Литература
-
Словесные ряды в повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 2024
Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Валентин Распутин, подобно другим писателям – “деревенщикам”, видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъявляет повышенные требования к самой личности. Для него не приемлемы индивидуализм, пренебрежение такими национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. Порой даже герои, частично утратившие свою духовность, на какое-то время нравственно воскресают, оказавшись под обаянием этих понятий. От повести к повести в творчестве Валентина Распутина усиливается трагизм авторского мировосприятия.
-
"Словесный колдун, волшебный сказочник" С.Г. Писахов 2008
Это урок внеклассного чтения из раздела "Региональный компонент", который был проведён в 5-м классе после изучения темы "Русские народные сказки". Он позволил познакомить учащихся с личностью северного сказочника С.Г. Писахова, расширить их представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах, совершенствовать навыки пересказа и устной речи пятиклассников.
-
"Слово – полководец человечьей силы" В.Маяковский 2012
Обобщающий урок по работе со справочной литературой проводится в конце 9-го класса, дает возможность закрепить навыки работы со словарями и справочной литературой, разъясняет функции школьной библиотеки, позволяет учащимся осознать, что книги таят в себе много интересного. На уроке значительно расширяется кругозор детей, они взаимно обогащают друг друга. Урок сочетает в себе традиционную форму работы с книгой и ИКТ.
-
Слово – язык – миф (5-й класс) 2010
Цель подготовленных уроков: дать общее представление о мифе, мифологии, мифологических образах, таких литературоведческих понятиях, как гротеск, гипербола, литота; познакомить пятиклассников с феноменами первобытного сознания и их отражением в слове-образе.
-
Слово в лирическом произведении. Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения И.А. Бунина "На окне, серебряном от инея…". 8-й класс" 2009
Литературно-лингвистический анализ лирического стихотворения позволяет интегрировать уроки русского языка, литературы, словесности, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки. Материалы урока могут быть использованы на уроках литературы в 11-м классе при изучении лирики И.А. Бунина.
-
Слово в поэзии В. Маяковского 2006
75 лет прошло со дня смерти Маяковского, а мы читаем его, спорим о его поэзии, литературоведы и критики все пытаются дойти до самого главного в его поэзии. Что же в нем главное? Почему он так вторгается и сейчас в наш день, в нашу сегодняшнюю противоречивую жизнь? Может, потому, что в поэзии Маяковского поразительно близко чувство кровной причастности ко времени, судьбам страны, личное восприятие мира, чувство личной ответственности за него?
-
Слово о "Слове…" (Обобщающий урок по "Слову о полку Игореве" в 9-м классе по программе В.Я. Коровиной) 2012
Автор на уроке развивает критическое мышление у учащихся. Использует приемы лингвосмыслового анализа, компьютерные технологии, элементы театрализации, стилизации (старинные шкатулки, книги, на стене – старинные шали, русская одежда из школьного музея).
-
"Слово о В. Высоцком" — литературно-музыкальная композиция для учащихся 9–11-х классов 2006
"Слово о В.Высоцком" - литературно-музыкальная композиция, которая помогает создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника, понимания стиля и манеры поэта, для овладения учащимися художественными образами, выразительными средствами языка, умения отличать истинно прекрасное от подделки, для воспитания правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, чувствовать прекрасное, сострадать.
-
Слово о Карамзине 2024
Творческое наследие Николая Михайловича Карамзина способствует воспитанию патриотических чувств у учащихся. Материал можно использовать не только на уроках литературы, но и на уроках истории.
-
Слово о М.Ю. Лермонтове. Стихотворение "Листок". 6-й класс 2011
Продолжить знакомство шестиклассников с творчеством поэта М.Ю. Лермонтова, почувствовать настроение автора при создании стихотворения "Листок". Закрепить навык анализа образной системы лирического произведения; воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи. Развивать творческие способности учащихся.
-
Слово о математике 2005
Урок посвящен первой русской женщине-математику - Софье Ковалевской.
-
Слово о Некрасове 2003
Один из возможных вариантов уроков знакомства с биографией писателя представлен в виде плана - конспекта. Воспроизводя его, учащиеся должны будут внести дополнения, которыми станут ответы на вопросы третьего раздела этого конспекта. Задания, включенные в этот раздел, потребуют не только навыков учебного труда, но и умения выйти за рамки стандартного выполнения.
-
Слово о Николае Михайловиче Карамзине (к 250-летию со дня рождения) 2019
Задачи: познакомить с этапами жизни Н.М.Карамзина; показать разносторонность таланта Н.М.Карамзина (историка, писателя, реформатора русского языка, публициста); ознакомить с особенностями его сентиментальных произведений.
-
Слово о полку Игореве 2024
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. Автор неизвестен. Написано не позднее 1 сентября 1200 года о событиях 1185 года.
-
"Слово о полку Игореве" – величайший памятник древнерусской литературы 2012
Вступительный урок при изучении "Слова о полку Игореве" сопровождается презентацией и видеосюжетами, образно знакомит учащихся с величайшим памятником древнерусской литературы, его сюжетом и настроением; историей открытия "Слова", событиями, нашедшими отражение в нем, а также с исследованиями "Слова" и его переводами; воспитывает патриотические чувства у учащихся.
