблемее, устойчивее.(Если у учителя достаточно времени, то можно рассмотреть язык, образность, синтаксис).

III. Что же такое поэма "Молодец"? Это гимн любви, это сказка о могучей всепобеждающей вопреки всему  любви девушки Маруси, к упырю в облике добра молодца, через страдание, забвение наступает все – таки победа – прорыв в синюю высь, к вечному блаженству, домой.

Стихотворение "Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе" (1920 год) В заключение   урока учитель приводит слова Владислава Ходасевича, современника М.Цветаевой: "Восхитительная сказка М.Цветаевой , конечно, представляет собой по значительности и красоте не имеющие во внутрисоветской жизни ничего не только равного, но и хоть могущего по чести сравниться с нею" (1925 год).

IV. Домашнее задание: прочитать поэму М.Цветаевой "Царь– девица"

Урок в 8 классе  .Тема: «Германия!», «Позор!» (по циклу «Стихи к Чехии» М.И.Цветаевой)

Проблемы:

неприятие поэтом несправедливой войны, осуждение Германии, фашизма за господство над мирными жителями Чехословакии и Испании.

Оформление:

карта Западной Европы (2 мировая война),
портрет М.И.Цветаевой,
аудиозапись Д.Шостаковича «7-я  симфония».

Содержание: Дети заранее получают задание на карточках по группам: прочитать стихи из цикла  «Стихи к Чехии» и ответить на вопросы (дать анализ). Стихи: «Горы-турам  поприще!» , «Есть на карте место»,«Барабан»,«Германии»,«Не умрешь, народ»

I. На фоне музыки Д.Шостаковича «Седьмая симфония»

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет   

 А.Твардовский

Слово учителя. День 22 июня 1941 г. для нашей страны стал началом  страшной трагедии, Война. Страны Западной Европы оказались заняты фашистской Германией. Еще раньше Испания в 1936 году, Чехословакия в 1938 году (показать на карте движение Германских войск). Сегодня мы прочитаем стихи Марины Ивановны Цветаевой. Кто из вас знает, почему горе народа Чехословакии –  оккупация Германией отразилось в ее творчестве циклом «Стихи к Чехии»? Рассказ учителя (можно дать сообщение). Для поэта М.Цветаевой это событие было большим потрясением. Почему? Обе страны: и Германия и Чехословакия одинаково дороги ей.    Германия – страна ее детства, здесь она жила с сестрой Асей, училась в пансионате, пока мать Мария Александровна лечилась от чахотки. Девочек очаровывала красота германского Швардцвальда, они прекрасно знали немецкий язык, немецкую культуру, музыку.   Сюда же в Германию, в Берлин, Марина приехала уже взрослой в 1922 г. к мужу Сергею Эфрону. Встреча произошла после пятилетней разлуки. Здесь вновь соединившаяся семья прожила 2,5 месяца, но жить стали в Чехии, потому что Сергей Эфрон учился в Праге в университете. Пробыли в этой стране 3 года с небольшим: Прага, Мокропсы, Вшеноры – такова карта скитаний семьи в поисках дешевого жилья. М.Цветаева полюбила Прагу, в этой стране она полюбила природу, простых людей. Здесь в феврале 1925 года в семье родился долгожданный сын Георгий, это было счастьем. Живя во Франции, в 1938 году Цветаева узнала об оккупации фашистской Германией Чехии. Нападение это вызвало в сердце Цветаевой негодование, она ревностно следит за газетами, слушает радио, верит, что «Россия Чехию сожрать не даст».

