Ситуация успеха как компонент здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


§1. Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС

Здоровье человека - актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижений нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.

По данным НИИ педиатрии:

  • 14% детей практически здоровы;
  • 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
  • 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

ФГОС «впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения»1.

_____________

1 Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования. МНО РФ. Москва, 2011.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в нынешней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

§2. Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы

Русский язык и литература - серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, читать, анализировать, быть предельно внимательными, и поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Можно выделить 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий: физиологические, педагогические, психологические компоненты и компоненты ортобиотики (ЗОЖ).

1. К группе физиологических здоровьесберегающих компонентов следует отнести физиологически грамотно построенное занятие.

Обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие; опрос самочувствия; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия; прощание. При планировании урока желательно включать зарядки-релаксации (не более 3-5 минут). Цель проведения релаксации - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения.

  1. Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.
  2. Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.
  3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки и т.д.
  4. Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд перед изучением новой темы создают «Веселые уроки Радионяни».

2. Педагогические здоровьесберегающие компоненты.

Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно ориентированного подхода. То есть в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения можно использовать и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках технологии уровневойдифференциации обучения. Один из способов работы по данной технологии - групповая работа, когда класс делим на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям, которые справляются с предложенным заданием медленнее. Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь информационно - коммуникативные технологии, например, использование ЦОР или ТСО на уроке. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику.

Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, уроки - творческие отчёты, уроки-ярмарки, с использованием ролевых игр, инсценирования, рисования.

Также очень эффективны и другие нестандартные формы:

  • Уроки-семинары,
  • Уроки-экскурсии,
  • Уроки-путешествия,
  • Уроки-исследования,
  • Уроки-концерты.

3. Элементы ортобиоза. (ЗОЖ)

Ортобиоз - здоровый, разумный образ жизни. Из др. -греч. ὀρθός «прямой; правильный» + βίος «жизнь», далее из праиндоевр. *gweie- «жить».

Ортобиоз, рассматривает понятие "здоровье" как единство трех составляющих:

  • физическое здоровье;
  • психическое здоровье;
  • нравственное здоровье.

Ортобиоз включает заботу о физическом здоровье, оптимальный ритм работы и отдыха, двигательную активность, организованное рациональное питание, культуру общения и личную гигиену.

Ортобиотика - это наука, изучающая технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом.

Одним из важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики.

Какие компоненты ортобиоза можно использовать в работе учителя русского языка и литературы?

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм

При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ (изложение, сочинение) возможно использование в качестве тренировочных работ анализ публицистических текстов по пропаганде ЗОЖ.

На уроках литературы полезны мини-диспуты по анализу афоризмов, пословиц и поговорок на тему «Здоровье»: «В здоровом теле здоровый дух», «Отдых - это перемена занятий», «Здоровье женщины - здоровье нации» и т.д. С точки зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся эффективны рубрики урока «Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?»

Знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В.Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»; Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом; английский поэт Д.Г.Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.д.

Школьной программой предусмотрено выполнение творческих работ на спортивную тематику. Так в 5 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 6 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской "Утро", в 7 классе сочинение-интервью по картине А.Сайкиной "Детская спортивная школа".

На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении. Цель таких уроков - обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

4. Психологические здоровьесберегающие компоненты.

Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока также положительно влияет на работоспособность учащихся. Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения. О ситуации успеха сказано много. Важно создать ребёнку ситуацию, при которой он хоть на минутку, но порадуется своим незначительным успехам.

Система методов создания ситуации успеха на уроке

  • Методы дифференцированного обучения
  • Метод проектов
  • Индивидуальное портфолио
  • Дифференцированное обучение
  • Работа в парах
  • Тесты
  • Опорные конспекты т алгоритмы

§3. Создание ситуации успеха на уроках русского языка и литературы как средство здоровьесбережения личности обучающихся

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В.А.Сухомлинский

Преподаватель должен создать такие условия, в которых обучающиеся испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, он должен помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создать ситуацию успеха. Использование данного педагогического приема должно способствовать повышению рабочего тонуса, производительности учебного труда, помочь обучающимся осознать себя полноценной личностью.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются обучающиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

  • Ты на верном пути.
  • Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
  • Замечательно!
  • Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
  • Так держать!
  • Это успешное начало.
  • Я верю в тебя и т.д.

Методы и приёмы создания ситуации успеха:

  • Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
  • Доступное объяснение учебного материала
  • Обязательное использование занимательной наглядности
  • Дидактические игры
  • Парные и групповые творческие задания
  • Индивидуально-дифференцированный подход (личностно ориентированный подход)
  • Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
  • Создание оптимальной благоприятной образовательной среды

Создание ситуации успеха также позволяет повысить мотивацию учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему….

- Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит это нужно!

Создать на уроке ситуацию успеха, атмосферу доброжелательности мне, как учителю, помогают психологические приемы, описанные в книге Белкина А.С.2:

_____________

2 Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителя. М: Просвещение. 1991. - 176 с.

1. Снятие страха.

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
«Мы все пробуем и тренируемся, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задания или упражнения».

2. Авансирование успешного результата.

Помогает выразить свою твердую убежденность в том, что мой ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.

    «У вас обязательно получиться...»
  • «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.

Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания: «Возможно, лучше всего начать с...» «Выполняя задание, не забудьте о...»

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи, Алексей, товарищам не справиться...» 5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

  • «Только ты и мог бы....»
  • «Только тебе я и могу доверить...»
  • «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу...»

«Так хочется поскорее увидеть...» 7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

  • «Тебе особенно удалось задание под № 1245…»
  • «Больше всего мне в твоей работе понравилось...»
  • «Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы».

См. продолжение статьи