Пояснительная записка.
С ранних лет перед школьниками открывается прекрасный мир родной литературы. В душе каждого молодого читателя на всю жизнь запечатлеваются великие образы, созданные русскими мастерами слова. Немало трудных вопросов возникает у юношей и девушек на пороге их жизненного пути. И если не на все, то на многие из них подсказывают ответы страницы любимых книг, - ведь на этих страницах отражен опыт поколений. Книжные богатства огромны. И как важно воспитать в себе хороший вкус и выработать привычку не тратить времени на книгу, которую можно и не читать совсем. И столько на свете есть книг, мимо которых нельзя пройти. Всегда ли задумывается, например, школьник над тем, что мировая художественная литература – создание всего человечества, а не одной нации. А значит, русская литература лишь ветвь на огромном дереве мировой литературы. Незнание творчества зарубежных писателей и поэтов существенно обедняет культуру молодых людей. В школьном курсе литературы есть программы, авторы которых рассматривают отечественную литературу как часть мирового литературного процесса. Такое взаимодействие отечественной и зарубежной литературы дает учащимся возможность, сопоставляя исторические эпохи, творчество писателей, делать выводы, помогающие глубоко и полно раскрыть идейно-художественный смысл произведения. В Программе для 10 класса В.Г. Марацмана зарубежная литература представлена четырьмя авторами: И. Диккенсом, О. де Бальзаком, Г. Флобером, О. Уайльдом, - этого явно недостаточно. Следовательно, надо искать возможности, чтобы приобщиться к художественным богатствам всемирного наследия. Для этого разработана программа факультативного курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”, которая способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Расширяются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить учащихся с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества. Программа рассматривает произведения, созданные в период конца 19-20 века, который считают самым сложным, противоречивым, но невероятно насыщенным событиями, противоборствующими тенденциями, творческими открытиями. Это еще раз подтверждает актуальность программы факультатива “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”. Знакомство с мировой художественной литературой и ее изучение осуществляется в несколько этапов:
1 этап 10-й класс: раскрывается реализм как творческий метод и художественная система, уточняется своеобразие концепции мира и человека в реалистической литературе, взаимодействие реализма и романтизма в XIX веке.
2 этап 11-й класс: рассматриваются основные тенденции развития мировой литературы на рубеже XIX и XX веков, новые эстетические тенденции в искусстве (символизм, неоромантизм, натурализм, модернизм и др.)
Такой порядок изучения показывает развитие литературы в движении от эпохи к эпохе, и самое главное позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран и соотнести рассматриваемый материал с явлениями русской литературы. Настоящая программа “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” предназначена для старших классов, групп с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Программа является дополнительной к основной: автор В.Г. Марацман. За основу взята Программа литературного образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля (5-11-е классы): авторы А.Г. Кутузов, М.Б. Ладышн, А.Б. Есин (журнал “Литература в школе”, № 6, 1991 г., № 1, 19992 г.), а также Программа по зарубежной литературе (5-11 классы), автор Н.П. Михальская (для образовательных учреждений гуманитарного профиля 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2003 г.). Практические работы по развитию речи разработаны на основе методического пособия Т.А. Калгановой “Сочинения разных жанров в старших классах: - М., Просвещение, 5-изд., 2004 г. Представленные в программе произведения рассматриваются в общелитературном контексте с учетом взаимодействия русской и зарубежной литературы, а также межпредметных связей (литература и история, литература и художественная культура). Факультативный курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.
В связи с этим важно определить –
Цель: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению произведений зарубежной литературы путем ознакомления с видами и способами деятельности необходимыми для успешного освоения программы факультативного курса.
Задачи:
- Образовательные
- научить выявлять индивидуальное своеобразие каждого писателя, поэта и вместе с тем то общее, что присуще их творчеству;
- на основе понимания языка литературы как вида искусства сформировать навык анализа художественного произведения как объективной художественной реальности;
- привить навык сопоставительного подхода к явлениям национальных культур.
- Развивающие
- содействовать формированию и развитию умений творческого, то есть эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- развивать умение написание сочинений разных жанров (В. Колганова. Сочинения разных жанров. – М. “Просвещение, 1992 г.).
- воспитательные
- раскрыть гуманистический характер творчества писателей, что проявляется в интересе к личности человека, его духовному миру, творческим возможностям, к его судьбе;
- воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения и постижения художественной литературы;
- воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности.