II. Чтение и анализ, стихов,   подготовленные группами по вопросам.

1 группа: " Горы – турам поприще!"1).Выразительное чтение стихотворения 2).Как описывает поэт Чехию? (зачитайте).(Поэт восхищается богатством страны.) 3).Почему так дорога эта страна автору?( Эти горы – родина сына моего…Эти долы – …Эти хаты – родина…Сына моего.) 4).Что напоминает вам эти повторяющееся строчки?      Куплет заканчивается припевом в песне, так и в этом стихотворении (прием    обрамления).5).Как называет Чехию поэт?     Богемия (один корень бог – богом созданная). "Славный край!" создан трудом "Добрый труд!"6).Как относились в этой стране к чужестранцам? (…безродный…    Лишь  одного-…Не было – на родине…Сына моего.) 7).Какие слова обращены к фашистам? (Прокляты – кто заняли Трекляты –  кто продали –… Ввек не прощены) Как вы понимаете слово трекляты? ( трижды прокляты).8).Какова интонация стихотворения? Какими средствами достигается?  Интонация гнева, автор обращается к стране, к ее народу, к тем, кого она приютила, встать против врага.

2 группа: "Германии"1).Выразительное чтение стихотворения. 2).О чем это стихотворение? 3).Найдите иронические строки.(Какие строки вспоминаете вы?)     "О, дева всех румянее"…    Астральная душа…     О мумия величия!   4).Какова интонация стихотворения?  Эти строки – обвинительный акт несправедливости.5).Чем гордилась когда-то Германия?  Встарь – сказками туманила (Сказочники: Гауф, Гримм, Гофман), Астральная душа - возвышенная, звездная.

6).Что предвещает автор?

О мания!
О мумия Величия!
Сгоришь, Германия!
Безумие,
Безумие!
Творишь!

7).На какие силы надеется автор? (Фашизм победит народ, который автор называет "словачь")

С объятьями удавьими
Расправится силач!
За здравие, Моравия!
Словакия, словачь!

3 группа: "Не умрешь, народ" 1).Выразительное чтение стихотворения. 2). В чем сила народа считает автор? 3).Откуда у автора вера в победу народа? 4).Найдите сравнения? Их роль в стихотворении.

4 группа: "Есть на карте место…" 1).Выразительное чтение стихотворения. 2).О чем рассказывает автор в стихотворении? 3).С чем сравнивает автор войну в Чехии?   (  Есть на теле мира.  Язва: все проест!). 4).Почему автор боль народа страны Чехии воспринимает как мировую? 5).Кого автор считает виновником этого ужаса? ( Жир, аферу празднуй,    Славно удалась.    Жир, Иуду – чествуй!)      Что значит "афера" – сделка, Иуда – изменник, предатель. 6).Кто в ответе за страдания Чехии? (Мы ж-в ком сердце – есть)       Звучит музыка Д.Шостокович "7- симфония" на фоне читается стихотворение.

5 группа: "Барабан" 1). Выразительное чтение стихотворения. 2).Какую картину вы представляете при чтении стихотворения (может быть видели в кино?).      Идут стройными шеренгами под звуки марша немецкие солдаты с невозмутимо спокойными лицами. 3).Какой прием использует автор для передачи звуков барабана?      (аллитерация – повторение согласных звуков: д-м, б-м, в-н, ч-н)

4).Что возмущает автора стихотворения?      Без боя сдаются города,    лишь горы шепчут, камни шепчут. 5).Как называет врага автор?    Вран! Гунн! (от слов "Ворон" – олицетворение зла, гунны – кочевники)

III. Домашнее задание. Что роднит стихи А.Т.Твардовского со стихами М.Цветаевой? Подобрать цитаты.

Урок в 9 классе  Тема: "Мой Пушкин " (по стихам и очерку М.И.Цветаевой)

Проблема:

личное восприятие человека и поэта М.И.Цветаевой и формирование у учеников личностного отношения к Пушкину.

Оформление:

портрет А.С.Пушкина и портреты М.И.Цветаевой разных лет,
аудиозапись "Мой Пушкин"

Словарная работа:  канон, канонизация, монархист, репрессии.

Эпиграф: "Опасные стихи. Они внутренно – революционны… внутренно – мятежные, с вызовом каждой строки… они мои, поэта, единоличный вызов – тогда и теперь…" (М.Цветаева из письма).

