Система уроков по изучению дальневосточной литературы в 10-м классе общеобразовательной школы (базовый уровень)

Разделы: Литература


Данная разработка является вариантом решения проблемы реализации регионального компонента. Местный материал включается в логику раскрытия основного курса литературного образования, то есть региональное содержание следует за федеральным, конкретизируя и углубляя его.

Дальневосточная литература выступает как самостоятельный предмет в системе эстетического и нравственного воспитания школьников, в пробуждении и развитии их самосознания, интеллекта и способностей, интересов и стремлений. Она призвана формировать уважение к историческому наследию, воспитывать патриота – дальневосточника.

Предназначение регионального компонента как учебной дисциплины заключается и в гуманизации картины мира в сознании учащихся, что способствует становлению личности, помогает в выборе жизненного пути и поиска смысла жизни.

Уже с конца 18 века тема Дальнего Востока входит в русскую литературу.

Свой вклад в развитие этой темы в разных ее аспектах внесли писатели, ученые политические деятели: И. А. Гончаров, А.П.Чехов, Н.М.Пржевальский, В.К.Арсеньев. Важнейшим памятником науки и литературы, приобщившим русского читателя к дальневосточной теме – освоение северных окраин – была книга “Описание земли Камчатской” С.П. Крашенинникова. В 1733-1743 гг. Крашенинников участвовал во второй Камчатской экспедиции. Следствием этого явилась двухтомная книга. В ней даны живые характеристики историческим деятелям: Семену Дежневу, Федоту Алексееву, Даниле Анциферову, Владимиру Атласову.

А.С.Пушкина интересовала тема движения русских на восток, в частности Камчатской экспедиции. И после знакомства с работой С.П.Крашенинникова он создает публицистическое произведение “Заметки при чтении “Описания земли Камчатки” С.П.Крашенинникова”.

Урок №1.
Пушкин и Дальний Восток

А.С.Пушкин “Заметки при чтении “Описания земли Камчатки” С.П.Крашенинникова”

Урок по этому произведению возможно провести после уроков по федеральной программе, где изучается поэма А.С. Пушкина “Медный всадник”.

Цель урока: раскрыть образы смельчаков землепроходцев, чьими героическими трудами прирастало русское государство: Ф.Алексеева, первого из русских, посетившего Камчатку, и служивого С.Дежнева, его имя занесено на карту страны, и В.Атласова, с которого началось настоящее освоение Камчатки.

Лекция учителя о глубоком интересе Пушкина к истории своего отечества, особенно к эпохе Петра I, о его огромном стремлении вслед за Ломоносовым обратить взор на окраину России, “где солнца всход”, вызывает неподдельный интерес учащихся, потому что впервые для них Пушкин воссоединяется с Дальним Востоком.

Поэтому на данном этапе сыграет свою роль, опережающая индивидуальная работа над текстом главы “Камчатские дела (от 1694 до 11740 года”, § 1-40, что позволит учащимся формировать умение отбора необходимых сведений из текста и сопоставить со сведениями о первых землепроходцев из других источников.

Данные заметки Пушкина содержат крайне скупые сведения об Анциферове и Дежневе. Для получения более глубоких знаний учащиеся, получив индивидуальные задания, работают с исторической повестью А.Семенова, дальневосточного писателя, “Землепроходцы” и поэмой тоже дальневосточного поэта П.Комарова “Владимир Атласов”. Сообщения учащихся на уроке яркие, емкие, вызывают неподдельный интерес учащихся к истории родной земли. Полученные сведения являются благодатной почвой для изучения в 11 классе Н.П.Задорнова “Капитан Невельской”.

Смелые сподвижники Ермака.

Гордиться славою своих предков не только можно,
но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие.
А.С.Пушкин

Цель: раскрыть образы смельчаков, сквозь неимоверные препятствия и опасности, устремлявшиеся посреди враждебных диких племен.

- формировать умения учащихся работать с публицистическим произведением, отбирая необходимый материал.

Индивидуальные задания.

  • Составить справки о первооткрывателях.
  • Федот Алексеев первый из русских посетивших Камчатку (глава 3 Камчатские дела).
  • Служивый Семен Дежнев (глава 3 Камчатские дела).
  • Владимир Атласов (глава 3 Камчатские дела).

Урок №2.

Япония и японцы в произведении И.А.Гончарова “Фрегат “Паллада”"

В1852 году в Петербурге была снаряжена морская экспедиция, одной из целей которой была подготовка заключения торгового договора между Россией и Японией. Руководил экспедицией адмирал Е.В.Путятин, ее секретарем был И.А.Гончаров. Одним из первых он описал свои впечатления о Дальнем Востоке в художественно-путевых очерках “Фрегат Паллада”.

Писатель отдал дань людям, которые подходили близко к полюсам, обжили берега Ледовитого океана и Северной Америки, проникли в безлюдные места, питаясь иногда бульоном из голенища своих сапог. Он утверждал, что их имена обязано знать потомство. В 1874 году в очерке “Через двадцать лет” Гончаров возвращается к пережитому. “Путешествие, - говорит он читателю, - укрепляет мужество, обогащает ум и сердце”.

