Литература
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Роман М.Лермонтова "Герой нашего времени". Расследование: виновен ли Печорин в смерти Бэлы" 2009
Урок проводится в театрализованной форме: урок-суд. Такое сочетание внеклассной и урочной работы способствует реализации идеи исследовательской деятельности учащихся, показывает, как можно использовать текст романа при обобщении изученного, учит углубленной работе с текстом, прививает навыки публичного выступления.
-
Урок литературы в 9-м классе. Урок этики "Талант человечности" 2012
Предмет обсуждения учащихся – повесть Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». Выбранная форма урока обращается к другим произведениям, в которых поднимаются подобные проблемы, подчеркивает их важность и злободневность.
-
Урок литературы в 9-м классе. Школа Дюйшена. (Урок внеклассного чтения по повести Ч.Айтматова "Первый учитель") 2008
"В нашем ауле сколько угодно всяких деревьев, - говорится в повести "Первый учитель", - но эти тополя особенные... Позже, много лет спустя я понял тайну двух тополей. Они стоят на возвышенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение". Не в этом ли "тайна" и писательской судьбы самого Чингиза Айтматова, автора этих строк? Нам предстоит познакомиться с героями книги этого замечательного писателя, выяснить нравственное звучание повести и почему эпиграфом к уроку стали именно эти слова Ч.Айтматова: "Не жалейте жара сердец, подойдите поближе, я обязан рассказать эту историю..."
-
Урок литературы в 9-м классе: "Загадочная судьба А.С. Грибоедова" 2003
Урок литературы в 9 классе. Загадочная судьба А.С. Грибоедова. Данный урок является первым в системе уроков по творчеству Грибоедова, поэтому важным было пробудить интерес у учащихся к личности автора. Это позволило активизировать учащихся к изучению комедии "Горе от ума". Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с мемуарной, справочной и научной литературой, а также при подготовке презентации "Портреты Грибоедова".
-
Урок литературы в 9–10-х классах по теме "Две жизни – два подвига" (подвиг русских женщин по произведениям Ю.Н. Куранова "Великая прекрасная княгиня" и "Ода генералу Раевскому") 2010
Второй урок по творчеству Ю.Н. Куранова. Цель – приобщение к литературному наследию замечательного писателя ХХ столетия, к его проникновенным произведениям, воспитывающим любовь к семейным ценностям, воспевающим идеал русской женщины – матери и жены.
-
Урок литературы в аспекте риторической культуры 2007
Предлагаемый конспект урока разработан на основе риторической образовательной технологии, автором которой является Е.А. Юнина – доктор философских наук, профессор педагогики. Эта технология объединяет ряд актуальных для современного образования направлений, каждое из которых является следствием определённого закона риторики.
-
Урок литературы в выпускном классе. Тема: "Поэзия Серебряного века" 2009
Автор показывает нестандартную форму проведения урока литературы в выпускном классе: литературное кафе «Бродячая собака». Защита рефератов по Серебряному веку русской поэзии стала традицией для выпускников в школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области.
-
Урок литературы в Интернете как средство дистанционного обучения старшеклассников 2012
В статье представлен опыт педагогической деятельности по проведению Интернет-уроков в 10–11-х классах. Дистанционное обучение повышает уровень доступности качественного образования для всех категорий обучающихся.
-
Урок литературы в классе-комплекте в начальной школе 2010
План урока по литературе при обучении в классе-комплекте. Урок включает в себя использование различных способов обучения. Этапы урока построены так, чтобы было продуктивно использовано всё время урока.
-
Урок литературы в коррекционно-развивающей системе обучения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказка "Серая шейка" 2004
На примере изучения сказки "Серая шейка" Д.Мамина-Сибиряка покакзаны новые формы совершенствования навыка чтения: вслух и молча. С помощью представленной методики происходит коррекция зрительно-слухового восприятия с опорой на память, развивается речь и внимание, воспитывается интерес к чтению, чувство товарищества, взаимовыручки.
