Урок № 1-2. А.С. Пушкин. Детство. Начало пути. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием.
Урок № 3. Основные образы “Сказки о мертвой царевне”.
Урок № 4 . Пролог к поэме “Руслан и Людмила”.
Урок № 5-6. Внеклассное чтение. Урок-конкурс “Сказка ложь, да в ней намек!”
В данной статье представляю только первые два урока и презентацию к ним.
Урок № 1-2
А.С. Пушкин. Детство. Начало пути. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием.
Оборудование: компьютерная презентация; издания книг А.С. Пушкина.
Ход урока
I. Сообщение ученика или слово учителя “Детство. Лицейские годы А.С. Пушкина” с демонстрацией компьютерной презентации (слайды 1-7) (Приложение 1)
Годы детства. (1799 - 1811)
Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарово. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей препоручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов. Красавица-"креолка" была поглощена светскими обязанностями, а воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры и учителя, преимущественно иностранцы.
Бабушка была "ума светлого и по своему времени образованною". Мальчик заслушивался ее рассказами о Пушкиных и Ганнибалах, чьи имена нашли свое место на страницах русской истории.
Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, "настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства". Благотворное влияние оказал на впечатлительного мальчика и крепостной Пушкиных, его дядька Никита Тимофеевич Козлов. Они совершали вместе прогулки по Москве и ее окрестностям, посещали достопримечательности древней столицы, народные гyляния.
В доме родителей Пушкина собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы: Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Василий Львович Пушкин. Будущий поэт, по словам его первого биографа П.В. Анненкова, "внимательно прислушивался к их суждениям и разговорам, знал корифеев нашей словесности не по одним произведениям, но и по живому слову..."
Многие часы он проводил в библиотеках отца, дяди и знакомого семьи сенатора Д.П. Бутурлина - владельца уникального книжного собрания. Иногда отец сам читал детям Мольера по-французски. Все это действовало на живое воображение девятилетнего мальчика и пробудило в нем "дух подражания и авторства". Он писал басни и переделывал сюжеты Мольера и Вольтера в комедии "Похититель" и в шутливой поэме "Толиада". Это были первые литературные опыты будущего великого поэта.
Лицейская пора. (1811–1817)
19 октября 1811 года. Торжество открытия Царскосельского лицея. В Актовом зале собралась царская семья с государем, высокопоставленные чиновники и гости, преподаватели и гувернеры, тридцать воспитанников и среди них Пушкин. Были прочитаны манифест об учреждении Лицея и Устав, в котором было записано, что в этом учебном заведении телесные наказания запрещены.
Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавили Лицей передовые по своим убеждениям, прекрасные педагоги В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Н.Ф. Кошанский, Д.И. де Будри. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки.
Первое трехлетие Лицея завершилось переводными экзаменами. На одном из них в январе 1815 года маститый поэт Г.Р. Державин восторженно слушал в исполнении юноши Пушкина "Воспоминания в Царском Селе".
В Лицее увлекались литературой, писали стихи и критические статьи, издавали рукописные сборники своих произведений: "Для удовольствия и пользы", "Юные пловцы", "Лицейский мудрец". Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер и А.Д. Илличевский были их деятельными участниками. Первенствовал Пушкин. Дружба и поэзия связали на всю жизнь "святое братство", "союз поэтов" - Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера; дружба стала лейтмотивом стихов Пушкина, посвященных Лицею и лицеистам. Первый "пушкинский" курс породил традицию ежегодных встреч в день открытия Лицея.
Духовный мир поэта и его друзей формировался не только под влиянием прогрессивных педагогов и чтения. Неизгладимый отпечаток оставила на нем сама жизнь, национальный подъем, вызванный победоносной Отечественной войной 1812 года. Вольнолюбивые стремления пробуждали в них и непосредственные участники войны - офицеры расквартированного в Царском Селе Гусарского полка П.Я. Чаадаев, П.П. Каверин, будущие члены декабристских обществ.
В первые же годы пребывания в Лицее Пушкин стал писать стихи. Из самых ранних стихотворений сохранилась поэма "Монах". Всего им написано здесь около ста тридцати стихотворений. В лицейских стихах Пушкина, по словам Белинского, виден "будущий преобразователь русской поэзии и будущий национальный поэт".
II. Сообщение ученика или слово учителя “Сказки в жизни поэта” с демонстрацией компьютерной презентации (слайд 8)
Определите, к какой сказке относятся данные иллюстрации.
Информация для учителя.
- “Сказка о попе и работнике его Балде” (1830г) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной. Из словаря В.И. Даля “Балда – лесная кривулина толстое корневище, палица, дубина”. Гоголь о сказках: “У Пушкнина сказки русские народные – не то что “Руслан и Людмила”, но совершенно русские. Одна написана даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая”.
- “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” (1831г) начата еще в 1828 году, написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной.
