Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации
Начинаем урок, который даст возможность получить и объединить знания литературы, музыки, искусства.
- Прочитайте названия произведений, о которых пойдет сегодня речь. («Тиха украинская ночь», «Лунная соната», «Лунная ночь на Днепре»).
- Что объединяет эти названия? (эти названия связаны с ночью, луной)
- Чему будем посвящен наш урок? (создание образа ночи)
- Сегодня мы познакомимся с разными по жанру произведениями, посвященными ночи. Попробуем разобраться, какие чувства рождаются у авторов и есть ли в произведениях что-то общее.
- Одно из перечисленных произведений является литературным творчеством, другое музыкальным, а третье относится к живописи. Можно ли по этим названиям определить, какое из произведений относится к литературе, какое к живописи, а какое к музыке? (Версии детей)
Выдвижение гипотез
Версии детей («Лунная соната» - относится к музыке, так как «соната» - музыкальное произведение. Определить жанр произведения по названиям «Тиха украинская ночь» и «Лунная ночь на Днепре» учащиеся затрудняются).
Проверка гипотез. Решение проблемы, открытие нового знания
- Обратимся к толковому словарю.
«Соната - музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных одним замыслом».
- Определив, что соната - это музыкальное произведение, мы можем сказать, что «Лунная соната» относится к музыкальному творчеству.
- Сейчас я назову авторов данных произведений, покажу их портреты. Попробуйте узнать портреты великих людей. (ПОРТРЕТ А.С.Пушкина.)
- Кто такой А.С.Пушкин? Что вы о нем знаете? (Пушкин - великий русский поэт, автор «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» и т.д.)
- Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» - «Тиха Украинская ночь».
(Портрет Л.В.Бетховена)
- На слайде портрет великого немецкого композитора Л.В.Бетховена.
Сравните годы жизни Пушкина и Бетховена.
- Сегодня мы познакомимся с произведением Бетховена «Лунная соната». Это произведение он написал в 1801 году, когда ему было 30 лет.
(Портрет А.Куинджи)
- На слайде портрет знаменитого русского художника-пейзажиста А.Куинджи. Кто такой пейзажист? (художник, который пишет пейзажи. Пейзаж - это картина, на которой изображена природа)
- Куинджи очень любил родную природу. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся - «Лунная ночь на Днепре»
- Вернемся к нашим названиям, нашему проблемному вопросу. Можете ли сейчас сказать, какое из произведений является произведением литературы, музыки или живописи? (Ответы учащихся «да». «Лунная ночь на Днепре - произведение относится к живописи, автор этой картины А.Куинджи. «Тиха украинская ночь» А.С.Пушкина - произведение литературы, «Лунная соната» - музыкальное произведение, автор Л.В.Бетховен)
Работа по теме урока. Формулировка темы и целей урока
- Итак, сегодня мы говорим о красоте поэтической, музыкальной и художественной
А посвящен наш урок, как мы уже сказали - ночи.
Тема урока: Образ ночи в живописи, поэзии и музыке
Цель урока:
Проанализировать стихотворение, рассмотреть картину, послушать музыкальный фрагмент и найти общее и отличное в образах, созданных художником, композитором и поэтом.
Работа над стихотворением А.С.Пушкина «Тиха украинская ночь»
Подготовка к восприятию стихотворения.
Прежде чем начать работу над этими произведениями, я хотела бы вас «окунуть» в летние дни, в воспоминания. Доводилось ли вам видеть звездное ночное небо? Какое оно? Опишите его. (Красивое, спокойное, таинственное, тихое, волшебное…). Какие слова вы использовали для описания неба? Как называются такие слова в русском языке? (имена прилагательные). Какую роль имена прилагательные играют в нашей речи?
А вот как А.С.Пушкин сумел увидеть и передать в поэтическом тексте свои воспоминания.
Чтение стихотворения учителем.
- Понравилось вам стихотворение? О чем оно? Как вы его поняли? Какую картину представили? (темное небо, на небе яркие звезды и луна, которые освещают силуэты различных предметов…)
Прочитайте название («Тиха украинская ночь…»)
Украина - южная страна, и ночи там очень темные и торжественные.