-
Урок литературы в русле новых технологий "Правда о жизни" по повести В.И. Белова "Привычное дело" 2008
В течение всех лет педагогической деятельности учитель решает проблему сочетания воспитания и обучения. Извечные вопросы: Как это сделать? Какие формы и методы использовать? Что удачнее? Какие из них лучше? От учителя требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль на уроке, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых он не боялся бы высказывать свои, пусть еще не совсем зрелые мысли. Предлагаю вашему вниманию урок литературы в русле новых технологий с использованием приемов «кластер» и «синквэйн» по повести В.И.Белова «Привычное дело».
-
Урок литературы в старших классах. Тема: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Жанр оды". 9-й класс 2012
В статье дан материал, который может быть использован в 9-м классе на уроке литературы, посвященном творчеству М.В. Ломоносова. Кроме того, его можно применять во внеклассной работе.
-
Урок литературы в старших классах. Тема: "Укрощение строптивой – вечный сюжет" 2012
Материалы этого урока можно использовать для учащихся 9–11 классов. Урок предназначен не только для того, чтобы расширить кругозор учащихся, но и показать, что современные технологии держатся на том, что уже было когда-то создано. Что сюжет произведения эпохи Возрождения, несмотря на столетия, до сих пор актуален.
-
Урок литературы в форме спектакля по басням И.А. Крылова 2012
Принимая пятый класс, обязательно провожу учащихся через театральные уроки. При планировании отвожу несколько часов темам, которые можно раскрыть с помощью инсценирования художественных произведений. Это заключительные уроки, на которых учу азам театрального искусства: сценической речи, движениям. Я представила разработки трех уроков, которые помогают, по моему мнению, вызвать интерес к изучению литературы, способствуют созданию коллектива единомышленников.
-
Урок литературы в ходе интегрированного дня, посвященного взрыву на Чернобыльской АЭС «…время настало задуматься всем над вопросом "Наука и Нравственность"» 2012
Статья представляет собой урок литературы в 11-м классе, посвященный проблемам влияния научно-технического прогресса на жизнь человека. Урок позволяет учащимся взглянуть на мир как на единое целое, понять взаимосвязь всех областей знаний, осознать необходимость взвешенного подхода к принятию решений.
-
Урок литературы для 4-го класса "Обобщение знаний об авторских литературных сказках" 2003
Урок - обобщение знаний об авторских литературных сказках, целью которого является организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках; развивать умение работать в группах; учить правильному общению и взаимодействию; воспитывать любовь к чтению и своему Отечеству на примере творчества знаменитых русских писателей.
-
Урок литературы для 6-го класса "Характеристика героев рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг" 2010
Материал урока рассчитан на учащихся с нарушенным слухом, а также может быть использован для школьников вспомогательных (коррекционных) классов общеобразовательных школ. На основе обобщения сюжета рассказа у учащихся формируется осознанное восприятие письменной речи и умение ориентироваться в тексте произведения.
-
Урок литературы для 6-го класса по теме "Сказочные великаны Рабле" (первый урок по роману Рабле) 2009
Урок знакомит учащихся с новым автором и необычным романом. Задача урока: выяснить первое впечатление от прочитанного произведения, ввести учащихся в мир романа Ф.Рабле, продолжить работу по обучению художественному пересказу, устному рассуждению по прочитанному произведению, умению быстро ориентироваться в тексте, развивать умение кратко, аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
-
Урок литературы для 9-го класса по теме: "Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо?" "Пролог" 2006
Цель: определить историческую основу поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" и замысел автора через анализ "Пролога" (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия.
-
Урок литературы для 9–11-х классов на тему "Уроки нравственности Василия Белова. По рассказам "Колоколена", "Холмы" 2010
Цели урока: знакомство с неизвестным ребятам писателем, с явлением "деревенской" русской литературы; развитие умения анализировать художественный текст; воспитание в учащихся вечных нравственных ценностей: любовь к матери, к родному краю, к родине, к духовным традициям русского народа; расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей.
