Система уроков внеклассного чтения по произведениям А. Г. Алексина

Разделы: Литература

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: А.Г.Алексин


"Пусть это прозвучит слишком возвышенно, но капитанами кораблей юности являемся мы, взрослые, и писатели подчас прежде всего... Значит, от нас зависит, сядет ли иной из этих кораблей на мель или отправятся все они в большое плавание - по курсу доброты и сердечности, мужества и великодушия, готовности к подвигу и борьбе за свои убеждения, к защите того, кто в этой защите нуждается." Эти замечательные слова А.Г.Алексина олицетворяют все его творчество.

Взрослые! Часто ли мы задумываемся о проблемах своих детей? Знаем ли мы, что их волнует, что их беспокоит, какие конфликты им приходится разрешать. Как они выходят из той или иной ситуации? Юношеский внутренний мир огромен и очень восприимчив к окружающей действительности. Зачастую ребенок сталкивается с трудными жизненными ситуациями, в которых ему непросто найти правильный выход. В такие моменты ему очень нужно наше участие, тепло, поддержка, добрый совет. Не надо забывать, что подросток - это формирующаяся личность. И чем больше душевного тепла и поддержки мы окажем ему, тем нравственнее он станет. А ведь нравственность - это доброта, отзывчивость, честность, порядочность — все, чего, к сожалению, так не хватает в нашем современном, зачастую жестоком мире. Равнодушие и бездействие взрослых может иметь пагубные последствия для подростка: деформацию его характера и нравственных ценностей, которые могут сделать его бездушным и эгоистичным человеком.

Как часто из-за усталости родителей, их озабоченности повседневными делами остается мало времени на откровенные беседы «по душам», подростки ищут ответы на свои вопросы в интернете, идут к друзьям и знакомым. Но это никогда не заменит теплого, человеческого общения с родными людьми. А вот хорошая, умная книга,прочитанная вместе с родными,заставляющая размышлять об извечных проблемах - добре и зле, благородстве и подлости, умению сострадать и равнодушию,- может заменить нехватку общения в семье и школе. Такими книгами, адресованными юным читателям, я считаю книги замечательного писателя Анатолия Георгиевича Алексина.

Он блестяще описывает и раскрывает проблемы юности. Читая его произведения, предназначенные для подростков, остро сопереживаешь героям, задумываешься, а как бы я поступила на месте героев, часто восторгаешься поступками детей. Прочитав повесть или рассказ этого автора ,еще долго остаешься под впечатлением прочитанного, потому что во время чтения возникает волшебная магия глубокого погружения в сюжет, удивления от того, насколько тонко и мастерски он описывает ту или иную жизненную ситуацию, какие переживания, а зачастую душевные муки испытывают герои произведения, как стараются решить возникшую проблему, и, когда находят ее решение, ты понимаешь, что не всякий взрослый смог бы ее так решить. Это потрясает.

Почти в каждом произведении автор не ставит точку, а заключительным знаком является многоточие. Это очень примечательно для творчества Алексина. И это замечательно: ведь читатель может пофантазировать, додумать или даже предсказать судьбу героев.

Анатолий Георгиевич в своих произведениях не читает нотаций, не пишет, что хорошо, а что плохо. Он тонко и просто обличает зло и пороки личности, его книги непринужденно воспитывают читателя и заставляют задуматься о многих вещах... Каждое произведение читается на одном дыхании, накал страстей, эмоций и чувств приобретает самый высокий градус .Все это благодаря мастерству автора и знанию детской психологии. А. Алексин - новатор в литературе для юношества: именно он показал такие острые ситуации, как разобщенность детей с родителями, конфликт ученика с учителем...На протяжении всех повестей и рассказов можно наблюдать становление обыкновенного подростка личностью, многие дети оступаются, но в дальнейшем ребенок осознает свои ошибки и признают неправоту своих поступков.

Итогом моих размышлений, изложенных выше, стала разработка системы уроков внеклассного (точнее - семейного) чтения произведений А.Г.Алексина.

Класс

Произведения А. Алексина

Контекст программных произведений

5 класс

Слово об А. Алексине. Рассказ о писателе. Выставка книг. «Аннотация» рассказов и повестей. Рекомендации к летнему чтению.

В. И. Белов «Скворцы»
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

6 класс

А. Алексин «Третий в пятом ряду»
«А тем временем где-то...»
(по выбору учащихся).

В. Г. Распутин «Уроки французского»
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

7 класс

А. Алексин «Запоздалые покаяния»

Л. Н. Андреев «Кусака»
А. П. Платонов «Юшка»

8 класс

А. Алексин «Сердечная недостаточность»

К. Г. Паустовский «Телеграмма»

9 класс

А. Г. Алексин «Безумная Евдокия»

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

10 класс

А. Алексин «Холостяк»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

11 класс

А. Алексин «Игрушка»

А. Ахматова «Реквием»
А. Твардовский «По праву памяти»

Для самостоятельного чтения рекомендуются детям следующие произведения: «Тайна старой дачи», «Неправда», «Звоните и приезжайте», «Дневник жениха», «Мой брат играет на кларнете», «Раздел имущества».