Цели:

  • раскрыть художественный мир произведения через анализ глав Русские в Японии;
  • формировать умение отбора материала по заданной теме.

Индивидуальные задания.

- История создания дневника путешественника.

- Япония в середине 19 века - закрытая страна. Особенности ее отношений с другими странами.

- Японцы. Быт. Отношения с русскими.

- Сравните с описанием Японии этого периода в произведении Н.П.Задорнова “Хэда”

Всеволод Никанорович Иванов “Черные люди”

Историческое повествование.

Цели:

- усвоить великую научную идею о народе как главном творце истории, как основном источнике творческих преобразований в государстве.

- убедиться, что роман – энциклопедия русской истории второй половины 17 века, большое полотно воссоздающее бунтарское бурление и созидательный труд человека в эпоху укрепления русской государственности после “Смутного времени”.

- формировать умения целостного анализа произведения.

- расширить знания о ярких исторических личностях: великом российском землепроходце Ерофее Павловиче Хабарове, непримиримом Аввакуме замечательном человеке своего времени.

Урок №3.

Анализ эпизода “Рассказ капитана Стронга”

Сам господь бог не сможет ничего
поделать с этим народом.
В. Иванов

(Ч.1 Белое море, глава 2)

Индивидуальные задания.

- На что им это все богатство, им, живущим в лесах в курных избах?

Дайте ответ английскому купцу.

- Вы хотите завоевать московитов, хозяева? повторил капитан. - Это вам никогда не удастся.

На чем основана столь убедительная позиция капитана Стронга?

Тезисы урока в приложении №1.

 

Урок №4.

Анализ эпизода “Деревенский поп”

(Ч.1 Белое море, глава 10)

Индивидуальные задания.

- Кто ты, дерзец?

- Имя мое, грешного иерея, Аввакум.

Почему о попе из Лопатиц уже слух шел – уж больно-де он горяч и дерзок.

А у вас какое впечатление сложилось о нем после случившегося на пристани?

- Дайте оценку философским мыслям попа.

- Составьте рассказ о жизни попа.

- Что с вашей точки зрения вызывает симпатию.(глава 5 -6)

Урок № 5–6. Опытовщик Хабаров

Из века в век
Шел крепкий русский человек
На дальний север и восток
Неудержимо, как поток.
Он шел в безвестные края
Чрез тундры, реки и хребты,
Чрез быстрину и высоты.
Пока в неведомой дали
Он не пришел на край земли
Где было некуда идти,
Где поперек его пути
Одетый в бури и туман
Встал необъятный океан.
Из старинного стихотворения

(Ч. 2. На западе и на востоке. Г. 4. Слобода опытовщика Хабарова)

Индивидуальные задания.

- Рассказ о трудном пути Хабаровых на восток.

- “Жизнь и труд били ключом в новой слободе”.

Раскройте содержание цитаты.

- Туда нужно идти. На Амур-реку! И туда я, собрав охочих людей, идти хочу.

Осуществилась ли мечта Хабарова? (Глава 5)

Тезисы урока №2.

Урок №7.

Боярыня Морозова

(Ч. 3. Театр и костры (главы 5, 8 ,9, 10)

Индивидуальные задания.

- Рассказ по картине В. Сурикова “Боярыня Морозова”.

- Историческая справка о Морозовых.

- Эпизоды, которые вас потрясли.

Урок №8.

А.П.Чехов “Остров Сахалин”. Книга-подвиг

Цели:

- усвоить, что писатель силою своего таланта, авторитетом своего имени стремился хоть в какой-то мере помочь людям, судьбы которых были наглядным свидетельством уродливости всего общественного строя, пробудить во власть имущих чувство ответственности за тысячи жестоко загубленных жизней;

- формировать умение работать с произведениями серии “Героика, труд, путешествие”;

- убедиться, что Чехов обладал в высшей степени человеческим талантом, талантом сопереживания

Индивидуальные задания.

- Очерки “Из Сибири” – картина испытаний, выпавших на долю путешественника.

- Три месяца на Сахалине – самоотверженный трудовой подвиг.

- Рассказы о человеческих судьбах.

- Художественные обобщения на службе главной цели писателя - каторга не только не исправляет, но калечит людей, обрекая их на духовную и физическую гибель.

Приложение №1

На первом уроке по изучению романа “Черные люди” проводится анализ эпизода “Рассказ капитана Стронга” (II глава, ч.1), что позволит сразу определиться в гражданской позиции автора, проникнуть в художественный мир произведения, убедиться, что данный эпизод – своеобразная доминанта романа, выражающая высоко патриотичность его звучания. Установив границы эпизода от слов “Купеческие голоса в сизом табачном дыму звучат сыто, самонадеянно, напористо” до слов “Но если московиты сами выучатся строить большие корабли; тогда что? – этого допустить нельзя. Со слов “Капитан Стронг обвел этих купцов взглядом старого моряка…” до “Рассказ Стронга прозвучал в шуме ветра, в поскрипывании корабля, в разговорах купцов как утренняя песня.” читаем вслух (учитель или подготовленный ученик).

