Литература
-
Современные технологии в обучении русскому языку и литературе (технология медленного чтения, технология «выращивания» слов) 2020
Цель работы: внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут сформировать у обучающихся определенные УУД, а также развивать творческие способности школьников. Задачи: углубить представления учителей о действенных современных технологиями; побудить коллег к использованию в практике работы стратегий замедленного чтения и «выращивания» слов.
-
Современные технологии и инновационные формы работы в достижении образовательных результатов обучающимися по русскому языку и литературе 2022
Одним из механизмов, побуждающих учителя к саморазвитию, является инновационная деятельность, т.к. мотивирует педагогов, активизирует самосознание, самообразование, развивает креативные, коммуникативные, рефлексивные и прогностические способности, то есть приводит в состояние напряженной активности педагога-исследователя. Несомненно, одна из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность обучающегося, метод проектов. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, активность и изобретательность.
-
Современный урок в переходе на ФГОС 2012
Преподавание – это и искусство, и наука. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, – это устаревшая концепция в век информации, когда общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет. Поэтому необходимы формы и методы преподавания предмета, которые в данный момент могут быть более эффективными.
-
Современный урок литературы в контексте других искусствоведческих предметов 2003
Тезисы: Версия реализации идей гуманитарного образования через интеграцию предметов. Литература как центральное организующее звено. Постижение учениками языка различных видов искусства и развитие художественного мышления учащихся.
-
Современный урок литературы — единство интеллектуального и нравственного содержания 2006
Урок литературы должен включать аспекты и нравственного, и интеллектуального развития. В современных условиях для активизации учебной деятельности есть масса возможностей: разноуровневые задания, групповые формы, проблемные ситуации, практикумы, семинары. Реализацию вышеизложенных аспектов включает предлагаемая разработка урока литературы в 8-м классе на материале произведений А.С. Пушкина.
-
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС 2017
В статье представлено сравнение традиционного урока и урока в соответствии с ФГОС. Кроме методических изменений рассмотрены те перемены, которые должны произойти в сознании учителя. Статью необходимо рассматривать в комплексе с презентацией, т.к. она иллюстрирует представленный материал и облегчает его понимание.
-
Современный читатель. Урок русской литературы в 11-м классе 2005
Обобщающий урок по творчеству поэтов Серебряного века, построенный в форме презента-ции поэтических сборников, составленных учащимися, позволяет не только систематизиро-вать знания о поэзии Серебряного века, но и раскрыть индивидуальность каждого ученика в восприятии поэтического текста близкого ему автора.
-
Согласные звуки [в, в'], буквы В,в 2021
Цели урока: познакомить детей со звуками [в], [в'] буквой в и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [в], [в'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.
-
Содружество всех муз по теме: "Библия как древнейший памятник литературы" 2004
Библия оставила неизгладимый след в культуре человечества. Вряд ли можно многое понять до конца в истории литературы, изобразительного искусства и музыки прошлого, не зная сказаний о законах Моисея, угрозах пророков, проповедях Иисуса, не имея представления о посланиях Павла...
-
Содружество звёзд ММОШ! 2021
На протяжении ряда лет педагоги активно проводят метапредметнае практики, курсы, уроки. И обычно-необычайные уроки в потоках по литературе, на сцене малого театра школы – ораторское искусство, навигация в географии, спорт и искусство в полном смысле слова. Познакомьтесь с творцами, которые играют необыкновенные роли.
-
Содружество искусств 2011
Цель элективного курса – провести сравнительный анализ произведений литературного творчества в сравнении с произведениями изобразительного искусства.
-
Создание единого интегративного урочного и внеурочного пространства для формирования общекультурных компетенций учащихся на основе проектного метода 2013
В статье рассматривается история метода проектов в обучении, называются основные принципы метода. Дается пример метода на уроке литературы в 9-м классе.
-
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на примере урока литературы 2012
В ходе урока дети размышляют над рассказом Ф.Абрамова «О чем плачут лошади», пытаясь выявить идейную значимость произведения. Урок проводится в виде беседы.
-
Создание и применение мультимедийного многоуровневого пособия на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях 2011
В работе раскрывается последовательность создания вместе с детьми электронного учебного пособия в качестве проектной работы. Применяется технология создания многоуровневой мультимедийной презентации PowerPoint с внутренними и внешними гиперссылками.
-
Создание инновационного проекта "Перо Жар-птицы" из опыта работы учителей русского языка и литературы Пушкинского района ГБОУ лицея №408 2023
Этот год является Годом педагога и наставника, именно сейчас хочется поделиться опытом по созданию инновационного продукта. В самом начале возникают вопросы: «С чего начать? Как практику и теорию грамотно соединить в единый продукт? Как оформить материалы?» Именно этой проблеме и многим другим вопросам посвящается данная статья.
-
Создание коллажа как способ организации деятельности учащихся на уроке литературы 2010
Коллажное мышление, спровоцированное ритмами жизни мегаполисов ХХ века, наиболее адекватно соответствует «разорванному» «клиповому» сознанию современного человека. Использование коллажа в работе словесника - это трудная, требующая тщательной подготовки, но очень интересная работа, которая позволяет выявить новые способности у учеников – способности коллажного мышления.
