Сказка о сказке и миф о мифе. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


В пятом классе изучаются русские народные волшебные сказки и древнегреческие мифы (по программе Г. Меркина). Итоговым уроком может стать урок, посвященный сказке и мифу в изобразительном искусстве. Урок можно сопроводить репродукциями картин В.М.Васнецова, Н.К.Рериха, Н. Мотуз, Боттичелли, Беллини, Тициана, Аппиани или слайдовым рядом.

Во вступительном слове учитель говорит о том, что сказка и миф живут не только в словесном искусстве, но и в художественном. На полотнах мастеров оживают герои любимых нами произведений. Поговорить обо всех художественных произведениях на сказочные и мифологические темы достаточно сложно, поэтому данный урок будет посвящен самым ярким страницам сказок и мифов в изобразительном искусстве.

Сначала учащимся предлагается вспомнить, кто такой Виктор Михайлович Васнецов, какие факты его биографии наиболее интересны, с какими картинами художника знакомы. Затем учитель предлагает отправиться в страну сказок Виктора Михайловича Васнецова или всем вместе сочинить сказку о сказке. И главные герои будут, конечно же, Иван- царевич и Василиса Прекрасная. Похитил Кощей Бессмертный красу–девицу Василису Прекрасную, заточил в своей пещере. Отправился Иван-царевич спасать любимую. У Бабы-Яги совета да помощи просил, за волшебным клубочком спешил, смерть Кощееву отыскал и освободил красу-девицу Василису Прекрасную. Сел с ней на ковер-самолет и отправился к родным местам. Только тот ковер полетел над лесами дремучими, над царствами тридевятыми, над теремами волшебными (репродукция картины “Ковер- самолет”). Что же видят Иван-царевич и Василиса Прекрасная? (репродукция картины “Снегурочка”). Лес, снегом одетый. А по лесной тропинке идет девушка в шубке серебристой – Снегурочка. Учащимся предлагается рассказать, кто такая Снегурочка и героиней каких сказок она является. Летит наш ковер-самолет дальше, и видят Иван-царевич и Василиса Прекрасная терем белокаменный, пир в том тереме и красавицу, пустившуюся в пляс (репродукция картины “Царевна-лягушка”). Учащимся предлагается вспомнить основные события сказки “Царевна – лягушка”, подумать, почему именно сцена пира заинтересовала художника. Летят наши герои дальше. Поля, луга пролетают. Горы. И видят трех царевен загадочных (репродукция картины “Три царевны подземного царства”). Учащимся предлагается рассмотреть царевен, представить характер каждой из них, обратить внимание на младшую, посмотреть, в чем ее отличие от сестер. Пролетел ковер-самолет над горами и снова над лесом летит. Видят Иван-царевич и Василиса Прекрасная озеро лесное, а на берегу – девушку печальную (репродукция картины “Аленушка”). Учащиеся задумываются, героиней каких сказок может быть эта девушка печальная, и почему Васнецов назвал свою картину “Аленушка”. А ковер над самой чащей пролетает, и видят наши путешественники серого волка, который мчит по неведомым тропам Ивана-царевича и Елену Прекрасную (репродукция картины “Иван-царевич на сером волке”). Ребятам предлагается вспомнить сказку “Иван-царевич и серый волк”. Ответить, кто такой волшебный помощник в сказке, и какая роль отведена волку в данной сказке. Летят Иван-царевич и Василиса Прекрасная на ковре-самолете дальше. Лес дремучий позади остался, и летит ковер над городом. Видят наши герои терем, в том городе. Да, не простой терем, явно заколдованный, потому что спит в этом тереме волшебным сном душа-девица (репродукция картины “Спящая царевна”). Ребятам предлагается вспомнить, что такое бродячий сюжет, и у каких народов существуют сказки о заколдованной сном царевне или принцессе. И, конечно же, рассказать, что надо сделать для того, чтобы разбудить царевну. Но вот и город остался позади. А впереди только океан - море с волнами синими. Летит ковер-самолет над морем, и видят Иван-царевич с Василисой Прекрасной терем на дне морском (репродукция картины “Терем”). Учащиеся описывают этот терем, вспоминают его сказочных хозяев и гостей. Пролетел ковер-самолет над океан– морем, и увидели Иван и Василиса стены зубчатые, купола церквей золотые, палаты белокаменные – родной свой город увидели. Вот и закончилась эта сказка, но впереди нас ждет еще одна.

