Цель:
- продолжить знакомство с творчеством Р. Киплинга; работа над сказкой "Рикки-Тикки-Тави";
- учить осмысленному чтению;
- развивать навык беглого и внимательного чтения, навыки устной речи, творческие способности детей;
- ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
- воспитание личности со свободным и независимым мышлением.
Оборудование: компьютерная презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный этап.
Работа со слайдом № 1.
- В начале нашего урока я бы хотела, чтобы вы вспомнили одну замечательную пословицу: Чтение - вот лучшее :
- Закончите фразу.
- А кого мы называем хорошим, серьезным читателем? (Человека, который хорошо читает, понимает прочитанное, знает и любит книги и умеет их самостоятельно выбирать).
2. Проверка домашнего задания.
- Что вы читали дома к сегодняшнему уроку?
- С помощью "Пирамиды-отзыва" мы узнаем, внимательные ли вы читатели.
Работа с "Пирамидой-отзывом" (см. слайд № 2).
Пример готовой работы:
1 слово - о девочке
2 - хороший конец
3 - трактир в деревне Монфермейль
4 - тяжелая жизнь Козетты у Тенардье
5 - Козетта - сирота; незнакомец - добрый; господа Тенардье - жадные и злые, их дочери - равнодушные
6 - жалость, страх, обиду, гнев, злость, радость
7 - история со счастливым концом для главной героини
8 - реклама или рекомендация книги
В помощь учащимся предлагается текст "Дописать предложения" (слайд № 3):
- Эта книга интересна тем, что:
- В книге мне понравилось то, что:
- Книга В. Гюго заставляет задуматься о :
- Обязательно прочитайте книгу о Козетте, потому что:
Коллективное составление пирамиды-отзыва; рекламу или рекомендацию книги читают на выбор 2 - 3 ученика.
3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями великих писателей о детях и для детей.
Слайд № 4 - тема урока: Редьярд Киплинг "Рикки-Тикки-Тави".
- Какое произведение Р. Киплинга мы читали в третьем классе? (Маугли)
- Познакомимся поближе с автором замечательных историй, сказок для детей и взрослых, писателем и поэтом Редьярдом Киплингом.
Слайды №№ 5 - 11.
- Наша задача - узнать, какая великая тайна и красота таятся в сказке Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави".
4. Усвоение новых знаний.
Первичное восприятие текста сказки.
а) Чтение первой части по учебнику, с. 110 - 112. Чтение по "цепочке" по абзацам.
б) Анализ прочитанного.
- Кого мы можем назвать главным героем сказки? Почему?
Слайд № 12 - фотография мангуста.
- Похож ли мангуст у Киплинга на настоящего?
Работа с иллюстрацией учебника, с. 111.
5. Физминутка.
- Выполним несколько упражнений, станем такими же ловкими, как Рикки-Тикки-Тави.
6. Продолжение знакомства с текстом сказки.
Анализ первичного восприятия первой части сказки.
- Найдите те важные слова, которые характеризуют главного героя - мангуста и запишите их в тетрадь.
Работа на 2 минуты. Обсуждение.
- Какое качество характера, на ваш взгляд, самое главное из всех названных?
- Найдите и закончите предложение: "Нет на свете ничего труднее:".
- Как вы думаете, зависит ли от этой черты характера мангуста дальнейшее продолжение сказки?
7. Чтение второй части сказки по учебнику, с. 112 - 114
- Прочитайте вторую часть сказки про себя и определите, какие новые герои появляются в сказке.
Слайд № 12 - фотография кобры.
Чтение второй части сказки по отдельным смысловым отрывкам и по ролям.
Фут - 0,3 метра (от англ. "фут" - ступня)
Беседа после чтения, выборочное чтение.
- Прочитайте, как выглядит Наг.
- Есть ли что-то одинаковое в характерах этих героев?
Обобщение.
- Представьте, что вы - Рикки-Тикки. Что бы вы стали делать дальше?
8. Чтение третьей части сказки - комбинированно, учителем и учащимися.
Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.
- Какое событие произошло дальше?
- Вернемся к описанию мангуста в ваших тетрадях. Какие качества вы бы добавили?
Обобщение.
Чтение последней части сказки учителем.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Смогли ли мы узнать, какая тайна и красота прячутся в сказке?
Слайд № 13.
Домашнее задание: прочитать сказку; подготовиться к письменной проверке прочитанного.