Вопросы для обсуждения рассказов и повестей А.Алексина «Третий в пятом ряду»

1. Можно ли расценивать выходки Вани Белова как просто хулиганские?

2. Почему в классе не любили Сеньку Голубкина?

3. Почему свой уход из школы из-за Вани Белова учительница через много лет признала бегством?

4. Какие, по-вашему, проблемы поднимает А.Алексин в этой повести?

5. Кто, кроме Вани Белова, вам запомнился еще? Почему?

6. Почему бабушка часто стала рассказывать Елизавете об Иване Белове?

7. Что можно сказать о творческой манере писателя?

«А тем временем где-то...»

1. Какое впечатление на вас произвел главный герой повести?

2. Какое «открытие» сделал Сергей Емельянов — младший из истории жизни своей семьи?

3. Как можно охарактеризовать отца мальчика? Почему отношение сына к нему не изменилось?

4. Что заставило Сергея скрыть от отца и мамы (и даже от бабушки, от которой секретов не было) историю с письмом?

5. Почему мальчик не может стать третьей потерей Нины Георгиевны?

«Сердечная недостаточность»

1. Как вы понимаете смысл названия повести?

2. Кто из героев похож на Настю из рассказа Паустовского «Телеграмма»?

3. Как вы оцениваете характер и поступки Павлуши? Почему он такой?

4. Изменится ли он после смерти Корягина?

5. Сравните две семьи, двух матерей, двух жен.

6. Искупила ли вину Галя перед семьей Корягина? Можно ли ее простить?

«Холостяк»

1. Почему очерк «Холостяк», написанный почти через полтора столетия после семейной хроники Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» мы читаем в одном контексте?

2. Проведите параллели между образом Иудушки и героем «Холостяка».

3. Почему холостяку важно было пойти к брошенным им женщине, дочери, брату? Ведь ему строго запретил двигаться врач?

4. Понимаете ли вы поведение дочери героя?

5. Закономерна ли кончина героя?

6. Почему так живучи «иудушки»?

7. В чем особенность языка?

«Безумная Евдокия»

1. Почему и кто прозвал учительницу безумной?

«Среди моих учеников нет знаменитых личностей, но все они стали порядочными людьми...»

2. Какой смысл вкладывает учитель в эти слова?

3. В каких словах, по-вашему, заключен смысл названия повести? Найдите и прокомментируйте их.

4. «Вот злонравия достойные плоды!» - сказал о Скотининой Стародум, подводя итог результам воспитания Митрофанушки. А что стало причиной эгоизма Оленьки?

5. Изменится ли после всего случившегося героиня?

6. О чем заставляет задуматься повесть?

7. Кому вы сочувствуете больше всего? Почему?

«Запоздалые покаяния»

1. Что можно сказать о жанре произведения?

2. Чем отличаются события двух прочитанных произведений? (А.Платонов «Юшка») Что между ними общего?

3. Внешность и чужое мнение о человеке иногда обманчивы и ложны. Можно ли это проследить в данном случае?

4. Почему так получается: при жизни человека не оценили, унизили, оскорбили, а после его смерти вдруг все видят в нем незаурядную личность?

5. Почему человеку важно покаяться? Почему нужно, чтобы его простили?

«Игрушка»

1. Почему повесть о трагедии народа названа «Игрушка»

2. Чем вы можете объяснить наивность (почти детскую) преподавателя истории партии Марии Никитичны,Таниной мамы?

3. В каких сценах и эпизодах просматриваются черты тех страшных лет страны? Приведите параллели с другими произведениями.

4. За что арестовали старичка — химика?

5. «Ты, к несчастью, ничего не боишься» - слова отца Тани о жене. О чем это он?

6. Какова роль дворника в повести?

Заключение

По прочтении произведений « выходным продуктом» были следующие мероприятия: письмо герою (6 класс); пресс-конференция с участием героев книги(7 класс); выход на классные часы к учащимся младших классов с целью популяризации творчества писателя (8 класс); эссе и защита проектов (старшая школа).

Хотелось бы верить, что разработанное мной пособие пригодится ещё кому-то. Думаю, что стоит больше рассказывать о таких писателях, чтобы их творчество также высоко ценили и любили, как творчество Пушкина, Лермонтова, Толстого, Булгакова, Некрасова, Гоголя, Чехова... Наивысшей оценкой данного проекта по его завершении стали слова моей ученицы Ани Кузнецовой: « Книги А .Алексина — это пособие по достойному выходу из любой душевной драмы»

Список литературы

1. Алексин А. Г. Перелистывая годы: Книга воспоминаний. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб , 1998. — 352 с. + 32 с. ил.

2. Алексин А. Г. Смешилка — это я!: [Повести] / А. Г. Алексин ; [предисл. Автора] ; Худож. Е. А. Медведев. — М. : Дет. Лит., 2010. — 430 с.

3. Алексин А. Г. Собрание сочинений в трёх томах / Предисловие В. Кожевникова. — М. : Дет. Лит., 1979. — Т. 1. Повести. 464 с.

4. Алексин А. Г. Третий в пятом ряду : [Повести] / А. Г. Алексин ; [вступ. — ст. В. Воронова] ; Худож. Е. Медведев. — М. : Дет. Лит., 2007 — 350с.