Риторика и риторизация учебного процесса - способы формирования саморазвития учащихся

Разделы: Литература, Начальная школа


Прямые коротки пути.
Потребен труд,
Потребно время,
Чтобы могло произрасти
На ниве брошенное семя.

Ив. Бунин

Истинный смысл педагогической деятельности включает в себя создание для всех участников учебно-воспитательного процесса благоприятных полноценных условий для самопознания. Ученик – это материальное и духовно-нравственное существо, сложен и универсален, в нём мы должны уважать целый мир. Это самопреобразующая и противоречивая личность. Ученик – это неудовлетворённое и вопрошающее существо. Он не должен быть тихим и покорным рабом для нас. Нам надо искать в нём единство индивидуализма и коллективизма. Ученик обладает бездной талантов и способностей, необходимо только помочь ему их развить, обеспечить ему поле деятельности и дать почувствовать свою значимость. Как помочь состояться самостоятельному и разумному человеку?

Формирование способностей к самосовершенствованию, к саморазвитию, к самопознанию, может осуществиться только через творческий поиск самовыражения, преобразование процесса обучения, изменения сознания педагогов. Признать самоценность ребёнка, его уникальность, осуществить личностно-ориентированное обучение несомненно поможет предмет риторика, который в нашей стране надо возобновлять в школах, а не сокращать. В системе образования мало кто осознаёт, что риторика – это важнейшая гуманитарная дисциплина. В современном мире огромное засилье разрушительных слов, говорящий или пишущий человек несёт ложь и бездуховность. Риторика помогает развивать в себе языковую личность, нести своим словом созидательную идею, творческую благую мысль. Риторика и риторизация совместной деятельности учит преодолевать трудности и искать выход из любой сложившейся ситуации.

Учебные ситуации, с помощью которых строится процесс обучения в любой педагогической системе, являются потенциально риторическими, т.к. есть публичное действие, авторы, есть аудитория, слушатели (потенциальные соавторы), учебный диалог, контактное взаимодействие, общее содержание общения.

Риторизацию в учебном процессе можно рассматривать как:

  • использование потенциала риторических возможностей;
  • осуществление диалога;
  • перевод учебной ситуации в риторическую (продуктивную, творческую);
  • использование в образовательной деятельности жанрового многообразия;
  • осуществление межпредметной и внеучебной интеграции.

Риторика и риторизация учебного процесса обеспечивают:

  1. Возможность учащимся показать свою индивидуальность, неповторимость, т.е. самораскрыться.
  2. Формирование у учащихся учебной самостоятельности.
  3. Развитие способности быть творцом.
  4. Развитие способности управлять собственным поведением, словом и мыслью.
  5. Овладение детьми риторическими жанрами, мыслительными действиями и понятиями.
  6. Развитие умений устанавливать контакт с аудиторией.
  7. Интерес к учебной и внеучебной деятельности.
  8. Создание в коллективе культурных, благоприятных и уважительных отношений друг к другу.

Ребёнок приходит в школу с малым жанровым репертуаром: приветствие, благодарнось, вопрос, ответ, отказ, жалоба, возмущение, возражение, поздравление. Предметные знания риторических устных и письменных жанров, понятий, построения и композиции текста дети приобретают на уроках риторики. Благодаря риторике жанровый репертуар постоянно пополняется, обогащается опыт речевого общения. На других предметах и во внеучебной деятельности создаются ситуации содержательного общения, где дети используют приобретённые риторические умения и знания. Выстраиваются доверительные и уважительные отношения в коллективе посредством культурных речевых форм самовыражения. Риторический опыт помогает детям создавать свою школьную или классную газету, осуществлять журналистскую деятельность в школе, правильно выстраивать своё выступление на научно-практической конференции и в дискуссиях быть грамотным оратором, который умеет строить по правилам и нормам культуры убеждающую речь, понятно и просто излагать свои мысли в сочинениях, используя разные жанры.

Освоив большое количество жанров на уроке риторике, дети используют их на других предметах и внеклассных мероприятиях. На уроках литературы выступаем с «отзывами» о художественных произведениях, «представлениями» от имени героя, с «письмом» к автору, «благодарностью», «критической заметкой», «аннотацией». На уроках математики чаще применяют жанры: «совет», «инструкция», «доказательство», «возражение» и «объяснение». На уроках русского языка используем жанры: «размышление», «поучение», «рассуждение», «напутствие». На праздниках и родительских собраниях ребята выступают с жанрами: «пожелание», «реклама», «рефлексия», «доклад», «отчёт», «просьба», «совет», «впечатление», «интервью», «объяснение», «объявление», «поздравление», «комплимент», «извинение», «обещание», «призыв». На уроках риторики открываются и принимаются правила ведения диалога и организации групповой работы, законы и программы групп, идёт успешное освоение знаний через поиск, целеполагание, анализ, планирование, жанровое взаимодействие, рефлексию, диалоговое общение, выделение трудностей.

