Сказка как вид народной прозы. Типы сказок. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: сказка, устное народное творчество


Ожидаемый результат: Учащиеся знают определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты, сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения собственное отношение к изображаемому; знают составляющие элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения.

Основные понятия. Народная сказка, волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина, В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие тетради; у педагога - компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок
А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

Уж ты, котичка-коток,
Котик - серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.

***
Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,
Сон-то говорит:
- Я спать хочу!
Дремота говорит:
- Я дремати хочу!
По полу, по лавочкам
Похаживают,

Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,
Заглядывают -
Спать укладывают.

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной -
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!

***
Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По слову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.

***
Эны-бены,
Рики-факи,
Тобра-орба,
Он дысмаки,
Деус-деус,
Касматэус,
Бакс.

Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна - под попом,
Поп - под колпаком.

***
Добры бобры
Идут в боры.

***
От топота копыт
Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома. Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом. Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

- Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те учащиеся, у кого хорошее настроение).

- Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

- Ветер дует для того, кто считает, народные сказки передавалась из уст в уста народными сказителями.

- Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи учебной деятельности. «Незаконченное предложение».

Продолжите высказывание:

  • «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
  • Выполнить (начать работу…)
  • Понять (выяснить, показать…)
  • Для этого нужно (необходимо) …

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто - сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых старúнами, исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются: солнышко, лучики, три тучки, звезды)

- Представьте, что солнышко - это сказка, что такое сказка? (Это вид устного или литературного повествования о вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)

- Представьте, что лучики - это то, чему учат нас сказки? Чему учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним, заботиться о слабых)

- Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся народные сказки (сказки о животных, бытовые и волшебные)

- Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

(Сказки о животных - звери наделяются человеческими качествами и являются главными героями.

Бытовые сказки - герои - это обычные люди, которые добиваются успеха благодаря своим качествам.

Волшебные сказки - обязательно действуют волшебные силы, помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие приключения и превращения.)

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями: структура сказки.

Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и что мы видим, звёзды. Звёзды - это структура сказок, особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё назначение.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда), которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в удивительный сказочный мир.

- Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем -
Сказку в гости позовем!
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть зачин (вторая звезда):

- Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

- Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно бывает на свете»)

- Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки «Гуси-лебеди».

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями: художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в паре список художественных средств, приведите примеры из народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей работы.

- постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

- метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову; вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

- сравнения: «Выходи за меня, красавица, - не говорит, а ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала задиристого, с рукавицу, малыша.

- гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу, другой прихлопну - только мокрёхонько будет!», «Приезжают к реке Смородине - по всему берегу лежат кости человеческие, по колено навалено!»

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть, концовка и, наверное, мы можем сказывать?

- Сказка готова? Нет.

- А чего нам не хватает?

- Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок, Василиса Премудрая).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса Прекрасная - лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3 железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

- А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

  • «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
  • «Самый большой мой успех - это…»
  • «Самые большие трудности я почувствовал…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

Прочитать сказку «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо»

6.2. Индивидуальные задания.

Напишите волшебную народную сказку.