Система уроков по изучению творчества Л.Н. Толстого в 8-м классе

Разделы: Литература


На изучение рассказа Л.Н.Толстого "После бала" можно отвести три часа. Перед началом работы хорошо организовать экскурсию в музей Л.Н.Толстого на Пречистенке. Сотрудники музея предлагают тематическую экскурсию-лекцию, в ходе которой ребята знакомятся с биографией писателя, узнают о реальных событиях, которые легли в основу рассказа, беседуют по содержанию самого произведения. В лекции внимание сосредоточено на протесте Л.Н.Толстого против жестокости и бесчеловечности, ребятам рассказывают и других поздних произведениях писателя: "За что?", "Не могу молчать". Посещение музея расширяет рамки урока и активизирует работу учащихся. Перед экскурсией восьмиклассники обязательно прочитывают произведение.

Первый урок по рассказу "После бала" можно начать с беседы, во время которой ученики поделятся впечатлениями от посещения музея.

Примерные вопросы.

  • Какое реальное событие легло в основу рассказа Л.Н.Толстого "После бала"?
  • Почему Л.Н.Толстой в 900-ые годы вспомнил случай, происшедший в годы его юности, и положил его в основу рассказа после бала?
  • В каких еще поздних произведениях Л.Н.Толстой протестует против жестокости и бесчеловечности?

(Круг вопросов может быть заранее сформулирован учителем и дан ученикам перед экскурсией, чтобы они целенаправленно воспринимали материал. В зависимости от объема музейной лекции вопросов может быть больше или меньше.)

Итог беседы подводит учитель.

Следующим этапом работы может быть наблюдений над композицией рассказа. Учащиеся определяют, что он строится как "рассказ в рассказе". Повествование начинается внезапно, первая же реплика говорит о том, что мы знакомимся лишь с эпизодом спора, предметом которого является вопрос: "Общественные условия влияют на изменение взглядов и поведение человека или что-то другое позволяет ему прозреть?"

Свою точку зрения главный герой рассказа Иван Васильевич аргументирует, приводя рассказ о происшедшим с ним в молодости, в сороковых годах XX века.

Далее ребята делят рассказ Ивана Васильевича на две части: на балу и после бала; определяют, что эти две сцены противопоставлены друг другу, т.е. рассказ строится на антитезе. Здесь уместна работа по теории литературы. Вспоминаем значение слова "антитеза".

На этом же уроке ребята могут понаблюдать и над языковыми выражениями антитезы по плану, предложенному учителем (см. пособие Г.И.Беленького):

1-ая часть рассказа:

а) зала у предводителя;

б) хозяева бала;

в) Варенька;

г) полковник;

д) Иван Васильевич.

2-ая часть рассказ:

а) улица;

б) солдаты;

в) наказываемый;

г) полковник;

д) Иван Васильевич.

Ребята наблюдают над текстом, приводят примеры и приходят к выводу, что в первой части рассказа краски яркие, праздничные, много белого цвета и герой находится в состоянии восторга, умиления, он счастлив и способен только на добро.

Во второй части рассказа краски темнеют, появляется много черного цвета, настроение героя меняется, до "доходившей до тошноты" тоски от всего, чему он случайно оказался свидетелем.

На этом заканчивается первый урок. В качестве домашнего задания можно предложить продолжить наблюдение над текстом и составить таблицу по второй части рассказа:

Полковник Наказываемый
: :

(См. пособие Г.И.Беленького).

Второй урок можно начать с вопросов о композиции рассказа и проверке составленных таблиц. Приводим ребят к выводу, что во второй части рассказа полковник не изменился: все е же белые усы и бакенбарды, румяное лицо и др. Составленная дома таблица показывает, что и во второй части рассказа использован прием контраста: полковник - наказываемый.

Переходим к беседе о главных героях: полковнике и Иване Васильевиче.

Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?

Был ли он двуличным человеком, лицемером?

Дети приходят к выводу, что полковник был искренен и на балу, и после бала. Он верит в необходимость жестоко расправы над тем, кто преступил закон.

Но наибольший интерес и трудность вызывает беседа об Иване Васильевиче и об идейном смысле произведения.

Учитель сообщает учащимся, что одна из основных тем художественного наследия Л.Н.Толстого конца XIX - начала XX века - противостояние личности узаконенным нормативам жизни.

Наблюдая над текстом, ребята приходят к выводу, что Ивана Васильевич поразила и повергла в ужас не только сама картина истязания солдата, но он не может понять, как один и тот же человек может быть в одной обстановке искренне добр, а в другой - искренне жесток.

"Очевидно, он что0то знает такое, чего я не знаю: Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это бы не мучило меня". (Учащиеся находят эту и подбирают другие цитаты из текста.)

Учитель помогает детям понять, что главная идея произведения состоит в выводимом автором противостоянии общественной морали и естественной человеческой нравственности. Злое, дурное дело не может вершиться с такой легкостью без серьезного основания. Это хотел узнать, но так и не узнал Иван Васильевич. Не поняв того, чем держится жизнь общества, каковы критерии оценки добра и зла, человек как бы выпадает из этой жизни. Иван Васильевич с грустью говорит: "А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился". Собеседники возражают герою: "Ну это мы знаем, как вы никуда не годились: Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было". Очевидно, Иван Васильевич служил по-своему - проповедовал обретенную им истину, наставлял ближних на путь добра.