- “Сказка о рыбаке и рыбке” (1833г) написана второй Болдинской осенью. Сюжет широко распространен в фольклоре разных народов. Непосредственный источник – померанская сказка из сборника сказок братьев Гримм “О рыбаке и его жене”.
- “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (1833г) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной.
- “Сказка о золотом петушке” (1834г). Сюжет взят из сборника “Сказок Альгамбры” североамериканского писателя Вашингтона Ирвинга (1783-1859) из “Легенды об арабском звездочете”.
III. Беседа по услышанному.
Что нового об А.С. Пушкине вы узнали?
Какие сказки А.С. Пушкин написаны на основе народных сказок, услышанных от Арины Родионовны?
IV. Словарная работа по сказке “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. (Задания проецируются на экран из компьютерной презентации (слайды 9-15)).
Задание 1. Ниже приводятся различные значения слова черный. Укажите, какое из этих значений имеет оно и предложении.
Она, черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Для справок:
Черный
- Цвет сажи, угля.
- Испачканный чем-либо, грязный.
- Неквалифицированный, не требующий высокого мастерства.
- Горестный, безрадостный, тяжелый, мрачный.
- Злостный, коварный, преступный.
Задание 2.
Слово глубокий имеет значение:
- Находящийся на значительной глубине от поверхности.
- Очень сильный, достигший значительной степени.
Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора…
Задание 3. Какое значение имеет слово положила в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и в современном русском языке не употребляется?
1. …Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить. |
2. Сотворив обряд
печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили - и толпой Понесли в пустую гору, |
Задание 4. Подберите к выделенному в первом примере слову синонимы из последующих примеров.
1. Та, в душе ее любя, Не убила, не связала, Отпустила и сказала: "Не кручинься, бог с тобой". |
2. И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней… |
3. Ясный месяц продолжал: "Погоди; об ней быть может Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, Не печалься же, прощай". |
4. Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: |
Задание 5. К выделенным словам найдите в приведенных предложениях синонимы.
Им она не прекословит, Не перечат ей они. |
Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные, - Им царевна говорит, - Коли лгу, пусть бог велит Не сойти живой мне с места. |
Между тем царица злая, Про царевну вспоминая, Не могла простить ее, А на зеркальце свое Долго дулась и сердилась… |
За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен… |
Правду молвить,
молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла… |
Ветер дале побежал. Королевич зарыдал, И пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз. |
Задание 6. В приведенных ниже предложениях найдите:
- повторение близких по смыслу слов;
- постоянные эпитеты;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Где нам встречались такие особенности?
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. |
Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные, - Им царевна говорит… |
Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! |
Вмиг по речи те спозвали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок; |
И царевна очутилась В светлой горнице… |
К красну солнцу наконец Обратился молодец. |
Видит девица, что тут Люди добрые живут… |
Братец мой, - Отвечает месяц ясный, - Не видал я девы красной. |
Задание 7. Выделенные слова замените такими, которые употребляются в современном русском литературном языке.
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. |
И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала… |
Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. |
(Царевна) …белолица,
черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. |
Коль старушка, будь нам
мать, Так и станем величать. |
Вмиг по речи те спозвали, Что царевну принимали; |
V. Аналитическая беседа по зачину сказки (слайд 16)
Послушаем актерское исполнение начала сказки.
Как автор характеризует царицу?
Вывод: Главная ее черта – верность царю.
- Какие слова передают напряженное ожидание? (“села ждать”, ждет-пождет”, “ смотрит”, “очи разболелись глядючи”, “глаз не сводит” показывают длительность ожидания).
- Как еще фиксируется длительность ожидания? (“с утра до ночи”, “с белой зори до ночи”, “девять месяцев проходит”, “день и ночь так долго жданный”).
Вывод: Ряд выразительных глаголов, сопровождаемых повторяющимися указаниями на время действия, выпукло воссоздает переживания царицы, состояния ее души. Такие подробные описания внутренних переживаний героев свойственны только литературной сказке.
VI. Работа с иллюстрациями (слайды 16-24). Иллюстрации проецируются на экран из компьютерной презентации.
Подберите к данным иллюстрациям слова из текста сказки.
VII. Просмотр видеоотрывка из мультфильма и беседа (слайд 25)
Что в сказке характерно для фантастического вымысла, а что для реальной действительности?
Фантастика |
Реальность |
Зеркало мачехи; пес Соколко предупреждает об опасности; месяц, Солнце, Ветер помогают королевичу; пробуждение царевны ото сна; число семь. |
Сватовство; приданое; девичник; свадебный пир; описание терема богатырей; поведение героев (зависть мачехи, верность царевны Елисею, душевные переживания королевича); богатыри живут в тереме, напоминающем купеческий дом. |
VIII. Домашнее задание
- Перечитать сказку, разделить на части, озаглавить их;
- Подготовить устный рассказ о царевне, о царице по вариантам.