Как известно, с 2009 года ЕГЭ по литературе стал обязательным испытанием при поступлении на целый ряд специальностей, в том числе таких востребованных сегодня, как “Журналистика”, “Реклама”, “Графическое искусство и дизайн” и другие. Этот факт не мог не заставить выпускников выбрать в качестве обязательного экзамена предмет “Литература”.
Мои обучающиеся тоже не стали исключением. Оказавшись в ситуации необходимости подготовить выпускников к экзамену, я начала с того, что купила литературу, которая помогла бы мне определить с чего начать работу. Проанализировав полученные пособия, я сделала вывод, что она, как правило, состоит из следующих компонентов:
- методических рекомендаций для учащихся по подготовке к ЕГЭ,
- особенностей типов заданий,
- тренировочных заданий из открытых вариантов КИМ,
- тренировочных вариантов ЕГЭ,
- критериев проверки и оценки выполнения заданий С1, С2, С3, С4, С5-1 – С5-3,
- списка художественных текстов для обязательного чтения.
Всего этого оказывается недостаточно, чтобы ответить на вопросы: с чего начать подготовку к экзамену, как разделить материал, какая научно-учебная литература может пригодиться и на подобные. Обозначилась проблема: отсутствие достаточной методической помощи в решении трудностей при подготовке к ЕГЭ по литературе
Востребованность предмета сегодня и ряд нерешенных вопросов в этой связи позволяют говорить об актуальности моей работы.
Настоящая методическая разработка имеет целью создание рекомендаций (шпаргалок) для подготовки выпускников к экзамену по литературе в формате ЕГЭ.
Свои рекомендации (шпаргалки) по подготовке к ЕГЭ по литературе я разделила на 8 частей:
- Советы психологов выпускникам.
- Структура контрольных измерительных материалов.
- Список художественных текстов в соответствии с различными литературными эпохами.
- Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4).
- Памятки анализа эпического, драматического и лирического произведений.
- Критерии проверки и оценки выполнения части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося).
- Рекомендации к сочинению-рассуждению части С5.
- Рекомендуемая литература и сайты Интернета.
Часть 1
Советы психологов выпускникам
Как подготовиться к сдаче ЕГЭ
[ www.ctege.org, www.psychologia.edu.ru]
Часть 2
Структура контрольных измерительных материалов по литературе
Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуется распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 – не более 2 часов, на часть 3 – 2 часа. Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Задания направлены на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов. Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1–С2), требующие написания ответа в объеме 5–10 предложений. Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом (С3–С4) в объеме 5–10 предложений. Выполняя задания С1–С4, нужно постараться сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик. Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом необходимо пропускать те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Приступая к выполнению заданий части 3, придется выбрать один из трех предложенных проблемных вопросов и дать на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов). За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. [www.fipi.ru]
Часть 3
Список художественных текстов в соответствии с различными литературными эпохами
Часть 4
Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4)
Задания типа С1 – С4 относятся к заданиям повышенного уровня сложности – это вопрос, на который нужно дать краткий (ограниченно развернутый) связный ответ. Выполнение заданий С1 – С4 предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса.
Оценка выполнения заданий С1 и С3
Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют. | 3 |
Оценка выполнения заданий С2 и С4
Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (2 и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют. | 3 |
[www.fipi.ru
Часть 5
Памятки анализа эпического, драматического и лирического произведений
Анализ эпического и драматического произведения
- Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения;
- Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений);
- Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
- Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности;
- Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
- Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
- Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.
Анализ лирического произведения
- Автор, заглавие;
- Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо);
- Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия);
- Сюжет, композиция, проблема.
- Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения;
- Лирический герой;
- Место автора в произведении;
- Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения;
- Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи);
- Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические); [www.metodist.ru]
Часть 6
Критерии проверки и оценки выполнения части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося)
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе | Баллы |
Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют. | 3 |
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями. | |
Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов. | 3 |
3. Обоснованность привлечения текста произведения. | |
Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.). | 3 |
4. Последовательность и логичность изложения. | |
Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов. | 3 |
5. Следование нормам речи. | 3 |
Максимальный балл | 15 |
[www.fipi.ru]
Часть 7
Рекомендации к сочинению-рассуждению части С5
Как писать сочинение?
Композиция сочинения:
Вступление
Основная часть
Заключение
1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
- содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
- представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”);
- содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
- сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).
2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
В основной части следует избегать:
- Пересказа литературного произведения;
- Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли;
Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.
3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
- Короткой, но емкой;
- Органически связанной с предыдущим изложением.
В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
[www.4ege.ru]
В заключительной части работы обозначу наибольшие трудности, которые возникают при подготовке к ЕГЭ по литературе, и пути их решения
Трудности | Пути решения |
1. Психологические: тревожность, растерянность, отсутствие четкости структурированности мышления и т.п. | 1. Сформировать внутренний план
действий; 2. Организовать рабочую зону; 3. Понять специфику работы; 4. Отобрать необходимую литературу; 5. Изучить пространство Интернета в поисках полезных ссылок. |
2. Недостаток информационной базы | 1. Обратиться за помощью к товарищам; 2. Просмотреть и отобрать необходимую литературу в каталогах библиотеки; 3. Посетить официальные сайты, подготавливающие к ЕГЭ |
3. Большой объем материала | 1. Разделить материал на удобные для
повторения блоки; 2. Создать понятийный словарик с необходимыми литературоведческими терминами; 3. Воспользоваться справочниками и пособиями типа “Все произведения русской литературы в кратком изложении”; 4. Систематизировать материал с помощью читательского дневника. |
24
5. Отсутствие необходимой практики в написании сочинений на уроках литературы. | 1.Подобрать удобную памятку для
написания развернутых ответов и необходимые
рекомендации для написания литературного
сочинения; 2. Практиковаться в написании небольших работ, анализируя эпизоды из эпических, драматических и лирических произведений в соответствии с критериями; 3. Отбирать наиболее часто встречающиеся темы сочинений части С5 и прорабатывать подробно некоторые из них. |
6. Малое количество репетиционных экзаменов в формате ЕГЭ. | 1. Систематическое прорешивание
вариантов ЕГЭ с самопроверкой; 2. Контрольное выполнение тестов с учителем литературы. |
Не стоит забывать, что по возможности необходимо последовательное чтение и изучение литературных текстов в соответствии со школьной программой!!!
Практическое использование работы:
- Психологический настрой.
- Разделение материала на удобные блоки.
- Экономия времени при поиске информации.
- Готовые памятки и алгоритмы анализа.
- Такая систематизация материала позволяет лучше подготовиться и к части С ЕГЭ по русскому языку.
Перспективными направлениями работы являются
– составление словаря в соответствии с
блоками;
– систематизация тем сочинений по разделам;
– подбор образцов сочинений части С5 и ответов
части С1-С4.