"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"

Разделы: Литература


Класс: 5 класс 

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок-исследование

Цель:

1. Создать условия:

  • для включения каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей (желания познать), переходящих на уровень познавательных мотивов;
  • для обеспечения эмоциональной поддержки обучающихся, создания каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания.

 2. Развивать монологическую речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление, память, коммуникативные и поведенческие умения, самостоятельность в обучении.

3. Воспитывать уважение к русской народной и литературной сказке, прививать любовь к национальным истокам русского народа, внимательному отношению к слову; формирование читательской культуры учащихся.

Использование современных педагогических технологий:

  • Технология коллективного взаимообучения.
  • Технология контекстного обучения.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Индивидуальные и групповые задания исследовательского характера;
  2. Эвристическая беседа;
  3. Пересказ;
  4. Работа со справочной литературой;
  5. Выразительное чтение.

Оборудование: Справочная литература, иллюстрации, презентация.

Ход урока

1. Подготовка к восприятию материала.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

- Как вы понимаете эпиграф к уроку?

- Какая тайна скрыта перед нами? (Тайна Бабы Яги)

- Что хочется узнать? (Тайну Бабы Яги)

- Как этого достичь? (Провести анализ...)

1. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи (проблематизация)

Цель: Создание настроя ожидания, радости открытия неизвестного знания

- Где мы встречались с этим персонажем? (В сказках)

- Что такое сказка?

Послушайте, что говорил Иван Ильин (Слово, произнесенное на вечере русской сказки в Берлине 3 мая 1934 года.)

“...русская народная сказка — как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а духовный смысл ее — как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы — и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее, — все в сочетании неописуемого вкуса и аромата.

Сотни лет накапливался этот аромат в незаметных и неведомых душах человеческих, в русских душах, несметно цветших и неведомо отцветавших на равнинах нашей родины. Сотни и тысячи лет этому отстою национального и духовного опыта, укрытого и развернутого в русских народных сказках. Пусть история наша насчитывает всего одну тысячу лет; но возраст народа не определяется памятью его истории. Ведь это тысячу лет тому назад наш народ опомнился и начал кое-как помнить себя, — опомнился, приняв христианство и удержав в своей памяти кое-что дохристианское. Но это дохристианское прошлое его, утраченное его памятью, не утратилось в его опыте и его духе. Все прежнее свое, забытое в виде достоверных событий, незапомнившееся и забытое, - он взял с собой и перенес в свою сознательную историю...

Сказка есть первая, дореволюционная философия народа, его жизненная философия... и тот, кто стучится у дверей, сказка уводит именно к истокам национального духовного опыта, русского человека, по-русски укрепляя, по-русски утешая, по-русски умудряя...” [3]

- Что нужно сделать, чтобы сказка, как избушка на курьих ножках, стала к лесу задам, а к нам передом. Как нам увидеть ее и зажить ею, чтобы раскрылась ее вещая глубина, и стал ясен подлинный духовный смысл?

- Заглянуть в глубокий философский смысл сказки, найти в ней глубинные истоки ведической культуры древних славян.

- Хотим мы того или нет, но мы и сейчас в поле действия ведической культуры. Смотрите – протягиваем друг другу руку, ладонью на ладонь, - ведь это мы вспоминаем Ладу – богиню любви и домашнего очага. Весь живой язык у нас пронизан этим корнем:

Ладушки,
лад,
ладить,
приладить,
ладно...

У наших предков было два божества – Род и Лада. Род – символ животворящего начала и Лада – как организующая сила, которая гармонизирует энергию космоса. В слове есть ведическая память. А есть обряды, которые вошли в нашу жизнь, но о происхождении которых мы даже не догадываемся.

Ну, например, когда машут платком на прощание или говорят "Скатертью дорожка". Вы не обращали внимания, что ковровые дорожки, которые стелем на пол в прихожих, похожи на скатерть — с двумя полосками по краям? Когда-то, накормив уходящих людей, скатерть снимали со стола и клали им под ноги. Они уходили из дома по скатерти! А потом ее разрывали на кусочки со следами и, махая, показывали, что след ушедшего, значит, и память о нем, остались в доме.

Последователь,
наследовать,
следовательно,
исследовать
следствие,

след — все, что связано с этим корнем, вытекает из этих платочков. [5]

- Какую же тайну ведической культуры хранят русские сказки о Бабе Яге?