-
Урок литературы и ИЗО "Идеал и действительность в художественном мире повести Н.В. Гоголя «Портрет»" 2008
Интегрированный семинар по литературе и живописи помогает в постижении идейно-художественного своеобразия повести Н.В.Гоголя «Портрет», в которой раскрывается мысль о нравственной ответственности Художника за зло мира.
-
Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трех карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноименной опере П.И. Чайковского" 2003
Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трёх карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноимённой опере П.И. Чайковского" В интеграции литературы и музыки автор данного методического проекта видит возможность более глубокого изучения нравственно-философских проблем повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Пропедевтическая подача литературоведческого материала позволяет обратиться к вопросам традиций и новаторства в искусстве, что способствует изучению художественного произведения в широком культурологическом контексте.
-
Урок литературы и МХК на тему: "Две судьбы. Две трагедиии…" (Леди Макбет в трагедии В.Шекспира "Макбет" и в драме Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2005
Цель урока - приобщение учащихся к мировой художественной культуре, определение своей нравственной позиции по отношению к вечным темам, работа над сопоставительной характеристикой героев. На уроке звучит музыка Г.Перселла, Д.Шостаковича, С.Рахманинова, идет работа по иллюстрациям И.Глазунова.
-
Урок литературы и нравственной грамматики "Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия. Путь Андрия к предательству" 2009
Урок сопоставительной характеристики двух героев этой повести – Остапа и Андрия – как нельзя лучше подходит для объединения с нравственной грамматикой. Данная тема позволяла поработать внимательно с текстом, на основе прочитанного материала составить сопоставительную характеристику героев.
-
Урок литературы И.С. Шмелев "Масленица". 5-й класс 2007
По тематическому планированию время изучения совпало с Масленицей, поэтому урок был проведен в виде театрализованного представления. В проведении урока оказали помощь учащиеся 7-го класса (они выступили в роли ведущих) и родители, приготовившие кондитерские изделия для праздничного стола. Использование фольклорных традиций воспитывает у учащихся интерес к историческому прошлому своей Родины.
-
Урок литературы Красноярского края в 8-м классе "Каков ты, сибирский характер" 2008
Урок является вводным уроком в рамках реализации национально-регионального компонента по предмету "Литература Красноярского края" в 8-м классе. Воспитание гражданина - одна из задач, которую решают учителя литературы на своих уроках.
-
Урок литературы на тем: " Драматизм реализма Ги де Мопассана в новелле "Ожерелье", или Жизнь, прожитая зря" 2010
Особенность новеллы и таланта Ги де Мопассана заключается в умении ставить вопросы, даже не произнося их вслух. И нам с вами, если мы хотим жить, а не существовать, должно на них ответить. Сумеем, значит, мы – настоящие. Не сумеем – жаль времени, потраченного впустую…
-
Урок литературы на тему "А.Н. Островский – создатель русского театра" 2012
Урок раскрывает роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; рассказывает учащимся о жизни и творчестве драматурга. Экспресс-опрос учащихся позволяет преподавателю подготовить на следующий урок вопросы, которые восполнят пробелы знаний по данной теме. Домашнее задание для учащихся по анкете дает возможность творчески подойти к чтению драмы А.Н. Островского "Гроза".
-
Урок литературы на тему "А.П. Чехов. "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества" 2010
Изучение рассказов А.П. Чехова на уроках литературы - это событие. Рассказ "Хамелеон" - это открытие для учащихся. Открытие чего? Мастерства и таланта А.П. Чехова - писателя и человека.
-
Урок литературы на тему "Анализ рассказа В.П.Астафьева "Четыре плиточки Жмыха" 2015
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством В.Астафьева. Анализ рассказа «Четыре плиточки жмыха» из сборника «Затеси» заставляет задуматься о назначении человека на земле и его нравственных устоях, формирует лингвистические и коммуникативные навыки учащихся, учит умению «видеть» и «слышать» писателя. В процессе работы идет повторение по теме «Причастие», совершенствуется практическая грамотность.