1-й урок
Александрова Т. “Светофорчик!”
Цели:
- закрепить представление о литературной сказке, композиции сказки, познакомить с жанровыми признаками комикса;
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся;
- сказать о сложности и неоднозначности того мира, в который постоянно входят учащиеся; подвести к осознанию того, что существуют такие явления, которые человек принять никак не может: боль, угроза жизни, унижение человеческого достоинства, физические и нравственные страдания; каждый самостоятельно и осознанно принимает решение, чему сказать – да, а чему – нет.
Метод: проблемное чтение.
Наглядность: Презентация (см. Приложение), текст сказки “Светофорчик”, иллюстрации к сказке.
Ход урока
I
. Организационный моментII
. Вступительное слово учителяУчитель: Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный, каждый раз удивляющий. Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой. Автор ее – Т. Александрова. Она была не просто сказочницей, но еще и художницей. Ей очень хотелось, чтобы все ребята могли и умели рисовать и сочинять сказки.
Приготовьтесь внимательно слушать сказку. Помните: “сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Вот мы и попробуем понять намек, который содержится в этой сказке.
III
. Чтение сказкиIV.
Анализ текста– Можно ли назвать эту историю сказкой? Почему?
– Чем эта сказка похожа на другие, а чем
отличается от них?
– Найти и прочитать слова, с помощью которых
автор создает впечатление, что Светофорчик
живой.
– Опишите устно, каким вы представляете себе
героя этой сказки (возраст, характеристика, лицо).
– С помощью каких слов автор сказки помогает
составить именно такое впечатление о своем
герое?
– С чего началась эта сказочная история?
– Найти фрагмент, из которого станет ясно, о чем
думал Светофорчик, наблюдая за людьми и машинами
(от "стоит и смотрит" до "особенно если он
спешит"). Почему он хочет дать всем зеленый
свет?
– Какой момент в сказке вам показался самым
напряженным, самым ответственным? Почему?
постарайтесь голосом передать напряженность (и
однажды... до конца абзаца).
– Что могло бы произойти, если бы Светику удалось
дать зеленый свет всем: и людям, и машинам? Почему
не произошло несчастья? (вспомните, как работает
Светофорчик. Что было бы, если б отсутствовал
желтый цвет?)
– Чем заканчивается сказка? (размышлениями
Светика о своем поступке)
– С кем делится своими мыслями Светофорчик? (C
листьями, снежинками, с птицами – это
троекратный повтор, указывающий читателям на
важность именно этого момента в повествовании)
– Соглашаются ли с ним слушатели? Найти в тексте
подтверждения.
V. Домашнее задание
1) создать комиксы по этой сказке;
комикс – это от слова "комедия" или "комический", значит смешной (это картинки с изображением веселых людей), это серия картинок с краткими текстами, образующая сюжетное повествование. Приложение 1
2) выбрать наиболее важные моменты в тексте;
3) подобрать слова автора и слова героев.
2-й урок
Ход урока
I.
Организионный моментII.
Проверка домашнего задания (проверка комиксов)III.
Беседа по сказке– О чем эта сказка?
– С какими еще правилами вам приходилось
сталкиваться в повседневной жизни? Какую роль
играют эти правила? Легко ли их соблюдать?
– В каких словах сказки заключена ее основная
мысль? Найти и прочитать.
– Согласны ли вы со Светиком? Обоснуйте свой
ответ. (Светофорчик сам приходит к этой мысли)
– Вы уже знаете, что заглавие может отражать либо
тему, либо его основную мысль, либо и то, и другое.
Что отражает заголовок сказки? (тему)
– Придумать заглавие, в котором отражались бы:
а) основная мысль (сказка о “Да” и “Нет”,
сказка о том, всегда ли “Да” лучше, чем “Нет”).
б) и тема, и основная мысль одновременно (сказка о
том, как повзрослел Светик).
– какая из мыслей наиболее точно выражает основную мысль сказки:
а) каждый должен быть сам себе стрелочником,
чтобы вовремя переключать направление
собственных мыслей, иначе может случиться
авария;
б) хорошее, если оно не к месту, может быть хуже
плохого;
в) свобода – это не только отсутствие внешних
ограничений, но и наличие ограничений
внутренних.
– Были ли у вас ситуации, когда надо было выбирать между ДА и НЕТ, когда НЕТ принесло бы больше пользы?
– Чему в мире взрослых вы сказали бы НЕТ? Чему должны говорить НЕТ люди любой национальности, любого цвета кожи и возраста? (есть маленькие "нет" и большие, т.е. есть, существуют также явления в мире, которым всегда надо говорить "нет": боль, ущемление человеческого достоинства, смерть, страдания физические и нравственные)
IV.
Домашнее задание1) Написать письмо Светику о том, чему научила
вас история, произошедшая с ним.
2) Расскажите сказку взрослым и понаблюдайте за
их реакцией.