Прямые коротки пути.
Потребен труд,
Потребно время,
Чтобы могло произрасти
На ниве брошенное семя.
Ив. Бунин
Истинный смысл педагогической деятельности включает в себя создание для всех участников учебно-воспитательного процесса благоприятных полноценных условий для самопознания. Ученик – это материальное и духовно-нравственное существо, сложен и универсален, в нём мы должны уважать целый мир. Это самопреобразующая и противоречивая личность. Ученик – это неудовлетворённое и вопрошающее существо. Он не должен быть тихим и покорным рабом для нас. Нам надо искать в нём единство индивидуализма и коллективизма. Ученик обладает бездной талантов и способностей, необходимо только помочь ему их развить, обеспечить ему поле деятельности и дать почувствовать свою значимость. Как помочь состояться самостоятельному и разумному человеку?
Формирование способностей к самосовершенствованию, к саморазвитию, к самопознанию, может осуществиться только через творческий поиск самовыражения, преобразование процесса обучения, изменения сознания педагогов. Признать самоценность ребёнка, его уникальность, осуществить личностно-ориентированное обучение несомненно поможет предмет риторика, который в нашей стране надо возобновлять в школах, а не сокращать. В системе образования мало кто осознаёт, что риторика – это важнейшая гуманитарная дисциплина. В современном мире огромное засилье разрушительных слов, говорящий или пишущий человек несёт ложь и бездуховность. Риторика помогает развивать в себе языковую личность, нести своим словом созидательную идею, творческую благую мысль. Риторика и риторизация совместной деятельности учит преодолевать трудности и искать выход из любой сложившейся ситуации.
Учебные ситуации, с помощью которых строится процесс обучения в любой педагогической системе, являются потенциально риторическими, т.к. есть публичное действие, авторы, есть аудитория, слушатели (потенциальные соавторы), учебный диалог, контактное взаимодействие, общее содержание общения.
Риторизацию в учебном процессе можно рассматривать как:
- использование потенциала риторических возможностей;
- осуществление диалога;
- перевод учебной ситуации в риторическую (продуктивную, творческую);
- использование в образовательной деятельности жанрового многообразия;
- осуществление межпредметной и внеучебной интеграции.
Риторика и риторизация учебного процесса обеспечивают:
- Возможность учащимся показать свою индивидуальность, неповторимость, т.е. самораскрыться.
- Формирование у учащихся учебной самостоятельности.
- Развитие способности быть творцом.
- Развитие способности управлять собственным поведением, словом и мыслью.
- Овладение детьми риторическими жанрами, мыслительными действиями и понятиями.
- Развитие умений устанавливать контакт с аудиторией.
- Интерес к учебной и внеучебной деятельности.
- Создание в коллективе культурных, благоприятных и уважительных отношений друг к другу.
Ребёнок приходит в школу с малым жанровым репертуаром: приветствие, благодарнось, вопрос, ответ, отказ, жалоба, возмущение, возражение, поздравление. Предметные знания риторических устных и письменных жанров, понятий, построения и композиции текста дети приобретают на уроках риторики. Благодаря риторике жанровый репертуар постоянно пополняется, обогащается опыт речевого общения. На других предметах и во внеучебной деятельности создаются ситуации содержательного общения, где дети используют приобретённые риторические умения и знания. Выстраиваются доверительные и уважительные отношения в коллективе посредством культурных речевых форм самовыражения. Риторический опыт помогает детям создавать свою школьную или классную газету, осуществлять журналистскую деятельность в школе, правильно выстраивать своё выступление на научно-практической конференции и в дискуссиях быть грамотным оратором, который умеет строить по правилам и нормам культуры убеждающую речь, понятно и просто излагать свои мысли в сочинениях, используя разные жанры.
Освоив большое количество жанров на уроке риторике, дети используют их на других предметах и внеклассных мероприятиях. На уроках литературы выступаем с «отзывами» о художественных произведениях, «представлениями» от имени героя, с «письмом» к автору, «благодарностью», «критической заметкой», «аннотацией». На уроках математики чаще применяют жанры: «совет», «инструкция», «доказательство», «возражение» и «объяснение». На уроках русского языка используем жанры: «размышление», «поучение», «рассуждение», «напутствие». На праздниках и родительских собраниях ребята выступают с жанрами: «пожелание», «реклама», «рефлексия», «доклад», «отчёт», «просьба», «совет», «впечатление», «интервью», «объяснение», «объявление», «поздравление», «комплимент», «извинение», «обещание», «призыв». На уроках риторики открываются и принимаются правила ведения диалога и организации групповой работы, законы и программы групп, идёт успешное освоение знаний через поиск, целеполагание, анализ, планирование, жанровое взаимодействие, рефлексию, диалоговое общение, выделение трудностей.
Риторика создаёт условия для интеграции и помогает детям в жизни выражать точнее себя в слове, быть интересными собеседниками для других, постоянно изменяться, становиться авторами, развиваться и повышать свой интеллектуальный потенциал, раскрывать свои скрытые, не осознаваемые таланты. Важно уметь культурно оформить своё высказывание, уметь корректно и вежливо выходить из самых затруднительных жизненных ситуаций, правильно построить свой авторский текст. Полем риторики в начальной школе должно стать именно жанровое общение. Жанровое общение расширяет возможности для самореализации и самовыражения учащихся, позволяет детям предъявить свои интересы. Жанровый диалог – это способ интеграции, осмысления и риторизации предметного содержания.
