Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?
Для решения этой задачи я вела работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.
- Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
- Чтение блоков.
- Отработка дикции.
- Развитие оперативной памяти.
- Интонационная разминка.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
Выдох со счетом.
Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки
(глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка...
(и т. д. до полного выдоха).
Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Чтение блоков.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размеру самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.
Запись блока производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков).
Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
еу ад аж ай ам ап ар ах!ей ел ем
ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!
Эх! юг юз юм юн яд як ял ям Ян яр
ба бы бэ-э-э во! вы га да до же за
ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
не ни но ну по ра ре си су та те
то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че чу ша!
щи бр-р-р кшш… тшш… тсс…
ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во-во!
га-га-га! да-да-да! эй-эй!
Ну-ну то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!
ба-ба дя-дя па-па ма-ма
Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.
При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.
ага бай сам шар пах аут баз бык бэр вон выя дар дом бей ели ему Зея сею уже зал ива тик хил зим лиф тих бия кар лих люк ляп миф мул мыс мэр нас нет нищ нот гну бой лом сон ост лот мох бош пол Юра рек оси суп эта тел тот эту тыл тюз ума муж кум рус дух Уфа Уфу уха ухе чек чуб шаг щит эхо юга тюз юму дюн яды яку мял яма
Аа-ага-яга-яма-ява-Яна Ад-сад-суд-сед-дед-бед Ай-бай-рай-лай-лей-лес Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус Во-вон-вот-воз-вол-эол Га-газ-гаи-уаз-азы-азу До-дом-дон-док-око-мод Ем-ему-тем-там-том-сом Же-уже-ежу-еду-ежи-жив За-зал-зав-зам-зад-зуд Им-зим-ими-иди-или-ила КА-кар-жар-жир-жор-гор |
Ли-лих-тих-тех-мех-мох Му-мул-нул-луг-луч-куч На-нас-сан-сап-нес-сел Ос-ост-сто-дос-дом-ома По-пол-пал-мал-дал-жал Ре-рек-век-вак-ваз-воз Су-суп-сук-сок-ток-так То-тут-тот-аут-кут-кум Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж Фа-Уфа-фат-фар-фал-Фил Ха-уха-хам-рам-Рим-ран Че-чек-кэч-кож-жек-жук |
Фразы для чтения:
Морж мерз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт.
Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.
влип | враз | врач | вред | все | втуз |
где | глуп | граф | грач | грех | гриф |
джаз | дни | дней | дров | друг | ждал |
жрец | звон | злой | знак | зной | клев |
Фразы для чтения:
Класс встал у парт.
Мой друг щедр.
Чтение наиболее трудных однослоговых слов.
вверх | взмах | взнос | взмыл | вклад |
гвалт | тракт | Днепр | Днестр | дрозд |
монстр | перст | пестр | пункт | склад |
смысл | спорт | столб | страж | треск |
Чтение двуслоговых слов.
аббат | бедных | браво | велю |
абсурд | без фар | брикет | венки |
аган | белый | бронза | верни |
ажур | бизон | бронхит | верхи |
Фразы для чтения:
Жнец ждал.
Я вверх вез хлеб.
Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.
Сели-съели, семка-съемка, приезд-съезд, прием-объем, взял-изъял, веду-въеду.
Фразы для чтения:
Он вел коня, потом въехал во дворец.
Наша съемка объекта была изъята.
Быт-быть, ест-есть, вонь-вон, гость-гост, мел-мель, даль, дал, пусть-пуст, кровь-кров, плот-плоть, Коля-колья, дарю-Дарью, семя-семья, браня-вранья.
Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.
акция | деньжата | артистка |
амплуа | дибазол | ассорти |
знание | водная | вольница |
горячка | заморозь | епископ |
материя | медная | муравьед |
общество | озлоблен | ошибка |
Фразы для чтения:
Хвощ лесной, хвощ ценный.
Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.
аперльская | Ломонсов | полширины |
базальтовый | обыкновенная | эссенция |
зеркальный | падчерица | фамилия |
знаменитая | недобропорядочность |
Учись читать правильно.
- Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
- Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
- При чтении будь внимателен к каждому слову.
- Старайся понять, о чем читаешь.
- Читай ежедневно вслух и “про себя”.
Упражнения развития четкости произношения.
Чтение скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
И т. п.
Произноси четко, внятно, соблюдая знаки препинания.
Книга в суме/ - в пути тягость,
Книга в уме/ - в пути облегчение.
Испокон века/ - книга красит человека.
Читай правильно диалог.
- Собака,/ что делаешь?
- Волков пугаю.
- А что хвост поджала?
- Волков боюсь.
Покажи повышение и понижение голоса.
- Что ж ты, Еж, такой колючий? ^
- Это я на всякий случай. v
Знаешь, кто мои соседи? ^
Лисы, волки и медведи. v
Произноси правильно.
ша, ще | ручища, ножища, тараканище |
чудище, хвостище | |
Щеткой чищу я щенка. |
ого, его | у синего моря |
пустите отдохнуть дорожного человека | |
Эта страница зеленого цвета. | |
р | грохот грома |
родимая стронка | |
режу резеда | |
Карл у клары украл кораллы. | |
сш | шапкой Саша сшиб шишку |
Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок.