Риторика создаёт условия для интеграции и помогает детям в жизни выражать точнее себя в слове, быть интересными собеседниками для других, постоянно изменяться, становиться авторами, развиваться и повышать свой интеллектуальный потенциал, раскрывать свои скрытые, не осознаваемые таланты. Важно уметь культурно оформить своё высказывание, уметь корректно и вежливо выходить из самых затруднительных жизненных ситуаций, правильно построить свой авторский текст. Полем риторики в начальной школе должно стать именно жанровое общение. Жанровое общение расширяет возможности для самореализации и самовыражения учащихся, позволяет детям предъявить свои интересы. Жанровый диалог – это способ интеграции, осмысления и риторизации предметного содержания.

Представляю интегрированный урок литературы и риторики в 4 классе.

Тема: «Легко ли быть автором, читателем и исполнителем жанра стихотворения?»

Цель урока: cоздание условий для осознания и осмысления сложности и трудности стать в позиции «автора – поэта», «читателя» и «исполнителя», пробудить творческое напряжение в душе ребёнка.

Задачи:

  • Помочь понять учащимся особенности жанра литературного произведения – стихотворения.
  • Развивать умения понимать и раскрывать чувства, мысли и настроение лирического героя, определять точку зрения автора.
  • Способствовать формированию эстетических чувств, эмоционального вслушивания и воспитания любви к силе слова, способной повлиять на сердца людей и побудить к добру.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

– Взгляните в окно, всмотритесь и вслушайтесь … Что почувствовали?
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь … Какие эмоции и чувства появились?

Ответы детей.

2. Мотивация и анализ прочитанного текста

– Сейчас прозвучит текст литературного жанра. Попытайтесь проанализировать, что это за жанр и о чём он? (Читает учитель)

А.С.Пушкин

И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветры полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

– Что это за текст? Что помогло вам определить, что это стихотворение?
– О чём стихотворение?
– Почему трудно определить смысл стихотворения?

– О каких «давних знакомцах» идёт речь?
– Что представлял А.С.Пушкин, когда писал о корабле, матросах, парусах, волнах и ветре?
(Учитель работает с детьми в диалоге)


– Чтобы понимать стихотворение, чему надо учиться?

У детей на листе: Текст № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Стихотворение.
– Есть ритм, есть рифма.
– Автор не называет конкретно, надо догадываться, что замыслил, о чём думал.
– Чувства, желания, мысли, слова.
– О стихах. Мысли приходят, строятся в слова, высказывания, чувства переполняют, рифмы складываются и восторг наступает. (Дети высказывают свои мнения)
– Вслушиваться, представлять «картину жизни», определять замысел автора, настроение, мысли и чувства лирического героя.

3. Введение в тему – Как нам эта схема может помочь поработать над текстами стихотворения?

– Я читатель и могу определить настроение и чувства героя, понять замысел автора. Могу стать автором, замыслить текст. Я могу стать исполнителем этого текста.

Ответы детей.

4. Работа в позиции «автор»

– А легко ли быть автором, исполнителем и читателем стихотворения?
– Давайте попытаемся поработать над этой темой. (На доске фиксируется тема урока)

– Автором каких текстов вы уже были?
– Легко ли быть автором? Почему?

– А теперь заглянем в поэтическую мастерскую и попробуем побыть поэтами – авторами стихотворений. Структура текста нам помогала при создании текста, может и сейчас она вам поможет. Сочините стихотворение. Успеха вам в творчестве! (Структура текста на доске)

Кто? Кому? – автор, адресат

Где? Когда? – ситуация

Зачем? – цель

О чём? – тема

Что? – содержание

Как? – средства

– Почему возникли трудности?

– А есть ли у нас в классе настоящие поэты?

– Пока мы не настоящие поэты. Но может быть в будущем кто-нибудь из вас доставит нам великое наслаждение, огромное удовольствие своими собственными стихами. А сейчас мы можем насладиться поэзией настоящих поэтов. Вслушайтесь в строчки стихотворений Анна Ахматовой «Творение» и «Поэт».