Поскольку при составлении программы соблюден принцип последовательности и системности, то реализация ее, с одной стороны, углубляет и расширяет базовые знания учащихся по литературе, с другой – помогает осознать особенность и значимость зарубежной литературы как части мирового художественного процесса. Методы и формы реализации содержания курса предполагают два вида занятий: внеурочные и урочные. Среди внеурочных: посещение библиотек, выставок, экскурсии и т.д. Формы: семинары, дискуссии, диспуты, практикумы и т.д. Школьный курс факультатива “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” строится из расчета два часа в неделю, что составляет 68 часов (34 учебные недели * 2 часа = 68 часов). Учитель может по своему усмотрению изменить количество часов на изучение той или иной темы в зависимости от конкретных условий – уровня подготовленности учащихся, степени усвоения материала.
Примерное распределение учебного времени по темам курса
“Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”.
Реализм.
10-й класс.
№ |
Тема курса |
Всего часов по теме |
Из них |
Развитие речи |
|
теоретические |
практические |
||||
1. |
Реализм как творческий метод и художественная система |
2 |
2 |
- |
|
2. |
Ч. Диккенс “Приключение Оливера Твиста”, “Рождественская песня в прозе”. |
8 |
6 |
2 |
Энциклопедическая статья о писателе характеристика литературного героя |
3. |
П. Мериме “Матео Фальконе”, “Хроника времен Карла IX”, “Этрусская ваза”, “Томанго”. |
9 |
8 |
1 |
Отзыв на прочитанную книгу |
4. |
Ф. Стендаль “Красное и черное” |
8 |
6 |
2 |
Рецензия Отзыв на прочитанную книгу |
5. |
О. де Бальзак “Отец Горио”, “Шангревая кожа”. |
5 |
3 |
2 |
Сочинение – рассуждение Отзыв на прочитанную книгу |
6. |
Г. Флобер “Воспитание чувств” (I – II часть), “Госпожа Бовари” |
8 |
6 |
2 |
Характеристика литературного героя Отзыв на прочитанную книгу |
7. |
Г. Гейне “Книга песен” (1827) |
3 |
2 |
1 |
Анализ лирического стихотворения |
8. |
У.М. Теккерей “Ярмарка тщеславия”, “Повесть Ребекки и Ровена” |
10 |
8 |
2 |
Эссе Путешествие как жанр сочинения |
9. |
Г. Бичер – Стоу “Хижина дяди Тома” |
7 |
6 |
1 |
Очерк |
10. |
Р. Хилдрет “Белый раб, или воспоминания беглецов”. |
6 |
5 |
1 |
Отзыв на прочитанную книгу |
11. |
Резервный урок |
2 |
|||
68 |
4 |
14 |
Примерное распределение учебного времени по темам курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”.
Развитие критического реализма на рубеже XIX и XX веков.
11-й класс.
№ |
Тема курса |
Всего часов по теме |
Из них |
Развитие речи |
|
теоретические |
практические |
||||
1. |
Развитие критического реализма на рубеже XIX и XX веков |
1 |
|||
2. |
Ги де Мопассан “Мой дядя Жюль” |
1 |
1 |
||
3. |
М. Твен “Соединенные Линчующие Штаты” |
1 |
1 |
||
4. |
Д. Голсуорси “Спасение Форсайта” |
2 |
1 |
1 |
Отзыв на прочитанную книгу |
5. |
Т. Манн “Тонио Крегер” |
2 |
1 |
1 |
Характеристика литературного героя |
6. |
Символизм в зарубежной литературе 19 и 20 века |
2 |
1 |
1 |
Доклады Сообщения |
7. |
Поэзия европейского символизма: П. Верлен, А. Рембо |