-
Создание межпредметных коллективных проектов. Представление проекта "Красуйся, град Петров" 2012
Проект может быть использован на уроках литературы, истории и для самостоятельной подготовки учащихся. Полноэкранные презентации можно демонстрировать ученикам на уроке с использованием проектора или на ученических персональных компьютерах, оборудованных колонками или наушниками.
-
Создание онлайн-путеводителя «По литературным местам Нижнего Новгорода» 2012
В статье поэтапно описано создание электронного путеводителя «По литературным местам Нижнего Новгорода». Результат проекта – создание сайта и интерактивной карты.
-
Создание ситуации успеха на уроках литературы 2008
Как сделать урок литературы интересным в период адаптации учащихся 5-х классов и в начале основной школы.
-
Создание условий для развития интереса к чтению, творческой самостоятельности и духовно-нравственного воспитания обучающихся через использование формы литературно-музыкальной композиции и современных педагогических технологий 2019
Цель разработки: описание видов деятельности педагога и обучающихся при подготовке и проведении мероприятия внеурочной деятельности по литературе с использованием современных педагогических технологий, описанием форм и методов, способствующих созданию условий для раскрытия познавательных способностей, творческой самостоятельности и духовно-нравственного развития обучающихся. Содержит сценарий литературно-музыкальной композиции «Я, конечно, вернусь …», посвященной жизни и творчеству В.С.Высоцкого.
-
"Созданный миф лелея…", 5–6-е классы 2010
Педагогическая мастерская построения знаний. Урок проводится в 5–6-х классах после изучения темы «Славянская мифология».
-
Сокровища "Малахитовой шкатулки" П.Бажова 2012
Урок знакомит учащихся со сборником сказов П.Бажова «Малахитовая шкатулка». Дает основные представления о месте событий (Урал и его сокровища), людях этого края. Прослеживает пирамиду мифических существ и их взаимосвязь с возрастными особенностями героев сказов. Дает четкое представление о жанре и его художественных особенностях.
-
Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения 2013
Материал позволяет расширить знания о древнерусской литературе; создает условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций; развивает аналитические умения и навыки обучающихся, помогает определить взаимосвязь между литературным произведением, историей Киевской Руси, проследить связь литературы и живописи, формирует положительные нравственные ориентации, воспитывает любовь к родному краю, к литературному наследию.
-
«Солнечный удар» Ивана Бунина. Мастерская построения знаний и творческого письма по биографии И.А. Бунина 2015
Мастерская по биографии И.А. Бунина формирует интерес старшеклассников к чтению художественной литературы при изучении биографий писателей. Новая методическая форма изучения биографии эффективно воздействует на ученика, его интерес к личности писателя и чтению.
-
"Солнце русской поэзии". Пушкин и его влияние на развитие русской культуры 2008
Представлена статья "Солнце русской поэзии". Пушкин и его влияние на развитие русской культуры. Материалы данного урока можно использовать на заключительном уроке по творчеству Пушкина в 9-м классе, при изучении темы "Русская культура XIX века" по МХК, во внеклассной работе по литературе.
-
Сон как художественный прием в русской литературе XIX в. 2012
На уроке выявляется роль сна как художественного приема в литературе, формируется умение расшифровывать символы сна для раскрытия идеи произведения проникновением в творческую лабораторию писателей. Цель урока: приблизиться к пониманию языка произведения, научится видеть подтекст и иносказание в художественном произведении.
-
"Сон Обломова"— мир заспанной и поэтической души 2005
Урок по теме «Cон Обломова» предназначен для 10-го класса. Он входит в систему уроков по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Анализируя одну из самых интересных и загадочных глав романа «Обломов», выявляя основные аспекты жизни обломовцев, ученики приходят к выводу о двойственной природе героя. Соединение поэтического сознания и бездеятельности, апатии в главном герое помогают учащимся глубже проникнуть в идею всего произведения, осознать многогранность трактовки самого Обломова.
-
Сонет в эпоху Возрождения 2009
Цели урока: познакомить учащихся с особой стихотворной формой, получившей широкое распространение и достигшей небывалого расцвета в эпоху Возрождения; создать условия для творческой работы самих учащихся над завершением одного из сонетов Шекспира.
-
Сонет как вершина поэзии 2005
Поэзия Серебряного века достаточно сложна для школьного изучения. Авторы этого периода использовали в своём творчестве разнообразные жанры, одним из наиболее популярных был сонет. Статья посвящена изучению своеобразия данной стихотворной формы в поэзии И.Анненского, В.Брюсова, И.Бунина и других мастеров Серебряного века.
-
"Сонет как литературный жанр эпохи Возрождения. Ф.Петрарка и У.Шекспир" 2013
Цель урока: определить особенности сонета как литературного жанра; провести анализ развития жанра на протяжении эпохи; через интерпретацию поэтического текста учить видеть индивидуальность автора.