Анна Ахматова.

«Творение»

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома;
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шёпотов и звонов
Встаёт один, всё победивший звук.
Так вкруг него неповторимо тихо,
Что слышно, как в лесу растёт трава,
Как по земле идёт с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И лёгких рифм сигнальные звоночки, –
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

«Поэт»

Подумаешь, тоже работа, –
Беспечное это житьё;
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за своё.
И чьё-то весёлое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И всё – у ночной тишины.

– Согласны ли вы с поэтом, что у него «беспечная работа»?

– Какими талантами надо обладать, чтобы стать поэтом?

– Что необходимо, чтобы родилось стихотворение? Почему у вас не получилось создать стихотворение?

– Сказок, писем, отзывов, впечатлений и т.д.
Дети пытаются сочинять, но они в недоумении, возникают вопросы, трудности.
Ответы детей.




















– Нет.




У детей на листочках: Текст № 2 и № 3









































Ответы детей.

– Глубоко чувствовать, уметь рифмовать, обладать богатым словарным запасом, представлять картины, быть тонким мыслителем.

(Дети строят лесенку)

         5. Секреты:
                  ритм
                  рифма
                звукопись
           4. Слова
         3. Мысли
      2. Желания
1.ЧУВСТВА

5. Работа в позиции «читателя» и «исполнителя»

– Как нелегко подняться по этой лестнице, не каждый человек может обладать талантами поэта и подарить миру свои стихотворения. Ключ к дверям поэзии подобрать не просто. Но зато мы можем приглашать к себе в гости великих гениев поэзии, талантливых людей, знаменитых поэтов и наслаждаться их произведениями.

– По отношению к художественному произведению, имеющего своего автора, кем мы можем быть?

– Сегодня у нас в гостях поэт А.А.Фет. (Вывешивается портрет). Сможете ли вы сразу исполнить стихотворение? Почему?

– В какой роли мы сейчас будем?

– Что значит понять стихотворение?

 

 

 

– Читателями, критиками и исполнителями.

– Нет, нужно понять и подготовиться.


– Читателями.

– Вслушаться в слова, представить «картину жизни», понять настроение, угадать чувства и мысли.

 

6. Работа в малых группах

– Попробуйте в группе проверить себя, на сколько вы умеете быть настоящими читателями.

На столах у детей. План работы:

  1. Прочитать
  2. Представить «картину жизни»
  3. Определить настроение, чувства лирического героя.
  4. Определить темп, интонацию
  5. Обратить внимание на расстановку пауз
  6. Исполнить.

(У детей тексты стихотворений А.Фета)

Дети работают в группах.

7. Работа в роли «исполнителя»

 

– Какая цель у исполнителя?

– Какая цель у слушателей?

– Давайте оценим исполнение.

Выбирают лучшего исполнителя.

– Доставить удовольствие своим выступлением, заинтересовать слушателей, передать настроение и чувства.

– Оценить выступление

– Получить удовольствие от исполнения.

(Дети высказывают свои мнения)

8. Рефлексия

– Какую проблему мы поставили на уроке?

– Как мы её решали?

– Можете сейчас ответить на этот вопрос: Легко ли быть … ?

– Мы не прощаемся со стихотворениями, свидание со многими ещё впереди. У нас, как у читателей, ещё впереди улыбки, смех, удивление, слёзы и восхищения. Как исполнители мы проявим себя на празднике читательских удовольствий.

Поэзия – своеобразная музыка слов, тайна чувств, мир мыслей, лёгкость рифмы и ритма. (На доске к лесенке выстраивается замок (храм) из понятий)

– Оцените свою работу на оценочных листах.

– Поздравляю вас с тем, что удалось соприкоснуться с поэзией, понять сложность и трудность творчества поэта и работы читателя и исполнителя. Пусть у вас вырастают крылья, возникают желания сочинять. Мечтайте и фантазируйте, воздвигайте храмы из мыслей и чувств.

– Легко ли быть автором, читателем и исполнителем стихотворений?

– Мы побывали в позиции Автора, Читателя, Исполнителя

– Не легко.

 

 

 

У детей оценочные листы:

  • Понимаю замысел поэта
  • Могу представить «картину жизни»
  • Могу угадать настроение героя
  • Могу исполнить стихотворение
  • Могу стать поэтом