Учитель подводит итог урока: "Сцена истязания прогоняемого сквозь строй беглого солдата - а такое наказание чаще всего приводило к смерти, то есть было убийством - становится переломной в жизни и в сознании главного героя. Но рассказ "После бала" завершается тем, чем начинаются многие рассказы Л.Н.Толстого, основу сюжете которых составляет поиск добра. Здесь есть лишь указание на путь героя, но нет рассказа об этом пути".

К следующему уроку учащиеся читают повесть Л.Н.Толстого "Фальшивый купон".

На третьем уроке обращаемся к, пожалуй, самому наглядному в идеологическом отношении произведению Л.Н.Толстого - повести "Фальшивый купон".

В небольшом вступительном слове учитель говорит детям о том, что не было, наверное, в истории человека, который долгие десятилетия был бы занят поисками истины с такой настойчивостью, как Л.Н.Толстой. В повести "Фальшивый купон" наиболее отчетливо проявляются основные черты толстовской идеи "непротивления злу насилием".

Далее идет работа над содержанием повести. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся передают содержание первой части.

История начинается со случайного поступка: находясь в дурном расположении духа, Ф.М.Смоковников отказал сыну в его просьбе. Отсюда произрастает и бесконечно расширяется и углубляется зло. Ребята пересказывают эпизоды с подделкой купона, обманом мужика, продавшего дрова, лжесвидетельством дворника и др. особое внимание обращаем на эпизод убийства конокрада. Герои Л.Н.Толстого искренне не понимают, почему то, что обществу разрешено, запретно для одного человека, например, право казнить или миловать. Степан Пелагеюшкин, убивший пойманного конокрада, считает это вполне оправданным и милосердным поступком: ":все били, мир порешил убить. А я только прикончил. Что же понапрасну мучить". Судьям Степан спокойно рассказывает про то, как били Ивана Мироновича и как он прикончил его. Он действительно не видел ничего страшного в убийстве. По заданию учителя ребята находят в тексте объяснение этому спокойствию. Ему на службе пришлось расстреливать солдата, и, как тогда, так и при убийстве Ивана Мироновича, он не видел ничего страшного: "Убили так убили. Нынче его, а завтра меня".

Ход повести ставит перед читателями вопросы: "Почему убивать солдата Степан Пелагеюшкин имел право, а приговоренного к смерти миром конокрада не имел? Кто дает это право?" Л.Н.Толстой стремится показать, что узаконенное, разрешенное обществом убийство настолько противоречит самой человеческой природе, что оно представляется невозможным, недопустимым ни при каких условиях, ни в какой ситуации, ни при каких оправданиях.

Учитель предлагает учащимся вспомнить эпизод с прогоняемым сквозь строй солдатом. Очевидно, что авторская позиция состоит в том, что это тоже убийство, которое невозможно ничем оправдать. Таким образом, ребята приходят к выводу, что Ивана Васильевича нельзя считать носителем авторской позиции.

Продолжая работу над содержанием повести "Фальшивый купон", доходим до эпизода убийства Марии Семеновны и ее родственников.

Ребята отвечают на вопросы.

Кто такая Мария Семеновна? (Особенно важно, чтобы, отвечая на этот вопрос, ребята отметили ее робость, кротость, любовь и жалость ко всем, стремление всем помочь.)

2. Найдите и зачитайте сцену убийства. (Обращаем внимание, что Степан хладнокровно убил сестру Марии Семеновны, которая закричала, увидев его, легко справился с оказавшим сопротивление зятем, но испугался испуганного, кроткого взгляда Марии Семеновны. Она не сопротивлялась, не защищалась, а пожалела своего убийцу: "Ох, великий грех. Что ты? Пожалей себя. Чужие души, а пуще свою погубишь:")

И это убийство не сошло Степану, как прежние. В начале второй части испуганный добрым взглядом Степан дошел до попытки самоубийства от ужаса за все содеянное. Его, наслаждавшегося легкостью и безнаказанностью убийства, победил кроткий взгляд его последней жертвы.

Обращаем внимание учащихся на зеркальную композицию повести: во второй части расширяющееся и углубляющееся добро охватывает всех заблудших героев первой части (ребята пересказывают эпизоды из второй части, подтверждающие эту мысль).

Степан Пелагеюшкин не просто исцеляется, он читает сокамерникам Евангелие и исцеляет их. В конце концов Митя Смковников под влиянием Степана задумался над жизнью и переменил ее: он отказался от выгодной службы, "решил на то, что у него было, купить имение, жениться и, как сумеет, служить народу". Предлагаем учащимся сравнить судьбу Мити Смоковникова с судьбой Ивана Васильевича, который тоже по-своему служил - проповедовал обретенную им истину. Повесть, начавшаяся размолвкой отца и сына Смоковниковых, завершается их примирением.

Учитель подводит итог урока: "Итак, Л.Н.Толстой показывает, что непротивление и слово Божье открывают путь к обновлению, к радости. Писатель верил, что если для Степана Пелагеюшкина необходимо было пережить и осмыслить весь ужас случившегося с ним, то для других достаточно было прослушать его рассказ об этом, то есть испытанное одним человеком может быть приобщено к жизненному, духовному опыту другого человека.

После этого урока учащимся можно предложить в качестве домашнего задания письменную работу "Случай, изменивший жизнь", которую они по своему выбору пишут по рассказу "После бала" или по повести "Фальшивый купон".

Предложенная система работы, конечно, рассчитана на подготовленных, сильных учащихся.