Региональное краеведение – залог патриотического воспитания

Разделы: Литература


Воспитание гражданственности, высоких нравственных качеств, патриотизма – главная задача, стоящая перед учителем литературы.

Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которое пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве, с любви к родному дому, к близким людям. И в этом огромную роль играет литературное краеведение.

Донской край – это родина А.П.Чехова и М.А.Шолохова. Лучшие традиции этих выдающихся мастеров слова продолжали талантливые писатели: В.Закруткин, М.Калинин, Б.Изюмский и др., которые внесли свой творческий вклад в сокровищницу не только донской, но и отечественной литературы.

На донской земле неоднократно бывали А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, которые полюбили этот край и воспели в своей стихах.

С историей Дона связаны имена и таких писателей, как А. Солженицын, А.Фадеев, Л.Н.Толстой, М.Горький, В.Маяковский.

Аксай – небольшой городок (4 км. от г.Ростова), но он также богат талантливыми людьми, среди которых достойное место занимают писатели и поэты, постоянно публикующие свои произведения в районных и областных издательствах. Назову лишь несколько из них. Это Б.Голотин, Ю.Трущелев, К.Щербаченко, Л.Насибулина, Н.Пастухова и мн. др.

Как мы видим, краеведческий материал очень богат и разнообразен. Поэтому ограничиваться использованием этого материала только на уроках русского языка и литературы недостаточно. Важное значение в приобщении учащихся к донскому литературному наследию имеют различные внеклассные мероприятия. Это литературно-краеведческий клуб, который действует у нас в гимназии уже много лет, экскурсии по литературным местам нашего края (хутор Кружилин, станица Вешенская – родные места М.А.Шолохова; г.Таганрог – родина А.П.Чехова, станица Пухляковская – родина А.Калинина и др.), постоянно действующая выставка “Писатели Дона – для нас”, литературные гостиные, музыкально-литературные композиции (“Великий сын Тихого Дона”- к 100-летию М.А.Шолохова; “История – гордость земли Донской”, сценарии которых были опубликованы в 2007 году).

Однако следует понимать, что региональная литература – это не “литература второго сорта”, она часть интересной, богатой и великой отечественной литературы, отражающая еще и специфику нашего края. Поэтому изучать произведения донских авторов стремлюсь в едином потоке с базовым курсом литературы путем раскрытия разнообразных связей в содержании произведений, определения сходства и различия между ними, в подборе языково-стилистических средств. В качестве примера прилагаю сценарий урока “Творчество поэтов-земляков, связь с литературной традицией, региональные мотивы их поэзии” (см. Приложение 1).

Занятия литературным краеведением углубляют знания ребят о родном крае, о поэтах и писателях, чьи имена с ним связаны, побуждают больше читать, расширяют литературный кругозор ( что очень важно в наше время). С большим интересом юные краеведы исследуют материалы, связанные с творчеством наших поэтов и писателей- земляков. Силами учащихся 9”А” класса гимназии был проведен урок-презентация “Дом памяти” – обзор лучших произведений донских писателей (см. Приложение 2, Приложение 3).

И еще, что не менее важно, литературно-краеведческая работа способствует развитию творческих способностей учащихся. Многие ребята пишут стихи, рассказы, сказки на донскую тематику. Силами этих учеников готовится к публикации сборник творческих работ, а сейчас предлагаю вашему вниманию несколько стихотворений, которые с художественной стороны, может быть, еще недостаточно совершенны, но свидетельствуют о творческих способностях юных авторов, их искренней любви к Родине, родному краю.

Родное село

Бегман Елена, 7-й класс

С детства родное село я люблю,
Там я и коз, и цыплят покормлю,
Там я играю, пою и гуляю,
Очень усердно стихи сочиняю.

Люблю вечерами смотреть на закат
И любоваться, как птицы летят.
Еще возле речки бродить обожаю,
Спелые вишни с деревьев срывая.

И понимаю, как мне повезло,
Ведь у меня есть родное село.

Донской дуб

Булгакова Валентина, 9-й класс.

Прислонившись к серой коре
Столь могучего дуба донского,
Вдруг почувствуешь, что на Земле
Необъятного очень немного.

Обнимая сухую кору,
Прижимаюсь к нему я всем телом
И боюсь потревожить тот сон
В нем движеньем моим неумелым

Прикасаюсь к нему я рукой,
Ощущая свободу навеки.
И столь сладкий, но робкий покой
Закрывает мне сонные веки.

Россия

Моя Россия – большая страна,
Моя Россия нам отдана.
Мы – дети России, и все это нам.
Если не веришь, проверь это сам!

Все нам: водопады, моря, острова,
Могучие ели, большие луга,
Огромные степи, бескрайний простор,
Нам - чистое небо и радуги створ.

Нам- яркое солнце, густые леса,
Рассветы, закаты и птиц голоса.
Нам – водная гладь, где шумит днем прибой.
Нам – ветер, несущий нас вслед за собой.

А после дождя так легко и свежо!
Вокруг все прекрасно! И так хорошо!
Душе нашей русской так хочется петь!
Есть где отдохнуть, есть что посмотреть!