Содержание: Слово учителя.М.Цветаева – поэт начала 20 века. Она родилась почти на 100 лет позже А.С.Пушкина. Воспитанная в истинно интеллигентной семье, она с юных лет  полюбила русскую литературу, особенно А.С.Пушкина.(Заранее класс получает задание по группам на карточках):   Чтение и анализ стихов из цикла стихи к Пушкину . (работа в группах)

"Бич жандармов, бог студентов", "Поэт и царь"
1. Почему М.Цветаевой не нравится Пушкин в «роли монумента»?
2. Кого она упрекает в данной роли поэта? 3.Какая сцена описана автором при жизни Пушкина в 5 строфе? (Во время аудиенции 8 сентября 1826 года, данной Николаем I Пушкину, вернувшемуся из ссылки В Михайловском «поэт обратился спиной к камину и говорил с государем, обогревая себе ноги». Во время этой аудиенции Пушкин незаметно для себя Пушкин приперся к столу, который был позади него и почти сел на этот стол. Государь быстро отвернулся от Пушкина и потом говорил: «С поэтом нельзя быть милостливым».   ( Вересаев. « Пушкин в жизни»). 
3. Что удивляет автора в отношении к пушкинскому наследию? Какие произведения и героев упоминает автор? По какому поводу?
4. Какую строчку цитирует М.Цветаева «всех румяней и смуглей» до сих пор на свете он? Как вы понимаете эти слова?
5. В чем необычность строфики стихотворения?  (Четверостишие заканчивается двустишием, которое делает вывод: «Всех живучей и живее! Пушкин в роли мавзолея?)

 "Петр и Пушкин"

Это стихотворение сюжетное, что редко для стихов. Перескажи его.

1. С кем сравнивает автор Пушкина? ( Петр – Николай. « На волю? Изволь»  Автор с гневом обличает императора Николая, так унижавшего гениального поэта. В 1834 году Пушкин просил отставки от царской службы в Иностранной коллегии. Николай I отклонил его просьбу, пригрозив, что лишит его « посещать архивы» и Пушкину пришлось взять просьбу обратно).
2. Как вы понимаете строки: «Отныне – я цензор» ( После возвращения Пушкина из ссылки в 1826 г Николай Iвзял на себя цензуру его произведений). 
3. Кто, считает Цветаева из царей мог по достоинству оценить талант Пушкина? ( Петр. Был негр ему истинным сыном, так истинным правнуком – ты останешься.).
4. Что можно сказать о синтаксисе стихотворения? (синтаксическая система Цветаевой рассчитана на ассоциативность восприятия. Многоточия, восклицательные знаки, тире вызывают активнейшую работу и чувства и сознание)

«Станок»

1. Что подразумевает М. Цветаева под названием «Станок» ?   (Стол, за которым поэт работал)
2. Как относится автор к пушкинским вещам? (трепетно, с уважением, на равных . «Пушкинскую руку жму,а не лижу»).
3. Кто автор – современник для Пушкина?  ( Поэт – поэт. Она знает, как нелегок поэтический труд. Она понимает, сочувствует.

Знаем, как дается!
Над тобой пустяк!
Знаем, как потелось!
От тебя мазок,
Знаю, как хотелось
В лес – на бал – в возок…)

4. Найдите изобразительные средства языка? ( «Котел чудес», «цветок любви», «негрскими зубьми», «пальцы не просохли»).
5. Какие чувства автор передает к Пушкину?
6. Обратите внимание на синтаксический строй стихотворения? В чем его особенность?

 «Преодоление»

1. Когда вы читаете стихотворение, что оно вам напоминает?(бег).
2. Какие звуки вы слышите? (ш-к, ш-к-с, ш-ш-с-п-т-, б-б-д-р), что это напоминает? Бег запыхавшегося человека, цокот скачущей лошади, преодолевающей барьер).
3. Почему эти образы возникли в душе поэта? ( труд поэта сравним с бегом коня. Всегда преодоление – это огромное усилие духа)