Учитель демонстрирует репродукцию картины Николая Константиновича Рериха “Голубиная книга” и спрашивает, известна ли эта картина и ее автор детям. А потом рассказывает сказку о художнике и добрых феях. “Ребята вы, конечно, знаете, что когда рождаются принцы и принцессы, к ним приходят феи, чтобы одарить их красотой и счастьем. Но бывает, что феи приходят и к простым людям, то есть к тем, кто рожден не в королевском дворце. Но назвать таких людей “обыкновенными” нельзя. Однажды родился в Петербурге мальчик, и ночью у его колыбели появились три феи. Одна из них, в простом белом платье, с длинной русой косой и серыми глазами, сказала: “Этот мальчик принадлежит мне. Я дарю ему талант художника и писателя. Пусть он прославит свою родину”. Вторая фея, высокая, с белыми распущенными волосами и ярко-голубыми глазами, покачала головой: “Его прапрадеды пришли с Севера. И я дарю ему храбрость и любовь к путешествиям. Он прославит родину своих предков!”. Третья фея, очень смуглая, была закутана в красивую тонкую материю, ее длинные волосы были черного цвета, а на лбу, между бровей, нарисован красный кружок. Она поднесла, сложенные ладони ко лбу и сказала: “Я дарю мальчику мудрость и терпение. С их помощью он сумеет понять главные тайны жизни. Не важно, где он родился. У меня он найдет покой и уважение”1. Учитель спрашивает у детей, догадались ли они, кто эти три феи и кому они дарили волшебные подарки (Россия, Скандинавия, Индия – Николай Рерих). Учитель говорит о том, что Николай Рерих всегда будет считать себя сыном России, всегда будет помнить о своих воинствующих скандинавских предках и расскажет о них в своих картинах; вторую часть жизни проживет в Индии, и люди этой страны будут его уважать и поклоняться ему как великому учителю – гуру. Но творчество Николая Рериха принадлежит миру, ведь его творчество объединяет людей. Учащимся предлагается рассмотреть картины художника и найти в них сказочные мотивы (“Заморские гости”, “Витязь”, “Дозор”).

Далее учитель спрашивает учеников, в чем отличие фольклора и мифологии, просит сравнить характерные особенности сказки и мифа, как литературных жанров, говорит о мифологических образах в изобразительном искусстве. И предлагает отправиться в Италию, в эпоху Возрождения. И первая остановка – во Флоренции, в мастерской знаменитого Сандра Боттичелли. Ученикам показывается репродукция картины “Рождение Венеры”. Ребята вспоминают, кто такая Венера или Афродита, почему ее называют пенорожденной и что означает ее культ. Затем, учащиеся рассматривают репродукцию картины “Весна”. Ребята находят на этой картине мифологических персонажей и дают им характеристики. Следующая наша остановка - в Венеции, в мастерской Джованни Беллини. Учащимся демонстрируется репродукция картины “Пир богов”. Дети вспоминают о такой традиции божественного бытия как пир и воспроизводят его церемониал (появление верховных богов, музицирование и танцы, нектар и амброзия, решение судеб смертных). Затем, учитель предлагает отправиться в мастерскую ученика Джованни Беллини – Тициана и посмотреть картину “Вакх и Ариадна”. Ребята вспоминают миф, связанный с Ариадной (миф о Тесее). Внимание учащихся обращается на окончание истории Ариадны (покинутая Тесеем, несчастная Ариадна пленяет своей красотой Диониса или Вакха и становится его женой). И последняя наша остановка - мастерская художника Андреа Аппиани, автора многочисленных картин на мифологические темы. Среди которых “Аполлон и музы” и “Парнас”. Из двух репродукций ученики самостоятельно определяют название картин. Обосновывают свои выводы, вспоминают кто такие музы, как их звали и каким областям искусства и науки они покровительствовали. Что такое Парнас и для чего он служил? А затем учитель предлагает устроить свой маленький Парнас на отдельно взятом уроке. Детям предлагается прочесть стихи, сыграть на музыкальных инструментах, продемонстрировать свои рисунки и поделки.

В завершении урока учитель говорит несколько слов о русском художнике В.А.Серове и показывает репродукции его декоративных картин-панно “Похищение Европы” и “Одиссей и Навсикая” и дает домашние задание - прочитать мифы о Зевсе и Европе и мифы о путешествиях Одиссея.

Примечания

1Ветрова Г.Е.Сказка о художнике и добрых феях. Н.К. Рерих – М., 2001 с.2-3.

Библиография

1. “Алёнушка” В. Васнецова//Этюды об изобразительном искусстве. – М.: 1994. – C.174-176.

2. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси: Поэтические воззрения славян на природу. – М.: ЭКСМО, 2005. - 608 с. с ил.

3. “Весна” Сандро Боттичелли // Этюды об изобразительном искусстве. – М.: 1994. -C. 49 -53.

4. Ветрова Г.Е. Сказка о художнике и добрых феях. Н.К. Рерих.  –.М.: Белый город. 2001. -12 с.

5. Ветрова Г.Е. Сказка о правдивом художнике. В. Серов. – М.: Белый город. 2001.- 12 с.

6. Ветрова Г.Е. Сказка о волшебном кольце. Боттичелли. – М.: Белый город. 2001. -12 с.

7. Калашников В.И. Мифы звёздного неба: занимательная астрономия. - М.: Белый город. 2003. – 48 с. с ил. (Энциклопедия тайн и загадок).

8. Калашников В.И. Славянская мифология. – М.: Белый город. 2003. - 48 с. (История России).

9. Камминг Р. “Рождение Венеры” Сандро Боттичелли // Камминг Р. Живопись. – М.: 1995.  - С. 22-24.

10. Русские народные сказки/сост. Афанасьев А.Н., худ. В.Васнецов. - М.: Информпечать, 1993. -32 с.

11. Суслов В. Сказка про сказку: видеофильм – Кварт (Третьяковская галерея).

Презентация