Проблема развития речи школьников приобретает всё большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства меняют стиль общения между людьми, преобразуют его в сторону расширения тематики, более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника.
Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением ее внутреннего мира.
Развитие устной и письменной речи школьников - одно из стержневых направлений в методике преподавания литературного чтения. Большой вклад в разработку проблемы внесли В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, Н.В. Колокольцев, современные ученые М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская и др.
Литературное чтение как учебный предмет, изучающий искусство слова, создает особые условия для овладения учащимися приемами творческого труда, исследовательской поисковой работы, связанной с умением самостоятельно решать сложные проблемы, с критическо-оценочной деятельностью на материале изучаемых художественных произведений, подготовкой устных выступлений и письменных работ различных типов и жанров. В такого рода учебном труде развиваются творческие способности, школьники понимают практическую направленность своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает заинтересованность в результатах. Таким образом, формируется сознательное отношение к интеллектуальному труду.
Курс "Литературное чтение" (авт. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.) разработан для начальной школы и входит в учебно-методический комплект "Начальная школа ХХI века" (научный руководитель Виноградова Н.Ф.). Ведущей идеей курса является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению. Содержание курса обеспечивает развитие полноценного восприятия литературного произведения, осознание школьниками специфики его содержания, формы и языка, введение учащихся в мир литературы как искусства слова, формирование отдельных литературоведческих понятий и представлений.
В средствах обучения литературному чтению представлены все виды речевой деятельности - слушание и чтение художественных произведений; говорение как процесс обсуждения их достоинств и особенностей; письма - творческих работ, связанных с оценкой своего отношения к прочитанному. Характерной чертой программы является сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом. Для учащихся всех классов есть хрестоматии, в которые включены дополнительные тексты произведений, позволяющие расширить круг чтения детей и организовать дифференцированное обучение. Исходя из этого, уроки литературного чтения решают не только дидактические задачи, связанные с анализом текста, но и развивают оценочные суждения учащихся и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием или чтением конкретного произведения.
Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи уроков литературного чтения: развивать умения "видеть" слово в тексте, наблюдать за его значением, понимать, почему данное слово отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя, различать переносное, образное значение, учить использовать в собственной речи меткие слова и выражения, обучать пониманию текста, развивать навыки выразительного чтения, культуры речи, творчества.
Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения.
Широко привлекаются практические действия учащихся (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов на книгу, аннотации).
Речь - форма общения (коммуникации) людей посредством языка.
Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Речь оформляется в соответствии с нормами языка.
Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Речь, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций.
Тесно речь связана с другими психическими процессами: восприятием, запоминанием, воспроизведением. Существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, регуляции своего поведения. В зависимости от вида речевой деятельности выделяют речь внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Внешняя, или устная речь служит главным образом целям общения, внутренняя речь - непроизносимая, она играет важную роль в процессах сознания, самосознания, мышления.
Внешняя, или устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая, или разговорная речь обычно бывает не полностью развёрнутой, т.к. она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. Обычно непроизвольная, она становится произвольной, если беседа, обмен мнениями планируется заранее. Монологическая речь - высказывание одного человека, длительное время, не прерываемое репликами (например, речь лектора, оратора). Обычно требует предварительной подготовки; она рассчитана на определённую аудиторию. По своей структуре монологическая речь приближается к письменной. Имеются специальные конструкции, характерные только для устной речи (повторы, перефразовки отдельных высказываний, вопросы, обращённые к аудитории). Одно из свойств обоих видов устной речи - её плавность.
Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы
Совершенствование речевой деятельности учащихся требует от учителя опоры на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика. Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации монологических высказываний на литературные темы.
I. Репродуктивные высказывания (пересказы)
II. Продуктивные высказывания (развернутый устный ответ, сообщение, "слово о писателе", рассказ или сообщение о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке), речь экскурсовода, режиссерский комментарий, речь о герое произведения, репортаж, стихи, рассказы, сказки и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками).
Основные направления работы по развитию речи учащихся
Методика преподавания литературного чтения выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию устной речи школьников:
1). Работа над пониманием текста.
2). Пересказы художественного текста.
3). Сообщения.
По развитию письменной речи школьников:
1). Дневник читателя.
2). Отзыв о книге и работа над ним.
3). Аннотация на книгу.
Как научить пониманию текста
Во-первых, что такое "понимание текста". При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста - это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Конечно, текст - это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке - в исследовательских, а на практике - в учебных целях.
Направления в обучении пониманию текста:
1). Как научить вниманию к слову.
2). Как вести диалог с текстом.
3). Как помочь в раскрытии смысла текста.
4). Как развивать читательское воображение.
Овладение приемами понимания текста слабым ученикам позволяет почувствовать свое "могущество" над знаниями ("Я могу!"), а сильным открывает дорогу к новым вершинам.
Но всего дороже, конечно, тот огонек сотворчества, который появляется в глазах учителя и ребят на уроке литературного чтения, и удовлетворение от работы, которое бывает тогда, когда ты понимаешь и тебя понимают.