3 |
1 |
2 |
Анализ лирического стихотворения |
8. |
Символическая драма М. Метерлинк “Синяя птица” |
1 |
1 |
||
9. |
О. Уайльд “Портрет Дориана Грея” |
2 |
1 |
1 |
Рецензия |
10. |
Неоромантизм в зарубежной литературе 19 и 20 веков (обзор) |
2 |
1 |
1 |
Доклады Сообщения |
11. |
Р.Л. Стивенсон “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда” |
2 |
1 |
1 |
Дневник как жанр сочинения |
12. |
Р. Киплинг “Лиспет” |
2 |
1 |
||
13. |
Э. Бирс “Случай на мосту через Совиный ручей” |
2 |
1 |
1 |
Отзыв на прочитанную книгу |
14. |
Натурализм в зарубежной литературе 19 и 20 веков (обзор) |
1 |
1 |
||
15. |
Э. Золя “Жерминаль” |
3 |
2 |
1 |
Характеристика литературного героя |
16. |
Модернизм в зарубежной литературе ХХ века (обзор) |
2 |
1 |
1 |
Доклады Сообщения |
17. |
Ф. Кафка “Превращение” |
2 |
1 |
1 |
Анализ прозаического произведения |
18. |
Литература экзистенциализма (обзор) |
2 |
1 |
1 |
Доклады Сообщения |
19. |
Ж. Ануй “Жаворонок” |
2 |
1 |
1 |
Отзыв на прочитанную книгу |
20. |
О. Хаксли “О дивный новый мир” |
2 |
1 |
1 |
Эссе |
21. |
Романтические тенденции в зарубежной литературе (обзор) |
2 |
1 |
1 |
Доклады Сообщения |
22. |
Д. Толкиен “Властелин колец”, “Хоббит, или Туда и обратно” |
2 |
1 |
1 |
Отзыв на прочитанную книгу |
23. |
Социалистический реализм в зарубежной литературе (обзор) |
2 |
1 |
1 |
Доклад Сообщения |
24. |
Д. Олдридж “Последний дюйм” |
3 |
2 |
1 |
Очерк |
25. |
Реализм в зарубежной литературе ХХ века (обзор) |
2 |
1 |
1 |
Работа с литературной энциклопедией |
26. |
Э. Хемингуэй “Старик и море” |
2 |
1 |
1 |
Рецензия |
27. |
Современная научная фантастика Р. Бредбери “Вино из одуванчиков” |
2 |
1 |
1 |
Рецензия |
28. |
Зарубежный детектив 20 века (обзор) Ж. Сименон “Первое дело Мегрэ” |
1 |
1 |
||
Зарубежная литература ХХ века (обзор) |
17 |
11 |
6 |
||
29. |
П. Вежинов “Барьер” |
2 |
1 |
1 |
Энциклопедическая справка о писателе |
30. |
Р. Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” |
1 |
1 |
Характеристика литературного героя | |
31. |
А. Мердок “Черный принц” |
2 |
1 |
1 |
|
32. |
Дж. Апдайк “Кентавр” |
1 |
1 |
||
33. |
С. Кинг “Мертвая зона” |
2 |
1 |
1 |
|
34. |
Х. Кортасар “Преследователь”, “Другое дело” |
2 |
1 |
1 |
|
35. |
Умберто Эко “Имя розы” |
1 |
1 |
||
36. |
Курт Воннегут “Колыбель для кошки”, “Завтрак для чемпиона” |
2 |
1 |
1 |
|
37. |
Г. Белль “Глаза клоуна”, “Посторонний” | 1 |
1 |
||
38. |
Б. Селинджер “Над пропастью во ржи” |
2 |
1 |
1 |
|
39. |
Резервный урок |
1 |
1 |
||
68 |
40 |
28 |
Содержание программы факультативного курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”.
Реализм.
10-й класс.
Тема № 1.
Реализм как творческий метод и художественная система. Писатели – реалисты в борьбе за реализм. Своеобразие концепции мира и человека в реалистической литературе. Взаимодействие реализма и романтизма в XIX веке. Понятия: мировой литературный процесс реализма, романтизм как литературные направления.
Тема № 2.
Ч. Диккенс “Приключения Оливера Твиста”, “Рождественская песнь в прозе”.