«Нет, бил барабан перед смутным полком»/ «Народоправству»
1. Как вы понимаете 1-ую строфу? С чем сравнивает автор «зубы царевы»? (Нет, бил барабан перед смутным полком).
2.Обратите внимание на звукопись ( аллитерацию) –б-р-б.
3. Как называет Цветаева Пушкина?  (Вождь, Поэт, Умнейший поэт России). 
4. Каким почетом окружил царь погибшего поэта? ( ближайшим друзьям нет места. «В изглавьи, в изножьи, и справа и слева– ручищи по швам – жандармские груди и рожи». По свидетельству П.А. Вяземского в день выноса Пушкина в его доме, где собрались человек 10 друзей и близких, очутился корпус жандармов. Без преувеличения, можно сказать, что у гроба собрались в большом количестве не друзья, а жандармы).
5. Какие выразительные средства использует поэт для воссоздания картины похорон поэта?

Слово учителя. После революции 1917 года , в 1922 году М.И. Цветаева эмигрировала. В Праге тогда находился ее муж. Сергей Эфрон, бывший белый офицер. Так, долгих 16 лет она была оторвана от родины, связью с Россией были ее стихи. Летом 1936 года Цветаева перевела 18 стихотворений Пушкина на французский язык. А через год предложила журналу «Современные записки», выходящему в Париже, поэтический цикл «Стихи к Пушкину». В письме Тесковой (26.01.37 г.) поэтесса писала: «Стихи к Пушкину .. совершенно не представляю себе, чтобы кто-нибудь осмелился читать кроме меня. Страшно резки, страшно вольные, ничего общего не имеющие с канонизированным Пушкиным, и все имеющие обратное канону». Опасения имели под собой основания: журнал, в котором были сильны монархические взгляды, опубликовали только 4 стихотворения из 6, причем первое – «Бич жандармов, бог студентов»… – в сокращенном виде.

 Чтение и анализ стихотворения по группам.

Проблемный вопрос. Почему   эмигрантский журнал «Современные записки» опубликовал стихи в сокращении?

Слово учителя. Гений А.С. Пушкина – это новаторство, преодоление косности русской.

 По воспоминаниям друзей А.С. Пушкина П.А. Вяземского и В.А. Жуковского о похоронах «умнейшего мужа России».  А.Жуковский писал, что назначенную для отпевания церковь переменяли, тело перенесли в нее ночью, с какой-то тайною,  всех поразившею, без факелов, почти без проводников, и в минуту выноса, жандармы наполнили ту    горницу, где молились об умершем, нас оцепили, и мы, так сказать, под стражей, проводили тело до церкви.      

II этап урока:  знакомство с очерком "Мой Пушкин" (1937)

Из письма Цветаевой к Тесковой: "Мой Пушкин – это Пушкин моего детства: тайных чтений головой в шкафу, гимназической хрестоматии моего брата, которой я сразу завладела, и т.д. Получается очень живая вещь".

Из письма к В.Н.Буниной: "Никто не понял, почему Мой Пушкин, все, даже самые сочувствующие, поняли как присвоение, а я хотела только: у всякого – свой, это – мой". Вот это и есть 2 ключа к очерку: Мой Пушкин – это Пушкин моего детства, у всякого – свой, это – мой. Прослушаем грамзапись "Мой Пушкин"

Вопросы и задания для анализа: М.Цветаева писала: "Мой Пушкин – это Пушкин моего детства."

1. Как произошло ее знакомство с поэтом? Когда произошла ваша первая встреча с произведениями Пушкина?  
2.Какое произведение Пушкина вам особенно близко и почему?  
3.Согласны ли вы с характеристикой, которую дала М.Цветаева образу пушкинской Татьяны?
4.Пушкин научил Цветаеву понимать знание слова "любовь", а какое понятие Вам помог осмыслить гений русской поэзии?
5.Что дало Вам знакомство с очерком "Мой Пушкин"?

 Таким образом , "Мой Пушкин" станет для учащихся тем новым словом, которое поможет разрушить стереотипный взгляд на творчество поэта, вызовет желание перечитать уже изученные его произведения, даст возможность понять, что у каждого из них может быть свой Пушкин, как у Белинского, Достоевского, Цветаевой.

 III этап урока : домашнее задание    Сочинение "Мой Пушкин"