Пересказы художественного текста
Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся младших классов. Пересказы могут быть следующих видов:
1. Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом ("своими словами"), и художественный - близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста.
2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное, отграничив их от второстепенного.
3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ.
4. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа.
Сообщения (доклад)
Сообщения
являются видом устного монолога учащихся на уроках литературного чтения. Работа по выработке умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности преподавания детской литературы, вооружению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности. Сообщения помогают учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь во взаимосвязи.Требования, предъявляемые к речи учащихся младших классов
Анализ работ М.Р.Львова, Н.Н.Светловской, Т.А.Ладыженской, Т.Г.Рамзаевой и др. позволил более подробно изучить и сформулировать основные требования, предъявляемые к речи учащихся младших классов. Они же являются критериями оценки ученических устных и письменных высказываний:
Ясность речи. Речь должна быть доступна слушателю, ориентирована на восприятие адресатом. Говорящий учитывает возможности, интересы и другие качества адресата. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса. Речь должна быть коммуникативно целесообразна в любой ситуации и зависеть от цели высказывания, от условий обмена информацией.
Выразительность речи
, качество предполагающее воздействие на слушателя с помощью яркости языка и убедительности.Правильность речи.
Данное качество обеспечивается соответствием литературной норме (грамматическая, орфоэпическая - для устной речи).Богатство языковых средств.
Умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы и структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание.Точность речи.
Это требование предполагает умение не просто говорить, но и выбрать для поставленной цели оптимальные языковые средства - такие слова, словосочетание, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства школьника.Логичность речи.
Речь должна быть последовательной, четко построенной, связанной в своих частях. Логичность предполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказывание.Содержательность речи.
Это качество зависит от того, насколько ученик знает то, о чем говорит. Когда высказывание построено на знании норм речевого этикета, фактах, наблюдениях, когда тщательно обдумано, тогда оно содержательно, и, как правило, результативно (убедительно, услышано, понято, принято).Письменная речь
Записи о прочитанном. Дневник читателя
Цицерон сказал: "Перо - лучший учитель". Работа с книгой требует умения читать, записывать свои мысли о прочитанном, делать выписки из текста.
Выписки помогут лучше вам усвоить содержание книги, оценить, надолго запомнить ее. Кажется совсем забытая книга, в памяти сохранилось лишь ее название, но стоит взглянуть в свои записи, пусть хоть самые короткие, оживут целые страницы, образы любимых героев. Выписки могут быть дословными, тогда они называются цитатами или свободными, когда мысли автора излагаются читателем самостоятельно. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать полностью, надо стараться записать своими словами.
Формы записи о прочитанном разнообразны. Помимо выписок из книг, существует дневник читателя. Дневник читателя - читательская биография человека, способ продолжительного сохранения информации о прочитанных книгах, один из методов углубленного восприятия художественной литературы, способ развития мышления и письменной речи школьников.
Форма ведения (примерная) дневника:
- Автор. Заглавие.
- Время прочтения книги.
- Тема.
- Основные герои произведения.
- Впечатления, вызванные книгой.
- Строки, которые особенно понравились.
Записи о прочитанном. Отзыв о книге
Отзыв - это отклик, отзвук, мнение. В школе под отзывом понимают особый вид сочинения, в котором ученик рассказывает о своей реакции на то или иное литературное произведение. В отзыве ценится субъективный взгляд читателя, продиктованный личностным восприятием текста. Рассказывая о своем впечатлении от книги, читатель, так или иначе, рассказывает о себе. Он дополняет книгу своими воспоминаниями, догадками, представлениями.
Связь восприятия с внутренним миром человека
делает читательский отзыв незаменимо ценным
документом для учителя. В отзыве виден человек в
момент его счастливого сближения с искусством.
Он раскрывает то индивидуальное во внутреннем
мире читателя, без чего невозможен личностный
контакт с ним на почве литературы.
Анализ детских читательских отзывов позволяют
выделить в них ряд разновидностей:
Отзыв-отклик. Характерная особенность - ярко
выраженная восторженная эмоциональность.
Отзыв-исповедь. Откликаясь на прочитанное,
ученик нередко рассказывает о себе, о своей
жизни, делится тревожащими его сомнениями,
пытается решить для себя какие-то важные
жизненные вопросы, на которые натолкнула книга.
Отзыв-вопрос, в котором автор не столько размышляет, сколько спрашивает: его мыслящая сила ищет ответа.
Отзыв-рефлексия. Его отличает самораскрытие,
стремление автора осознать самого себя в
контексте прочитанной книги.
Отзыв-рекомендация. Рассказ о прочитанном
адресуется потенциальному читателю, которого
автор пытается заинтересовать книгой.
Отзыв-деталь. Внимание читателя в книге приковано к определенной мелочи, которая ему представляется существенной и что-то раскрывает ему в жизни. Об этом он и пишет в отзыве. Отзыв-ассоциация. Отталкиваясь от книги, поразившей воображение, читатель начинает сам творить, дополнять текст своими собственными образами или целыми ситуациями.
