Система уроков по теме: Помещики – “расточители” и помещики – “накопители” в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”.
Урок 1. “Рыцарь пустоты” Манилов и “скопидомка” Коробочка.
Цель урока:
- Раскрыть характеристику образов помещиков.
- Научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом.
- Выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.
Эпиграф к уроку
…Рабы власти без достоинства и тираны
без сострадания своих крепостных,
высасывающие жизнь и кровь народа…
А.И.Герцен.
Боже, как грустна наша Россия.
А.С.Пушкин.
Оформление доски.
1. Вступительное слово учителя.
Закончив экскурсию по городу Н. вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашенияи от помещиков, мы отправляемся путь.
Непригляден, беден открывающийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.
Помещик Манилов – |
Встреча Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:
- Описание усадьбы Маниловка.
- Авторская характеристика Манилова.
- Манилов и его отношение к другим помещикам.
( Ученик рассказывает о Маниловке по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывая описание усадьбы, кабинета.)
3. Лексическая находка.Даётся лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:
Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство, “сладенькая болтовня”, заискивающие манеры, заманчивая улыбка, человек бесформенный, неопределённый.
4. Итоги по образу Манилова.
- Что же главное в Манилове?
- Что такое “маниловщина” ?
( Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Манилов-бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчёркивает его никчёмность и слащавость. Гоголь, руководствуясь задачей сатирического обличия при изображении человеческого характера, выдвигает на первый план отрицательные черты. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи, поступки говорят о том, что Манилов- человек “ так себе, ни то ни сё, ни в городе Багдан, ни в селе Селифан”.)
( Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами. )
5. Литературная разминка.Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков-“ расточителей” и помещиков-“накопителей”, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к “мёртвым душам”.
( Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке. )
Читается визитная карточка Коробочки.
Помещица |
Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям. ( или прослушивается на аудиокассете ; если есть фильм, то просматривается фрагмент фильма.
7. Беседа после чтения диалога.– Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?
( Тупо, непоколебимо, убеждённо Коробочка делает своё дело – продаёт, ест, спит, копит, копит, копит… Характерно, что сама торговля “мертвыми душами” её не смутила: она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отравилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвых душ”. )
– Каково положение крестьян у Коробочки ?
(Деревенька – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот “уступила” третьего года протопопу “двух девок по сто рублей каждую” еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает где право, где лево. Этот ребёнок, наивное, милое существо, но растущее в скотских условиях. Коробочка проявляет беспокойство о девочке, но не более, чем о вещи: “… только ты смотри: не заведи её, у меня уже одну завезли купцы”.)
Вывод:
Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.– Что сделало Коробочку такой ?
(Традиции в условиях патриорхального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все другие стороны жизни, не связанные с накопительством и приобретательством, остались для нее недоступными. Так Гоголь обнажает социальные проблемы: образ Коробочки типичен для застойного крепостнического хозяйства с его бесперспективностью и отсталостью общественных отношений в России в 30-х годах 19 века.)
8. Экскурсия в картинную галерею.Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы “Мёртвые души”. Они выполнены известными мастерами кисти П.М.Боклевским и Кукрыниксами.
Пётр Михайлович Боклевский (1816-1897)- русский живописец, рисовальщик, ученик К.П.Брюллова, выполнил серию карикатур “ На нынешнюю войну” ( на Крымскую компанию). Им выполнены иллюстрации к произведениям Островского, Тургенева, Достоевского. П.М.Боклевский - известный иллюстратор “Мёртвых душ” Н.В.Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал галерею образов поэмы как типичных представителей того времени.
Перед нами портрет Манилова. Слащавая, “сахарная” улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: “Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова .”
А вот ещё один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы. Кукрыниксы- это псевдоним трёх художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича, Соколова Николая Александровича. Они учились вместе в Московском художественном училище (ВХУТЕМАСЕ) ( 1921-1929). Получили всемирную звестность, создав новый тип политически острой карикатуры, иллюстрировали “ 12 стульев”, “Золотого телёнка” Ильфа и Петрова, произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.М.Горького. При иллюстрировании поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души” основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем. Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?
Манилов в изображении Кукрыниксов - “божий одуванчик”, расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся.
Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире из которого торчит маленькая головка без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо неподвижным взглядом.
Портрет Кукрыниксов
Боклевский Пётр Михайлович
9. Вопросы по картинам.
1. Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?10. Обобщение по теме урока.
Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, “рыцарем пустоты”, праздным мечтателем, живущим в мире своих грёз, и “дубинноголовой” Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчёмна. Хозяйством он не занимается. Не мудрено, что у такого “хозяина” пусто в кладовой, приказчик и ключница - воры, слуги - “нечистоплотны и пьяницы”, “вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время”. Другая - пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка - домовитая хозяйка. Она - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.
11. Аукцион в Маниловке.Предлагается 5 вопросов, стоимость каждого – 2 балла. Кто из “покупателей” (учащихся) наберёт больше баллов, тот получит дополнительную оценку.
- Что написано на беседке у пруда? (Храм уединенного размышления)
- Как звали жену Манилова? (Лизанька)
- Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (более 8 лет)
- Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид)
- Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (саблю и барабан)