Представляю интегрированный урок литературы и риторики в 4 классе.
Тема: «Легко ли быть автором, читателем и исполнителем жанра стихотворения?»
Цель урока: cоздание условий для осознания и осмысления сложности и трудности стать в позиции «автора – поэта», «читателя» и «исполнителя», пробудить творческое напряжение в душе ребёнка.
Задачи:
- Помочь понять учащимся особенности жанра литературного произведения – стихотворения.
- Развивать умения понимать и раскрывать чувства, мысли и настроение лирического героя, определять точку зрения автора.
- Способствовать формированию эстетических чувств, эмоционального вслушивания и воспитания любви к силе слова, способной повлиять на сердца людей и побудить к добру.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | – Взгляните в окно,
всмотритесь и вслушайтесь … Что почувствовали? |
Ответы детей. |
2. Мотивация и анализ прочитанного текста | – Сейчас прозвучит текст литературного жанра. Попытайтесь проанализировать, что это за жанр и о чём он? (Читает учитель) А.С.Пушкин И забываю мир – и в сладкой тишине – Что это за текст? Что помогло вам
определить, что это стихотворение? |
У детей на листе: Текст № 1
– Стихотворение. |
3. Введение в тему | – Как нам эта схема может помочь поработать над текстами стихотворения? | – Я читатель и могу определить настроение и чувства героя, понять замысел автора. Могу стать автором, замыслить текст. Я могу стать исполнителем этого текста. Ответы детей. |
4. Работа в позиции «автор» | – А легко ли быть автором,
исполнителем и читателем стихотворения? – А теперь заглянем в поэтическую мастерскую и попробуем побыть поэтами – авторами стихотворений. Структура текста нам помогала при создании текста, может и сейчас она вам поможет. Сочините стихотворение. Успеха вам в творчестве! (Структура текста на доске) Кто? Кому? – автор, адресат Где? Когда? – ситуация Зачем? – цель О чём? – тема Что? – содержание Как? – средства – Почему возникли трудности? – А есть ли у нас в классе настоящие поэты? – Пока мы не настоящие поэты. Но может быть в будущем кто-нибудь из вас доставит нам великое наслаждение, огромное удовольствие своими собственными стихами. А сейчас мы можем насладиться поэзией настоящих поэтов. Вслушайтесь в строчки стихотворений Анна Ахматовой «Творение» и «Поэт». Анна Ахматова.
– Согласны ли вы с поэтом, что у него «беспечная работа»? – Какими талантами надо обладать, чтобы стать поэтом? – Что необходимо, чтобы родилось стихотворение? Почему у вас не получилось создать стихотворение? |
– Сказок, писем, отзывов,
впечатлений и т.д.
– Глубоко чувствовать, уметь рифмовать, обладать богатым словарным запасом, представлять картины, быть тонким мыслителем. (Дети строят лесенку) 5.
Секреты: |
5. Работа в позиции «читателя» и «исполнителя» | – Как нелегко подняться по этой лестнице, не каждый человек может обладать талантами поэта и подарить миру свои стихотворения. Ключ к дверям поэзии подобрать не просто. Но зато мы можем приглашать к себе в гости великих гениев поэзии, талантливых людей, знаменитых поэтов и наслаждаться их произведениями. – По отношению к художественному произведению, имеющего своего автора, кем мы можем быть? – Сегодня у нас в гостях поэт А.А.Фет. (Вывешивается портрет). Сможете ли вы сразу исполнить стихотворение? Почему? – В какой роли мы сейчас будем? – Что значит понять стихотворение? |
– Читателями, критиками и исполнителями. – Нет, нужно понять и подготовиться.
– Вслушаться в слова, представить «картину жизни», понять настроение, угадать чувства и мысли.
|
6. Работа в малых группах | – Попробуйте в группе проверить себя, на сколько вы умеете быть настоящими читателями. На столах у детей. План работы:
|
(У детей тексты стихотворений А.Фета) Дети работают в группах. |
7. Работа в роли «исполнителя» |
– Какая цель у исполнителя? – Какая цель у слушателей? – Давайте оценим исполнение. |
Выбирают лучшего исполнителя. – Доставить удовольствие своим выступлением, заинтересовать слушателей, передать настроение и чувства. – Оценить выступление – Получить удовольствие от исполнения. (Дети высказывают свои мнения) |
8. Рефлексия | – Какую проблему мы поставили
на уроке? – Как мы её решали? – Можете сейчас ответить на этот вопрос: Легко ли быть … ? – Мы не прощаемся со стихотворениями, свидание со многими ещё впереди. У нас, как у читателей, ещё впереди улыбки, смех, удивление, слёзы и восхищения. Как исполнители мы проявим себя на празднике читательских удовольствий. Поэзия – своеобразная музыка слов, тайна чувств, мир мыслей, лёгкость рифмы и ритма. (На доске к лесенке выстраивается замок (храм) из понятий) – Оцените свою работу на оценочных листах. – Поздравляю вас с тем, что удалось соприкоснуться с поэзией, понять сложность и трудность творчества поэта и работы читателя и исполнителя. Пусть у вас вырастают крылья, возникают желания сочинять. Мечтайте и фантазируйте, воздвигайте храмы из мыслей и чувств. |
– Легко ли быть автором, читателем и исполнителем стихотворений? – Мы побывали в позиции Автора, Читателя, Исполнителя – Не легко.
У детей оценочные листы:
|