Интеллектуальная перемена
Перед началом урока на экране идет показ слайдов с высказываниями известных литературных героев, которые характеризуют их взгляды.
Начало урока
Учитель приветствует учеников в непривычной для них форме (дети не присаживаются, понимая, что такое приветствие не свойственно данному учителю).
- Здравствуйте, дамы и господа, я рада вас видеть в этом уютном кабинете.
- Привет всем! Ну что? Готовы поработать на уроке?
Учитель видит недоумение детей. Дети не торопятся присаживаться.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь (дети садятся).
Слово учителя. Скажите, ребята, что вы сейчас наблюдали?
(дети говорят, что для учителя эти приветствия в начале урока нехарактерны за исключением последнего).
Учитель просит прочитать высказывания известных людей и ответить на вопрос «Что объединяет данные высказывания?»
Слово учителя. Можете ли вы назвать цель нашего урока?
Дети выходят на цель: Определить значимость речи при характеристике персонажа.
Учитель предлагает посмотреть фрагмент из фильма «12 стульев» про Эллочку Щукину и охарактеризовать ее по речи.
Учитель напоминает, что на столах учащихся лежат информационные карты, с помощью которых они могут сказать об особенностях речи человека, персонажа.
2 этап. Работа с текстами из романа Шолохова «Поднятая целина».
Тексты в приложении (по группам). Отрывки из романа, характеризующие деда Щукаря (особенности его речи)
Слово учителя. Познакомьтесь с представленными фрагментами и расскажите о герое романа. Работайте с текстом, намечайте план своего ответа.
- Как зовут героя романа?
- В какое время он живет?
- Что является отражением данной эпохи?
- Что вы можете сказать о герое, исходя из его речи.
- Определяет ли речь этническую принадлежность?
Прочитайте свое видение (характеристику) героя.
Учитель. А каким же предстает дед Щукарь в иллюстрациях и фильме Александра Иванова? (просмотр фрагмента)?
Совпало ли ваше представление о нем?
3 этап. «Озвучка» фильма
Слово учителя. Ребята, помогите воссоздать речь персонажа. Узнали ли вы героя? (фрагмент из фильма «Тарас Бульба». Речь Тараса о товариществе). Можете ли вы представить характер его речи по жестам, по тому, как реагируют его товарищи на слова Тараса. Напишите его речь.
Результат. Дети читают свои работы.
Слово учителя. Ребята, насколько значима речь при характеристике персонажа.
Вывод: дети делают вывод о том, что речь может характеризовать героя, указывать на его нравственные качества.
Видеоролик «Сто великих речей»
https://drive.google.com/drive/folders/1P_SbuTnCf7OXPea-0197cjGeWvV4z_-A?usp=sharing