Чарльз Диккенс – великий романист, крупнейший английский писатель-реалист XIX века. Достоевский, Белинский, Л. Толстой о мастерстве, нравственном содержании и национальном своеобразии творчества Диккенса и его близости русским читателям. Воплощение нравственного идеала Диккенса в образах добрых и отзывчивых людей. Гуманизм Диккенса. Обличение зла и утверждение добра, проявляющиеся в счастливых концовках романов Диккенса. Юмор, ирония, сатира в его произведениях. Дети и их нелегкие судьбы в романах Диккенса: Оливер Твист, Дэвид Копперфилд, Флоренс и Поль Домби. Мастерство Ч. Диккенса – реалиста. Роман “Приключения Оливера Твиста”. Диккенс о своей главной задаче: “изобразить суровую правду жизни без всяких прикрас”. История сироты Оливера, одиночество беззащитного ребенка в жестоком и несправедливом мире. Верность жизненной правде в описаниях работного дома, лондонских трущоб, мира воров и преступников. Присущий Оливеру дух протеста, встреча с добрым мистером Браунлоу, меняющая судьбу героя романа. Реальное и сказочное в “Рождественской песне о прозе”. Образ Скруджа – воплощение эгоизма, скаредности и бездушия дельца. Соответствие жанру рождественской сказки перерождение скряги Скруджа в доброго человека. Сопоставление Гобсека и Скруджа. Широкая известность произведений Диккенса в России. Стихи о Диккенсе и его книгах Антокольского (“Диккенс”), Мандельштама “Домби и сын”, Асеева “Тайна Эдвина Друда”, Маршака “Холодный дом”. Практическое занятие: составить краткую энциклопедическую статью, характеристику литературного героя, сопоставить их (план смотрите в заключении). Понятия: юмор, сатира.
Тема № 3.
П. Мериме “Матео Фальконе”. Психологизм Мериме. Психологические и реалистические элементы в новелле. Особенности художественного конфликта и идейного звучания произведения. Понятие: психологизм писателя, новелла, конфликт, идея. “Хроника времен Карла IX”. Исторические хроники П. Мериме. “Хроника времен Карла IX” - выдающееся достижение в развитии жанра французского исторического романа. Понятие: исторические хроники. “Этрусская ваза”. Система образов в произведении. Противоречивость образа Сен-Клера. “Этрусская ваза” - изображение нравственных законов буржуазного мира. Понятие: тема, идея. “Таманго”. Особенности конфликта произведения: героического и низменного в жизни. Практическое занятие: составить отзыв на прочитанную книгу (план смотрите в заключении).
Тема № 4.
История молодого человека в реалистическом романе 19 века: “Красное и черное” Ф. Стендаля и “Отец Горио” О. де Бальзака. Ф. Стендаль “Красное и черное”. Стендаль – французский писатель, автор социально-психологических романов. Историческая тематика и проблема бонапартизма в произведениях писателя. Эстетические взгляды Стендаля – реалиста. Человек – главный объект творческих интересов Стендаля. О романе как зеркале, отражающем многообразие мира. Роман “Красное и черное”. Смысл названия. История карьеры одаренного молодого человека из третьего сословия, причины ее крушения и гибели героя. Эволюция мировоззрения Жюльена Сореля. Противопоставление двух главных женских образов Луизы де Реналь и Матильды де Ла-Моль. Мастерство психологического исследования характеров в романе Стендаля. Высокие оценки романа Стендаля Пушкиным, Вяземским, Л. Толстым. Роман А.К. Виноградова “Три цвета времени” о жизни Стендаля. Фильм русского режиссера С.А. Герасимова и французский фильм с Жераром Филиппом в роли Жюльена Сореля. Понятия: роман. Практическое занятие: составить краткую энциклопедическую справку, написать характеристику литературного героя, рецензию на роман (фильм) (план смотрите в заключении).
Тема № 5.
О. де Бальзак “Отец Горио”. Оноре де Бальзак – создатель “Человеческой комедии”, крупнейший французский писатель – реалист 19 столетия. Предисловие Бальзака к “Человеской комедии” как эстетический манифест его творчества. Бальзак о влиянии среды и условий жизни на формирование его характера и взглядов. Место романа “Отец Горио” в художественном мире “Человеческой комедии”: история карьеры Эжена Растиньяка и история жизни отца Горио – основные и взаимосвязанные сюжетные линии романа. Контрасты Парижа. Пансион Воке и его обитатели. Картины жизни и нравов светского общества. Мастерство Бальзака – создателя типических характеров. Изменение взглядов Растиньяка под влиянием среды. Проблема нравственного выбора в мире эгоизма, корыстолюбия, попрания справедливости. Драматизм судьбы отца Горио, разоренного и обманутого дочерьми. Разрушение родственных связей в трагедии “Король Лир” Шекспира и в романе “Отец Горио” Бальзака. Интерес к творчеству Бальзака в России. Белинский об “Отце Горио”. Признание огромного таланта Бальзака Л. Толстым. О. де Бальзак “Шагреневая кожа”. Тема судьбы молодого человека и тема могущества золота в произведении. Понятие: писатель-реалист. Практическое занятие: написать сочинение-рассуждение по прочитанной книге, отзыв (план смотрите в заключении).