Сыворотка из-под простокваши.
Добрый разум не наживешь сразу.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.
Слова с общим корнем: вода, водный; белый, белье; Родина, родной.
Сочетания слов: чистого берега; у дальнего леса.
Корень слова: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка.
Связный текст для безошибочного восприятия: абзац, строфа, или “спрашивают-спрашивали, расспрашивать-расспрашивали”.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
ученье | въюга, метель, поземка, буря |
ученый | Чтение - вот лучшее умение. |
ученик |
бури |
ветры |
ураганы |
разыграйся |
заморозить |
выхолаживая |
Дети запоминают и повторяют. Также здесь используются зрительные диктанты по И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцеву.
Проверка зрительной памяти
.Рассмотреть таблицу рисунков в течение 30 секунд. Закрыть ее и посмотреть на рисунки справа. Отметьте те из них, которые вы запомнили из левой таблицы.
Проверка результата:
7 элементов – средний уровень,
12 - хорошая зрительная память,
17 – прекрасно.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.
“Губы”. Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать “про себя” дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.
“Угадай”.
Аленка вылез-- из луж-- и сказа--:
- А вода до чего тепл--!
И побеж--- по ули--, по всем лужи--- и калужинк--. Таня бросил--- за ней.
Они догон--- друг друга, шлеп--- босы-- ног--- по воде, подним-- весел-- брыз--, и смеял---.
Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных.
Примеры: буквы Ц-Л могут дать слова цель, целый и др.; буквы С-Л - сало, соль, соло, сила осел.
Таблица комбинаций согласных букв.
А | Б | В | |||||||||||||
с | д | б | г | р | г | л | г | м | л | б | х | р | к | д | |
I | т | р | с | р | в | л | п | р | з | н | р | д | м | р | к |
к | з | н | д | н | з | л | т | м | т | г | л | б | к | м | |
п | ж | р | в | р | г | д | р | ж | р | ж | с | ф | л | м | |
ж | л | в | л | г | л | к | с | д | м | т | з | д | к | ж | |
II | к | б | т | н | с | п | с | к | р | д | б | р | б | л | |
ш | к | с | л | ж | л | д | н | ш | г | з | т | н | ж | р | |
т | м | р | з | м | т | м | б | к | п | в | р | с | п | т | |
п | н | в | н | т | л | м | к | л | г | р | м | т | р | с | |
III | з | в | д | л | п | щ | к | в | щ | л | з | р | ж | б | р |
ц | р | т | м | с | г | т | н | к | р | л | д | к | р | т | |
п | с | п | л | б | з | р | г | з | м | н | б | л | с | р | |
б | р | з | м | ж | в | т | р | т | м | н | с | п | р | к |
Найти буквы по координатам:
III – В – 2 – 1
II – А – 2 – 2
I – В – 5 – 3
Тренировка происходит в парах. Обучаемый, найдя заданную партнером согласную, комбинирует ее с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные.
Упражнение на антиципацию частей диалога.
– Ты уже читал эту книгу?
(Нет, не читал.)
- Я тебе ее дам прочитать.
(Спасибо. Но я ее тебе не скоро верну.)
- Ты что мелено читаешь?
(Да. И читать некогда.)
Упражнения на понимание прочитанного.
1. Назови одним словом:
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж - …
2. Раздели слова на группы:
А) заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь.
Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос.
3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:
Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница).
4. Пятый – лишний.
Шляпа, волосы, глаза, нос, уши.
Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно.
5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову:
Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).
Виды чтения.
Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.
Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу.
Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы).
Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано.
Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником.
Чтение по ролям.
Чтение цепочкой. Прерывать нельзя.
Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.
Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Чтение “спотыкаясь о камушки”. Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки).
Ввод в игру.
Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте.
Виды работы над текстом.
Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным.
1. Чтение самого красивого места в рассказе.
2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
3. Чтение “выше нормы” (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10-15 слов выше нормы)
4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
5. Чтение и установление что правда, что вымысел (для сказки).
6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку.
7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось.
8. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
9. Чтение названия рассказа. (как еще можно назвать).
10. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
11. “Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
12. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
13. Чтение, пометка непонятных слов.
14. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
а) сущ. + прил.
б) сущ. + гл.
в) мест.+ гл.
15. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря.
16. Комбинированное чтение (учитель – ученики).
17. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостью, печально…
18. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др.
19. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
20. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
Список использованной литературы:
1. Популярная психология для родителей “Если ребенок не любит читать”; М. Кравцова, М.: “Эксмо”, 2003.
2. Резервы обучения чтению; В. Н. Зайцев, М.: “Просвещение”, 1991.
3. Чтение как психологическая проблема учащихся 1-6 классов; М. В. Гушенец, Томск: “Пеленг”, 1999.
4. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах; С. И. Поздеева, Томск: “Пеленг”, 2000.
5. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения; Т. И. Кондранина, М.: 1998.
6. Совершенствование чтения младших Школьников; М. И. Оморокова, М.: 1999.
7. Читать меньше, чтобы читать больше; И. Куликова, газета “Начальная школа” (еженедельное приложение к газете “1 сентября”), №21, 1995.