Работа с учебником. (с.18)
- Прочитайте это стихотворение самостоятельно. Найдите непонятные слова и выражения. Объяснение некоторых из них можно найти в словаре.
Словарная работа.
- Дремота - полусон, при котором хочется спать и невольно закрываешь глаза.
- Белая Церковь - город в Полтавской области
- Гетман - так на Украине называли Верховного правителя.
- Превозмочь - преодолеть
- Блещут от слова блестеть
- Трепещут - трепетать, дрожать, колебаться
Объясните значение выражений:
«Своей дремоты превозмочь не хочет воздух…»
«Сребристых тополей листы» (серебристый тополь - порода тополя, у которого листья с нижней стороны покрыты светлым пушком).
Анализ стихотворения. Работа над выразительным чтением.
От чьего имени ведется повествование? (от имени автора. Автор и является героем этого произведения) Такой герой называется «лирическим» героем.
- Как нужно читать это стихотворение? (тихо, спокойно). Почему? (чтобы подчеркнуть тишину, чтобы передать картину, отсутствие движений).
Где будете делать небольшие паузы - остановки, а где паузы побольше? Помните, что точка - длинная пауза, запятая - короткая.
Выразительное чтение вслух.
Удалось услышать тишину?
Можно ли сказать, что природа для поэта живая? Какой прием использовал автор для оживления природы? (олицетворение)
- Кому из вас это стихотворение напомнило личные впечатления, переживания? Расскажите.
Итак, что хотел предать А.С.Пушкин в своем произведении? (красоту окружающего мира)
Какую роль играет поэзия в жизни человека?
Поэзия помогает нам почувствовать красоту окружающего мира
Работа над произведением Л.В.Бетховена «Лунная соната»
- А можно ли музыкальными средствами создать картину ночи?
- Я хочу предложить вам послушать фрагмент из удивительного произведения Л.В.Бетховена «Лунная соната» (прослушиваем «Лунную сонату).
- Какие образы возникли у вас, слушая музыку? Какие чувства у вас вызвало это музыкальное произведение? (душевное спокойствие, чувство прекрасного).
- Какую роль играет музыка в жизни человека? (музыка помогает нам услышать красоту, в том числе и красоту духовную)
- Итак, мы с вами разобрались в средствах передачи красоты окружающего мира - поэтическом и музыкальном, а сейчас обратимся к художественному творчеству.
Знакомство с репродукцией картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Прочитайте название репродукции картины, с которой мы познакомимся.
- Что такое Днепр? (река).
- Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Окунитесь в атмосферу летней ночи. Какие чувства вызывает эта картина? Красиво? Таинственно?
- Есть ли впечатление, что «тихо-тихо все кругом»? (да, мы видим, что река неподвижна, нет движений ни на небе, ни на земле, ни на воде)
- Как этого достигает художник? Смотрите, он рисует ровную гладь реки, нет ни людей, ни животных, лишь огоньки говорят о том, что в домах живут люди.
- Какой прием лежит в основе образа ночи? (контраста) Темный фон и яркая светлая полоса реки (вселяет надежду, дает ощущение душевного равновесия, спокойствия)
Таким образом, чему нас учат картины? (видеть и замечать красоту вокруг нас)
Обобщение.
- Что видите, слышите, чувствуете, когда слушаете стихотворение, музыку, рассматриваете картину?
- Можем ли мы сказать, что видим удивительную красоту природы, слышим звуки ночи, ее тишину, и что нас переполняют чувства радости и восторга?
Итог урока
- Что нового узнали на уроке? Какая была цель на уроке? Достигли цели?
- Что тронуло вашу душу? С каким настроением вы уйдете с урока.
- Посмотрите на экран. Я бы хотела завершить наш урок следующими высказываниями. «Красота пробуждает в нас самое лучшее»
- Давайте еще раз соединим три произведения - живописи, поэзии и музыки, прочитаем на фоне музыки Бетховена и картины Куинджи стихотворение А.С.Пушкина.
- У кого появилось желание выучить стихотворение наизусть?