Тема № 6.
Г. Флобер “Воспитание чувств” (I – II часть). Судьба молодого человека в буржуазном обществе. Утрата иллюзий и “огрубление души”. Романтизм Фредерико Моро. Женские образы в романе. Новаторство Флобера. “Госпожа Бовари”. Провинциальные нравы в романе Флобера. Флобер – романист. Тема и сюжет романа. Образ Эммы Бовари. “Госпожа Бовари” - это я!” (Г. Флобер) Практическое занятие: написать отзыв, составить характеристику литературного героя (план смотрите в заключении).
Тема № 7.
Г. Гейне “Книга песен” (1827). Лирические стихи раннего периода. Трагическое одиночество героя. Сочетание романтического и реалистического в поэзии. Влияние народных немецких песен на творчество Г. Гейне. Практическое занятие: анализ лирического стихотворения (смотрите план в заключении).
Тема № 8.
У.М. Теккерей “Ярмарка тщеславия”. Образ Ребекки Шарп и Седли. Путь Ребекки в высшее общество. Ее нравственное падение. Новаторство У.М. Теккерея. “Повесть Ребекки и Ровена”. Дальнейшая судьба героев В. Скотта. Образ Айвенго в повести У.М. Теккерея. Практическое занятие: написать эссе по прочитанному произведению, сочинение в форме путешествия (план смотрите в заключении).
Тема № 9.
Г. Бичер-Стоу “Хижина дяди Тома”. Новаторство Г. Бичер-Стоу. Образ дяди Тома в романе. Реализм романа. Значение романа в литературе XIX века. Практическое занятие: составить краткую библиографическую справку, написать очерк о проблеме, поднятой в романе (план смотрите в заключении).
Тема № 10.
Р. Хилдрет “Белый раб, или Воспоминания беглецов”. Значение повести в борьбе с расизмом. Практическое занятие: написать отзыв о прочитанной книге.
Тема № 11.
Итоговое занятие.
Содержание программы факультативного курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”.
Развитие критического реализма на рубеже XIX и XX веков.
11-й класс.
Тема № 1.
Изучение произведений крупнейших писателей новейшего времени в контексте развития современного литературного процесса. Эпос, лирика и драма в литературе 20 века. Основные жанры в творчестве писателей ХХ века. ХХ век – эпоха мировых революций, национально-освободительных народных движений. Отклик писателей на происходящее в их странах и в мире события. Антивоенная и антифашистская тема в литературе 20 века. Тема поиска нравственно-эстетических идеалов и ценностей. Писатели зарубежных стран о творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, о роли русской литературы в мировом литературном процессе. Литература и НТП. Литература и общественно-политическая жизнь. Литература и искусство ХХ века. Понятие: эпос, лирика, драма.
Тема № 2.
Развитие критического реализма. Новые черты реализма на рубеже XIX и ХХ веков (обзор). Принципы реалистической типизации как средство отражения глобальных противоречий в обществе. Новелла Ги де Мопассана “Мой дядя Жюль”. Понятие: новелла.
Тема № 3.
Усиление публицистических тенденций в литературе критического реализма. М. Твен “Соединенные Линчующие Штаты” Понятие: публицистика.
Тема № 4.
Разоблачение буржуазного индивидуализма Д. Голсуорси “Спасение Форсайта”. Практическое занятие: отзыв на произведение (план смотрите в заключении)
Тема № 5.
Осмысление роли литературы в жизни общества. Т. Манн “Тонио Крегер”. Практическое занятие: написать характеристику героя (план смотрите в заключении).
Тема № 6.
Символизм в зарубежной литературе 19 и 20 века. Эстетические принципы символизма. Понятие символа в искусстве. Строение символического образа, его многообразность. Музыкальность поэзии символистов, передача тончайших оттенков, переживаний, настроений, чувств. Представление символистов о двух мирах – реальном (видимом) и идеальном (желаемом). Понятие: символизм. Практическое занятие: доклады, сообщения учащихся.
Тема № 7.
