Общие цели изучения романа "Мастер и Маргарита": познакомить учащихся с историей создания романа; рассмотреть роман как сложную многоуровневую систему, найти и прокомментировать соответствия между разными уровнями; выявить в тексте основные философские и нравственные темы, охарактеризовать мотивную структуру произведения; обнаружить интертекстуальные и общекультурные связи романа.
При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман “Мастер и Маргарита“, целесообразно соединить индивидуальные и коллективные виды работы. Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст , анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке. Описанная далее система уроков по роману “Мастер и Маргарита“ построена на сочетании коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности.
Первое занятие состоит из двух частей. Сначала идет лекция учителя о замысле романа и его редакциях, построенная на материалах статьи Л. Яновской "Треугольник Воланда"[8]. Ее цель: представить роман как плод долгого и кропотливого труда, как произведение, к которому писатель шел всю жизнь.
Далее учитель предлагает учащимся коллективно познакомиться с первыми страницами романа и выборочно их прокомментировать, указать источник эпиграфа. Цель этой работы: обнаружить в Воланде дьявольские черты. При анализе обратить внимание на позу героя, детали его костюма, (трость с головой пуделя – в "Фаусте "Гете Мефистофель является в образе пуделя; поза-скульптура Антокольского "Мефистофель”<Рисунок1>; расшифровка треугольника на портсигаре Воланда как его монограммы дана в статье Яновской), а также на игру слов "черный”и "черт", на употребление эпитета “сверхъестественный”.
Вывод: Булгаков наделяет Воланда сатанинскими чертами, взятыми из мировой литературы (интертекстуальность романа), по ним читатель с первых строк романа должен "узнать" Воланда.
Вопрос классу: кто из героев романа сразу узнает Воланда, а кто нет, чем отличаются эти две группы героев? (Мастер и Маргарита сразу и независимо друг от друга узнают Воланда, не узнают его сатирические персонажи).
Второе и третье занятия проходят в форме семинаров. Учащиеся заранее получают вопросы для индивидуальной работы и рекомендации учителя по дополнительной литературе для подготовки ответа, на уроке заслушиваются мини сообщения (2-3 минуты) и коллективно обсуждаются, схемы, таблицы, выводы фиксируются на доске и в тетрадях.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
(см. ниже материалы к некоторым семинарским вопросам)
- Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри, описанной в романе Мастера. (Сравнительную таблицу представить на доске).
- Какие временные пласты выделяются в романе? Как они связаны между собой?
- Система двойников в романе. Кто не имеет двойника? (Схема на доске).
- Описание Москвы и Ершалаима: параллели и соответствия (ночной и дневной пейзаж, образ разбитого светила, время московских и ершалаимских событий — страстная неделя).
- Лунный и солнечный свет в романе, игра света и тени в соотношении с основной философской идеей романа. [3]
- Мотив дома в романе. Что такое дом? Кто ищет дом? Какие в романе есть дома?
- Тема сумасшествия в романе. Кого считают сумасшедшим?
- Свобода и несвобода в романе. Кто свободен и кто несвободен? Кого из героев волнует эта тема?
- Полеты в романе. Общекультурная символика, мифологические корни полетов. Связь с темой свободы. Мотив падения в романе как противоположность мотиву полета.
- Через каких героев, в каких эпизодах реализуется в тексте тема власти?
- "Писатель "и "мастер" — каковы значение этих слов в романе? Литературный мир на страницах романа. Глобальная роль творчества в романе. Почему роман Мастера должен быть написан? Зачем Воланд спасает рукопись Мастера ? (“Рукописи не горят !”)
- Тема одиночества, ее связь с темой свободы и творчества.
- Сосуществование добра и зла в романе, их взаимодополняемость. (Воланд утверждает, что без зла мир был бы “голым светом“. Носителем справедливости в романе является именно Сатана).
- Пожары и апокалиптическая символика в романе.
- Философские проблемы в романе (бытие Бога, свободная воля человека, границы человеческого разума).
- Тема жертвенности. Кто и ради чего (кого) жертвует?Что приносится в жертву?
- Предатели и предательство в романе во всех временных пластах.
- Счастье, боль и цена любви. (Маргарита на страницах романа).
- Критерий истины в романе. Кто смог и кто не смог ее постичь?
- "Он не заслужил света, он заслужил покой". Почему? Что такое в романе "свет" и "покой"? Представление разных версий. [3], [8]
- Концовка романа – анализ 32 главы. (Трансформация персонажей свиты Воланда в лунном свете. ”Настоящее “ и “ненастоящее” обличие нечистой силы, разоблачение обмана. История-сцена, где действуют маски. )
- Жанровое своеобразие произведения. Признаки каких жанров можно обнаружить в романе? ( В данном произведении можно увидеть признаки следующих жанров:
- сатирическая повесть, фантастический роман, любовный роман, философская
- повесть, миф, мениппея. Признак мифа — отсутствие пространственных и временных
- противоречий, амбивалентность в оценке добра и зла. )
Общие выводы: роман "Мастер и Маргарита "— сложная многоуровневая система, в которой через лейтмотивы исследуются очень важные философские и нравственные темы. Однажды возникнув, мотив всплывает много раз в разных формах, по этой причине текст романа прочитывается через призму ассоциативных связей между героями, деталями и событиями разных пространственно-временных пластов.
Домашнее задание на четвертое занятие: собрать материал к сочинению и написать черновик по одной из предложенных тем: "Почему роман о Сатане Булгаков назвал "Мастер и Маргарита"? (читательское размышление)",
"Я открыл (а) роман Булгакова "Мастер и Маргарита" и… (читательское открытие), "Писатель и мироздание (на примере судьбы Мастера)", "Мастерство Булгакова в романе “Мастер и Маргарита” (аналитические заметки читателя)”, ”Философская проблематика романа “. Тему сочинения ученик может сформулировать самостоятельно.
Четвертое занятие — творческая работа.
Пятое занятие посвящается чтению и рецензированию наиболее удачных творческих работ.
Если позволяет время и уровень подготовленности класса, можно провести интеллектуальную игру или викторину по роману, взяв за основу задания, предложенные в пособии Т. Г. Кучиной и А. В. Леденева [4]. В составлении заданий и вопросов для игры могут принять участие и сами одиннадцатиклассники.
Литература
- Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. —М. , 1991.
- Булгаковская энциклопедия\ под ред. Соколова Б. – М. , “Локид”, 1997.
- Колодин А. Б. Свет и во тьме светит //Литература в школе. —1994. –№1.
- Кучина Т. Г. Леденев А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе 9—11 классы. —М. , --“Дрофа”, 2000.
Русская литература 20 века (учебник для 11класса) —– часть 1–М. , "Дрофа", 1996.
- Русская литература (учебник для 11класса) — часть 2-М. , "Просвещение", 1994.
- Шапошников В. Н. От "серебряного века”до наших дней. — Новосибирск, 1996.
- Яновская Л. М. Треугольник Воланда //Октябрь. — 1991. – №5.