2. Решение учебной задачи.

Поисково-исследовательская работа учащихся в парах сменного состава.

Цель: обеспечение исследовательской деятельности с целью решения учебной задачи и получения новых знаний. Подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания и “наращивания” в последующей работе.

Вопросы для исследования.

1. Какой представляется Баба Яга в русских сказках?

Непредсказуемый характер у волшебной старухи: то она, как заправский людоед, собирается поджарить себе на ужин каждого гостя, то вдруг, растрогавшись, выдает ему все секреты о нечистой силе, да при этом еще “накормит, напоит и в баньке попарит”.

В чем же тут дело?

А в том, что Баба Яга не всегда была злой.

2. Если Баба Яга была доброй, то кем же она была?

При археологических раскопках на пепелищах доисторических очагов были найдены костяные и каменные женские фигурки. Как вы думаете, кого они изображают?

В древние времена Ягу считали прародительницей племени, дух которой обитает среди живущих, оберегает их от бед, помогает в делах и хранит огонь очага — символ благополучия дома. Так говорят ученые — историки и языковеды. Возможно, костяные и каменные женские фигурки, найденные на пепелищах доисторических очагов,— это первое изображение Бабы Яги. Такая Баба Яга — хранительница очага, конечно же, была доброй. [6]

О чем молились прародительнице?

Ей молились о продолжении рода, о богатом урожае.

3. Как благодарили люди свою защитницу-прародительницу за помощь?

Когда снимали с полей первые плоды, варили прародительнице в угощение кашу.

Но как это подношение можно связать со ступой?

Возможно, когда снимали с полей первые плоды, перетирали зерна в ступке и варили прародительнице в угощение кашу.

(Этимологи предполагают у корня этого слова значение “ тереть”.)

А в “ Кратком этимологическом словаре” Н.М.Шанского сказано: “ Сравнение с болгарским КАША – “ тесто”, “пюре” показывает, что первоначально это слово обозначает вид крупяной похлебки” Д. Кобяков “Слова и люди” Барнаул.1977 Каша – одно из главных и любимых блюд наших предков. Это подтверждают русские поговорки: Без каши обед короткий; Каша сама себя хвалит; Хороша кашка, да мала чашка; Где горшок с кашей, там и мы ваши.

...Каша сопровождала человека от рождения до смерти. Она непременная участница ритуальных обрядов на крестинах, на свадьбах, в важных коллективных работах, на поминках. Ее ритуальная обрядовость объясняется приношением каши в жертву языческим богам. Еще в XIX веке на Украине сохранялся обряд принесения каши в жертву духам земли: в первую неделю великого поста девушки варили кашу с маком и на некоторое время закапывали ее в землю. Жертвенное значение каши связано с тем, что каша — древнейшее хлебное кушанье, которое первоначально готовилось из зерен злаковых растений . [2]

4. Как в сказках Баба Яга встречает гостя?

В сказках Баба Яга встречает своего гостя словами: “Зачем пожаловал?” (ср: добро пожаловать, проходите, пожалуйста)

Что это обозначает? Подберем однокоренные слова к слову пожаловать.

Жаловать,
Жалуйся,
Жалоба,
Жалеть,
Жалость.

В древние времена к именам властных именитых людей добавлялось слово СТАРЫЙ в значении почитаемый, уважаемый, т.е. долг вежливости. Например: Никита старый. Со временем осталась только часть слова СТА. Дословно слово ПОЖАЛУЙСТА значило: “Награди меня твоей милостью, пожалуй звание старого, почитаемого”. [1]

5. Как вы можете объяснить, что Баба Яга жила избушке на курьих ножках?

Каково же было удивление ученых, когда археологи на местах древних кладбищ откопали остатки высоких столбов, на которых, по всей видимости, стояли когда-то гробы. А сами гробы оказались срубленными из бревен избушками. Провожая умершего в загробный мир, его соплеменники строили настоящий дом и ставили его на столбах у дороги в селение. Высокие столбы не давали лесным хищникам тревожить прах умершего.

По мнению древних славян, после смерти человек отправлялся в небесную страну к своей прародительнице — доброй Яге и получал от нее волшебную силу. Поэтому к избушкам на столбах ходили просить у предков защиты и помощи, а чтобы они смилостивились, приносили на кладбище сладкие напитки и яства и вежливо величали пращуров. Не потому ли Яга в сказках любит обходительность и помогает лишь тем, кто ей по нраву? [6]

6. Почему избушку на курьих ножках никогда не минет герой?