Поэзия европейского символизма П. Верлена, А. Рембо. Поль Верлен – вождь и теоретик французского символизма. Стихотворение “Искусство поэзии” как художественный манифест символизма. Противопоставление рассудочному красноречию музыкальности, ясности и логике – намеков и полутонов рифме – свободного стиха. Выявление соответствий между звуком и цветом, стремление согласовать лирику с живописью, желание “говорить о неясном неясно” в сонете “Гласные”. Сочетание лирических и иронических интонаций в поэзии Рембо. Обращение к поэзии французских символистов русскими поэтами рубежа 19 и 20 веков. Переводы стихов Бодлера, Верлена, Рембо, сделанные Бальмонтом, Брюсовым, Сологубом, Пастернаком. Практическое занятие: анализ лирического стихотворения (план смотрите в заключении).
Тема № 8.
Символическая драма М. Метерлинка “Синяя птица” Морис Метерлинк – бельгийский драматург – символист. Пьеса “Синяя птица”. Тема поисков счастья. Связь пьесы Метерлинка с фольклором. Символика образов, созданных драматургом. Понятие: символ, символизм. Практическое занятие: написать краткую библиографическую справку о писателе.
Тема № 9.
О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”. Эстетические принципы писателя (предисловие к роману). Символическое воплощение идеи нравственной чистоты и красоты искусства в романе. Образ лорда Генри и авторская поэзия в романе. Гуманизм романа. Практическое занятие: рецензия (план смотрите в заключении).
Тема № 10.
Неоромантизм в зарубежной литературе 19 и 20 века (обзор). Понятие: неоромантизм. Практическое занятие: доклады, сообщения учащихся.
Тема № 11.
Неоромантизм в борьбе с декадансом. Проблема добра и зла в литературе неоромантизма. Р. Стивенсон “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”. Понятие: декаданс. Практическое занятие: составление образца дневниковых записей (смотрите план в заключении).
Тема № 12.
Демократизм неоромантической литературы. Р. Киплинг “Лиспет”. Образ Элизабет Лиспет. Новаторство Рельярда Киплинга. Практическое занятие: составить краткую библиографическую справку о писателе.
Тема № 13.
Психологизм неоромантической литературы Э. Бирс “Случай на мосту через Совиный ручей”. Понятие: психологизм. Практическое занятие: отзыв на произведение (смотрите план в заключении).
Тема № 14.
Натурализм в зарубежной литературе 19 и 20 века (обзор). Э. Золя. Понятие: натурализм.
Тема № 15.
Творчество Э. Золя и его значение в истории мировой художественной литературе. Э. Золя – создатель теории натурализма. Э. Золя “Жерминаль”. Проблема труда и капитала. Картины чудовищной эксплуатации трудящихся. Семья Маз. Праздная жизнь рантье Гренгуаров. “Жерминаль” - роман о пролетариате, правдиво показывающий условия его жизни и закономерность его возмущения. Практическое занятие: характеристика литературного героя (см. план в заключении).
Тема № 16.
Модернизм в зарубежной литературе ХХ века. Авангардистские течения в литературе начала ХХ века: сюрреализм и экспрессионизм как предвестники модернизма. Формирование модернизма как литературного направления в 1910 – 1920 годы. Отражение в творчестве писателей – модернистов нового художественного мышления, мировосприятия своих современников. Эксперименты в прозе и поэзии. Поиски новых приемов самовыражения, передача потока сознания и мгновений бытия. Основоположники модернизма М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка. Понятие: модернизм. Практическое занятие: доклады, сообщения учащихся.
Тема № 17.
Франц Кафка “Превращение”. Художественный мир произведений Ф. Кафки, передающий трагическое восприятие человека в антигуманном и абсурдном мире. “Превращение” - повесть о трагической судьбе человека, пребывающего в атмосфере ужаса и безысходности, порожденной эгоизмом и бездушием окружающих. Практическое занятие: анализ прозаического произведения (смотрите план в заключении).
Тема № 18.
Литература экзистенциализма (обзор). Понятие: экзистенциализм. Практическое занятие: доклады, сообщения учащихся.
Тема № 19.
Ж. Ануй “Жаворонок” как экзистенциалистическая драма – мифология. Практическое занятие: отзыв на прочитанную книгу (смотрите план в заключении).
Тема № 20.
О. Хаксли “О дивный новый мир” как антиутопия. Понятие: антиутопия. Практическое занятие: эссе как жанр сочинения (смотрите план в заключении).
Тема № 21.