Отзыв-воспоминание: "Когда мне было 5 лет, а
моей сестре 7, мама впервые познакомила нас с
удивительной книгой Р. Киплинга "Маугли". Наша
маленькая квартирка долгими зимними вечерами
превращалась в джунгли с лианами, сестра - в
Багиру, мама - в мать Волчицу, папа - в отца
Волка, а я - в маленького Маугли. Мама усаживала
нас вокруг себя, укутывала теплым пледом и тихим
голосом читала:А я забывала обо всем на свете!".
Здесь названо несколько разновидностей
читательских отзывов детей. Ими не исчерпывается
их разнообразие. Перечень можно было бы
расширить, включив в него отзыв-мечту,
отзыв-размышление, отзыв-перевоплощение и
многие другие. И какими бы наивными они ни были,
все они по-своему интересны и несут на себе
печать индивидуальности их авторов, образ
внутреннего мира читающего ребёнка. Отзывы
младших школьников краткие и сопровождаются
рисунками.
Как написать отзыв о книге
Читать хорошо - значит, как следует понимать и
обдумывать прочитанное.
Отзыв о книге - продуманное личное мнение,
суждение человека о прочитанной книге,
содержащее оценку поступков героев и
происходящих событий.
Стоит не только записывать мысли автора, но и
свои собственные, которые возникают у тебя при
чтении книги. Это обязательное условие для
серьезной работы с книгой. Мысли, возникающие у
нас при обдумывании книг, нередко бывают очень
ценными. Чем больше наших собственных мыслей,
знаний, эмоций вовлекается в работу, тем лучше
результат.
Можно записывать свои мысли по поводу
прочитанных книг в особую "личную" тетрадь. Это
будет твой личный читательский дневник.
Только не надо забывать записывать
библиографические данные о книге (набор сведений
о книге, расположенных в определенном порядке).
И самое главное: учись оценивать каждую
прочитанную тобой книгу, анализируя действия ее
героев.
Примерный план отзыва о прочитанной книге:
1. Автор, название, жанр книги.
2. Кому, по вашему мнению, будет интересна книга?
3. Время и место действия книги. О чем она (не
пересказывать все содержание)?
4. Основные персонажи книги.
5. Как начинается книга? Насколько интригует
завязка?
6. Каков конфликт? Насколько он показался вам
интересным, важным для современной жизни? Какая
проблема поставлена автором в книге?
7. Чем интересна книга в целом?
8. Какой эпизод особенно понравился, запомнился?
Почему?
9. Какие персонажи книги показались особенно
интересными? Кто из героев понравился больше?
Почему?
10. Какое впечатление произвел язык, стиль автора?
11. Ваше читательское мнение, ощущение, мысли по
поводу книги? Что дало вам прочтение этой книги?
Некоторые пункты плана для учащихся начальных классов можно опустить (на усмотрение учителя).
Что такое "аннотация", как ее писать?
Аннотация - небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги или статьи. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы. Рекомендуем: прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее своими словами.
Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста.
Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.
Обучение самостоятельному написанию аннотации нужно начинать с вписывания пропущенных слов, выражений и предложений в образец аннотации. Ученики получают лист бумаги, где дана аннотация с пропусками, и самостоятельно вписывают пропущенные слова. Вот пример аннотации с пропусками к рассказу Л.Андреева "Кусака":
Рассказ "_________" написал русский писатель __________. В _______ Л.Андреева рассказывается о __________________________. Писатель с ___________________ говорит о ________и ______________.
Ниже аннотации ученики по желанию могут сделать рисунок-иллюстрацию к произведению.
Заключение
По литературному чтению выпускник начальной школы должен уметь различать виды пересказа (подробный, краткий, выборочный); делить текст на смысловые части и составлять простой план, по нему рассказывать произведение; определять тему, объяснять развитие событий в тексте, находить главную мысль произведения и соотносить её с заглавием; описывать героев (их поступки и характеры), своё отношение к прочитанному. Невозможно всему этому научить, не развивая речь ребёнка.
Развивать речь младшего школьника мы должны на каждом уроке литературного чтения: и при работе со словом (ребёнок должен понимать слово, различать его переносное, образное значение, а затем умело использовать его в собственной речи); и при работе с текстом (уметь воспринимать текст, понимать смысл прочитанного, воссоздавать в своём воображении прочитанное, воспроизводить текст). Важнейшим условием литературного образования является развитие речи.
В своей работе использовала следующую литературу:
- Беседы с учителем (методика обучения): Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой.- М.: Вентана-Граф, 2001.
- Ольга Соболева. Счастье - это когда ты понимаешь// Газета "Начальная школа", 2003, № 25,26.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка/ Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1984.
- Программы четырёхлетней начальной школы: Проект "Начальная школа 21 века"/Руководитель проекта проф. Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2003.