Молодой герой сказки — а он всегда молодой, часто мальчик, подросток — получает какое-то трудное задание. Повествование о том, как он преодолевает все препятствия, доказывает свое мужество, находчивость, проявляет лучшие душевные качества, воспроизводит (в измененном, конечно, виде) схему древнего обряда инициации (жестокий обряд посвящения юношей в мужчины).

По представлениям древних, силу, мужество и мудрость юноша мог получить только от предков. А избушка стоит на границе мира обычного и необычного, волшебного мира (когда-то царства мертвых). Потому герой и стремится проникнуть в их царство. Стоит избушка к тебе задом — она смотрит в волшебное царство, повернулась передом — находится в твоем, обычном мире. Лишь через двери этой избушки и можно попасть в другой мир.

Здесь происходит его испытание, и он становится непобедимым. И вот что интересно: сам герой остается прежним, но он приобретает чудесного помощника — клубочек, например, который указывает дорогу. [1]

7. Но как случилось, что добрая прародительница превратилась в сказочную колдунью?

Об этом можно только догадываться. В древности, когда соседние племена враждовали между собой, проигравшим войну нередко приходилось покидать родные места, оставляя врагу селения и могилы предков. Для победителей эти могилы таили опасность: предки побежденных могли причинять вред незваным гостям, пуская в ход свои чары.

Так добрая Яга в избушке на курьих ножках стала превращаться в безжалостную старуху-чародейку. Может быть, тогда и появилось у прародительницы племени зловещее имя “Яга”. Слово это обозначало печаль, муку тяжкую. С тех пор много воды утекло. Короткая у людей память. Так и забыли бы Ягу, если б не сказки. [6]

Подведение итогов, контроль:

Выступление каждого учащегося в своей группе; вопросы выступающему; анализ группы; взаимооценивание пересказа сути текста. Заполнение экрана учета (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)

Вывод: Кто такая Баба Яга?

Баба Яга – прародительница древних славян, доброе божество.

Сформулируйте гипотезу нашей исследовательской работы?

Если Баба Яга – прародительница древних славян, то она является защитницей и берегиней, то есть добрым божеством.

Вывод: Что отражает русская народная сказка?

Внимательно вглядываясь в содержание волшебной сказки, снимая позднейшие напластования, ученые пришли к выводу, что в сказке отражен более ранний исторический этап, когда люди еще не знали земледелия, а пользовались готовыми дарами природы — занимались охотой, ловили рыбу, собирали съедобные корни, искали мед диких пчел. (Этот промысел назывался бортничеством — от слова “борть” — “дупло”, “дерево с ульем”, “колода с пчелами”; да и слову “брать” оно родственник, как и слово “бор”. “Беру”, “собираю”, “медосбор” — просто чередование гласных, а корень один и тот же.) [6]

Из глубин веков пришли к нам следы ведической культуры. Мы являемся ее носителями. Наша задача сохранить это богатство и передать его следующим поколениям.

Рефлексия

Цель: осознание учениками своей деятельности,использованных и усвоенных способов деятельности, полученных результатов, возникших трудностей и проблем.

Вопросы учителя:

  1. Что каждый из нас делал сегодня на занятиях?
  2. Что было главным?
  3. Каковы основные результаты?
  4. Что удалось достигнуть?
  5. Что каждый понял, чему научился?

Домашнее задание: оформить исследовательскую работу в видесочинения, статьи, доклада, проекта, сообщения... и т.д.

Литература.

  1. Бахтин В. “От былины до считалки”. Ленинград. 1982. с.67.
  2. Вакуров В. Н. “Где горшок с кашей”. Журнал “Русская Речь”. №5. 1987. с. 129.
  3. Иван Ильин “Слово, произнесенное на вечере русской сказки в Берлине 3 мая 1934 года” Журнал “Литература в школе”.1992. №1.
  4. Кобяков Д. “Слова и люди”. Барнаул.1977.
  5. Князева М. “Жила была Курочка Ряба” Журнал “Русский язык в школе”. 1991.№3.
  6. Кузнецов А. “Из времен незапамятных” .Журнал “Стригунок” 1988.№2.