Романтические тенденции в зарубежной литературе. Понятие современной философской фантастики (обзор). Понятие: философская фантастика. Практическое занятие: доклады, сообщения учащихся.
Тема № 22.
Джон Руэл Рональд Толкиен “Властелин колец”, “Хоббит, или Туда и обратно”. Связь этих произведений со средневековыми легендами и сагами. Борьба добра и зла – главная тема произведений Толкиена. Повесть “Хоббит, или Туда и обратно”. Мир хоббитов и их приключения. Картина вымышленного мира в волшебной эпопее. “Властелин колец” - книга о правде нравственных законов над злом. Практическое занятие: составление отзыва на прочитанную книгу (смотрите план в заключении).
Тема № 23.
Социалистический реализм в зарубежной литературе (обзор). Понятие: социалистический реализм. Практическое занятие: доклады, сообщения учащихся.
Тема № 24.
Психологизм Д. Олдриджа. Тема человеческого взаимодействия и связи поколений. Д. Олдридж “Последний дюйм”. Понятие: психологизм. Практическое занятие: очерк как жанр сочинения (смотрите план в заключении).
Тема № 25.
Реализм в зарубежной литературе. “Гимн непобедимости человека” (обзор). Понятие: реализм. Практическое занятие: работа с литературной энциклопедией.
Тема № 26.
Эрнест Хемингуэй – американский писатель ХХ века, участник его важнейших событий. Сведения о жизни и творчестве Хемингуэя – классика американской прозы. Повесть Хемингуэя “Старик и море”. Философский характер повести. Рыбак Сантьяго – обобщенный образ человека ведущего борьбу за жизнь. Воля, мужество, упорство и опыт Сантьяго, сумевшего не сдаться и выстоять в борьбе. Ощущение единства с природой как источник силы человека. Образ моря в повести. Мальчик Манолин – опора Сантьяго. Сантьяго – учитель и наставник мальчика. Человек и Жизнь – главная проблема повести Хемингуэя. Практическое занятие: написать рецензию на произведение (план смотрите в заключении).
Тема № 27.
Современная научная фантастика. НТР и литературная фантастика. Романы, повести, рассказы мастеров научной фантастики - характерные явления литературного процесса ХХ века. Традиции Ж. Верна и Г. Уэллса в творчестве современных писателей-фантастов. Развитие и обогащение традиций в эпоху НТР. Научно-фантастическая литература в наши дни. Обращение писателей-фантастов к актуальным проблемам науки, тесно связанным с жизнью людей и будущим человечества. Р. Бредбери “Вино из одуванчиков”. Новаторство Р. Бредбери. Понятие: научная фантастика. Практическое занятие: рецензия на прочитанную книгу (план смотрите в заключении).
Тема № 28.
Зарубежный детектив 20 века: особенности детектива как литературного жанра. Раскрытие тайны совершенного преступления и образ сыщика – необходимые условия развития сюжета в детективных рассказах, повестях, романах. Утверждение веры в силу логики и возможности аналитического ума. Жанр детектива и мировая литература. Интенсивное развитие детектива в современной массовой литературе. Появление множества книг, написанных по шаблону и предназначенных для “легкого чтения”, далеки по своему уровню от художественной литературы. Ориентация их авторов и издателей на рыночный спрос. Создание руководств по написанию детективов. Ж. Сименон “Первое дело Мегрэ”. Новаторство Ж. Сименона. Понятие: детектив. Практическое занятие: краткая биографическая справка.
Тема № 29-38.
Зарубежная литература ХХ века (обзор). П. Вежинов “Барьер”. Практическое занятие: составление энциклопедической статьи об авторе. Р. Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”. Дж. Апдайк “Кентавр”. А. Мердок “Черный принц”. Практическое занятие: характеристика литературного героя (план смотрите в заключении). С. Кинг “Мертва зона”. Практическое занятие: составление энциклопедической статьи об авторе. Х. Кортасар “Преследователь”, “Другое дело”. Практическое занятие: характеристика литературного героя. Умберто Эко “Имя розы”. Курт Воннегут “Колыбель для кошки”, “Завтрак для чемпиона”. Практическое занятие: составление энциклопедической статьи об авторе. Г. Белль “Глаза клоуна”, “Камю”, “Посторонний”. Д. Селинджер “Над пропастью во ржи”. Практическое занятие: написание характеристики литературного героя.
Тема № 39.
Итоговое занятие.