Эпизод оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, поэтому первый вопрос носит рефлексивный характер:

- Ваше впечатление. Почему на ваших лицах удовлетворение? Потрясает? Почему?

- Иностранец так высоко о русской нации – московитах, живущих в курных избах.

- Какова главная мысль рассказа капитана?

Учащиеся цитируют “Вы хотите завоевать московитов хозяева? Это вам никогда не удастся”. И далее учащиеся находят в тексте факты для ответа на вопрос купцов: “Почему?”

- “Московия не государство. Московия – земля”

- Московиты – сильный народ.

- Московиты свободны!

- Они никогда не будут рабами!

Далее следует подготовленный пересказ о московите Василии и его убеждении “Нет на свете ничего слаще свободы”. Он показал, как надо любить свободу.

И вывод, который заключает свой рассказ Стронг: “Не думайте их покорить! Нет!.. Сам господь бог не сможет ничего поделать с этим народом, уверяю вас!”

Далее учащимся предлагается определиться в возможном эпиграфе к главе. Это может быть заключительная реплика Стронга: “Сам господь бог ничего не может поделать с этим народом”.

Погружаясь в художественный мир писателя, убеждаемся, что язык повествования красочен, колоритен, богат сравнениями.

В заключении урока предлагается письменная работа “Ответьте английскому купцу на его вопрос: “На что им это все богатство, им живущим в лесах, в курных избах?”

Авторская речь слита с прямой речью героев. В уста капитана Стронга писатель вложил свои убеждения о невозможности покорения московитов.

Приложение №2

Своеобразно создание образа Ерофея Павловича Хабарова в романе - материал о нем разбросан по нескольким главам 2 части, и только одна по названию имеет прямое отношение к Хабарову “Слобода опытовщика Хабарова”. Писатель показывает деятельность Хабарова в понимании исторических событий, которые переживало государство в это период. Хабаров как бы отстранен от них. Он уже за Камнем. Он устремлен к Амуру – реке. И чтобы увидеть образ великого землепроходца, прочувствовать его значимость в открытии земель по Амуру, нужно отобрать материал о нем, затем составить целостный рассказ.

При подготовке к проведению урока учитель использует методику деловой игры. Для чего разрабатывается модель-пьеса ситуации, где между учащимися распределяются роли с обязательным содержанием. Ребята, прочитав произведение, в зависимости от своих желаний, склонностей, интересов разделились на 3 группы:

  1. Оформители – представляют наглядный материал: портрет Хабарова, фотографии Хабаровска.
  2. Путешественники – охочие люди, идущие вслед за Хабаровым и составляющие летопись его жизни.
  3. Любознательные – подготовили вопросы для заключительного этапа урока.

Общеучебной задачей является составление тезисов, раскрывающих благую цель жизни Хабарова – собрать охочих людей и идти на Амур – реку и высокую нравственную основу его деятельности “Жизнь и труд били ключом в новой слободе”.

Ученики – путешественники – как охочие люди идут за тремя смелыми устюжскими людьми вслед за Хабаровым Ерофеем Павловичем с братом да племянником в Сибирь на Лену – великую реку. Побывают в слободе опытовщика Хабарова, увидят результаты упорных трудов Хабарова и тех людей, которые подходили к ним из лесов. Жизнь и труд били ключом в новой слободе. В документах того времени Хабаров именуется “опытовщиком” - он смело и умно ставит опыт жизни на новых местах. На материале раскроют сюжет отношений Хабарова с человеком из Якутска Поярковым, которому Ерофей Павлович поведал, что собрав охочих людей хочет идти на Амур – реку. Но хитрый письменный голова арестовывает Ерошку Хабарова, обдумывая при этом думу как пройти вперед и обозначить новые земли на Амуре: и самому выгодно, и государь не забудет верной его службы. В 5 главе найдут ответ на вопрос, осуществилась ли мечта Хабарова выйти к Амуру. Расскажут о первой попытке похода на Амур, а затем и о поддержке дела Хабарова самим государем. В главе 10 “Сибирь кромешная” поприсутствуют при беседе Пашкова с Хабаровым, узнают, что в своем походе на Амур острожек Албазин Хабаров ставил. В главе 11 перед ними опять предстанет опытовщик Хабаров, который на Илиме-реке то же делает, что и везде делывал, мирно хлеб пашет, промыслы промышляет. Хотел было бы и на Амур-реке то же робить. Да не судил господь. И Хабаров не спеша поведывал им о своих походах, о том, как заложил он было на Амур-реке острожки – Албазинский да Кумарский. Хабарову все дела эти ведомы – думал воевода. Ходил он по Амур-реке далеко… и до Уссуры-реки доходил. Лучше его никто не мог бы посоветовать.

В качестве контроля знаний учащихся уместно будет письменная работа – ответ на вопрос: “Какие личностные качества Хабарова привлекали к нему охочих людей и позволили ему сделать то для России, что он сделал?”.