-
"Слово о полку Игореве" – уникальный памятник Древней Руси 2014
На заключительном уроке по теме планируется систематизировать материал предыдущих уроков, помочь учащимся понять основную авторскую мысль, значимость произведения, актуальность его проблем и идей и то, как логикой композиционного построения, силой образного воздействия доносится это до читателя. Для организации последовательной, запоминающейся беседы по проблемным вопросам учителю поможет предлагаемая презентация и две опорных схемы.
-
"Слово о полку Игореве" в искусстве 2011
В работе предлагается методическая находка - восприятие литературного произведения через многообразие видов искусства: живопись, музыку, литературу. Работа на протяжении урока сопровождается использованием иллюстраций, работой с художественным текстом, прослушиванием отрывков из оперы. Заканчивается просмотром фильма, монтированного учениками: иллюстрации "Слова...", сопровождающиеся исполнением Е.Гудухина "Плача Ярославны".
-
"Слово пошло за живописью" (авангардная живопись и поэзия начала ХХ века). 11-й класс 2011
Урок-мастерская развивает умения учащихся самостоятельно исследовать художественные произведения искусства: поэзия и живопись, исходя из их специфики, с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к футуризму как одному из наиболее ярких направлений русского авангарда. Урок носит интегративный характер (МХК, ИЗО, история) и позволяет учащимся реализовать себя в творческой деятельности.
-
Сложное предложение как средство выразительности в лирике М.Ю. Лермонтова 2011
Цели урока: на примере лирики М.Ю. Лермонтова закрепить и углубить знания учащихся о сложном предложении, его структуре; показать контекстуальную роль союзов в поэтическом тексте. Формировать навыки лингвистического анализа текста, его интерпретации. Вызвать интерес к дальнейшему знакомству с произведениями поэта.
-
"Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря" (ранняя лирика В. Маяковского) 2009
На уроке, посвященном ранней лирике В. Маяковского, мы попробуем понять, что за поэт Владимир Маяковский, почему у одних его поэзия вызывает глухое раздражение и активное неприятие, у других - неиссякаемый со временем интерес и желание снова и снова перечитывать его стихи. В результате внимательного чтения и анализа стихов Маяковского мы увидим, что в творчестве поэта сохранились и продолжились традиции русской литературы, отразились темы и идеи, которые всегда были характерны для русских писателей и поэтов.
-
"Смерть Базарова. Автор и его герой. Споры вокруг романа. Развитие понятия о романе" 2010
Представлен последний урок в изучении романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Подводятся итоги размышлений о романе, о главном герое Базарове. Выясняются взаимоотношения автора и героя. Даются основные положения критических статей о романе. Развивается понятие о жанре романа.
-
Смех в "Тихом Доне" М.Шолохова (смех в мирной жизни и на войне) 2009
Условно смех можно разделить на "мирный" и на "военный", то есть комическая разрядка присуща не только людям в мирной жизни, но шутка сопутствует казакам и в бою, и возле костра, и на коне. Смех в мирном быту разнообразен: от мягкого, успокаивающего смеха, от смеха с "перцем" до резкой, издевательской шутки. Почему смеются, над чем смеются бабы, старики, казаки?
-
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» 2014
Цель урока: расширить представление о личности писателя, понятии комического в рассказе А.П. Чехова.
-
Смутное время, отраженное в исторической трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов" 2005
Интегрированное внеклассное мероприятие (литература и история) по теме "Смутное время, отраженное в исторической трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов". С элементами театрализации для учащихся 7 класса.
-
Смысл названия рассказа Паустовского "Телеграмма". Авторская позиция. Отношение Насти к матери 2010
Рассказ «Телеграмма» дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «Я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей, интерьера и др. художественных средств.
-
Смысл повести Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота" (разработка урока словесности) 2009
Урок направлен на формирование как специальных (языковой, литературоведческой, культурологической), так и ключевых компетенций (информативной, коммуникативной, креативной) у младших школьников. Формируются такие общеучебные умения и навыки, как: умение систематизировать и применять материал, конспектировать, составлять план, находить главное, осуществлять рефлексию, работать коллективно, в группе и индивидуально.
-
Смысловое чтение на уроках гуманитарного цикла 2022
Смысловое чтение включает следующие элементы: восприятие и интерпретация текста, воспроизведение, восстановление деформированного текста, нахождение в нём информации для решения разных учебных задач. Развивая навыки чтения, нужно не забывать о видах чтения и об осознанном их выборе. Взрослые люди, читая какой-либо текст, не задумываются о том, какое чтение они выбирают: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое. Но детей этому необходимо учить: дети должны понимать, что вид чтения выбирается в зависимости от цели чтения.
-
Смысловое чтение на уроках литературы как основа формирования функциональной грамотности школьников 2020
Одна из проблем современного образования – необходимость переработать большое количество информации, выделить главное, нужное для решения той или инной задачи. Комплексному решению этой проблемы способствует и формирование у современного школьника навыков смыслового чтения. Чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям.
-
Смысловое чтение. Текст "Громогласный ход времени". 4-й класс 2024
Смысловое чтение в 4-м классе.
-
Смысложизненные позиции Э.Хемингуэя 2014
Повесть «Старик и море» о смысле жизни. Литературоведы называют это произведение философской притчей. В произведении есть все, чего не хватает современному миру, а особенно молодежи. Не случайно ведь в телеинтервью после вручения Нобелевской премии Хемингуэй назвал свое произведение «послание молодому поколению».