Журнал «Литература в школе» №6 ещё в 2000 опубликовал результаты исследования культуролога Бориса Дубина, который говорил о том, что в нашем обществе изменилось место книги и характер самого чтения: «За последние годы вчетверо выросла доля нечитающих среди интеллигенции с высшим образованием, в полтора раза – доля тех из них, кто чаще всего читает детективы. Образ читателя серьёзной литературы, вообще образ читателя резко упал в цене». Сегодня, мы думаем, процент нечитающих стал ещё больше. В связи с этим необходимо пересмотреть подходы к преподаванию литературы как учебного предмета (особенно на третьей ступени образования), т.к. старшеклассники, находясь на пороге самостоятельной жизни, решают вопросы дальнейшего самоопределения, а литература как учебный предмет помогает юношам и девушкам самоопределиться в мире классики. Это, на наш взгляд, одно из условий формирования серьёзного творческого читателя.
Каким же образом мы, учителя-словесники, можем помочь нашим ученикам открыть и полюбить произведения русской классической литературы? Мы предположили, что если вовлечь учащихся в процесс освоения художественного мира писателя, то их творческая и читательская активность повысится и они более вдумчиво и осознанно будут читать художественный текст. Сформулировав нашу цель риторизации курса литературы 10 класса: помочь состояться творческому читателю, желающему и умеющему вступить в полноценный (содержательный) диалог с книгой и автором художественного текста, - мы начали искать пути ее осуществления. Помогла нам в этом риторика, которую наши ученики уже осваивали вместе с нами. Риторику (вслед за Ивановой С.Ф. и Минеевой С.А.) мы понимаем как риторическую деятельность по созданию, исполнению, рефлексии, реконструкции замысла уже созданного авторско-адресного, устного или письменного, монологического (потенциального, более или менее выраженного по средствам реализации диалога) или диалогического с разной степенью: от информирования и услаждения до убеждения, агитации и побуждения нехудожественного текста на определенную тему.
Как мы знаем, всякая полноценная риторическая деятельность есть диалог, осуществляемый при помощи различных риторических жанров
В литературе диалог – одна из форм существования данной сферы искусства. «Чтобы вступить в диалог с творцами искусства и их творениями, стать сотворцами, нужно знать «язык», иметь опыт, понимать». (Минеева С.А. «Диалог в образовательной деятельности», ч.I, Пермь, 1999г., с.7).Полноценное диалогическое общение на уроке литературы возможно только тогда, когда в диалог вступают ученик, автор художественного текста, учитель, критик, а центром этого общения становится аудитория. Участники такого диалогического общения открывают для себя и с помощью друг друга художественный текст и постигают его своеобразие.
В курсе литературы 10 класса изучаются классические произведения второй половины XIX века, «золотого века» русской литературы, когда на первый план выходит такой жанр, как роман. Сложные по проблематике, богатые идейно-художественно, эти произведения представляют определенную трудность для осмысления старшеклассниками, но без постижения сути и многогранности художественных образов невозможно реализовать триединую цель образования (культурный человек – свободный гражданин – творческая личность) и постичь русскую ментальность, поэтому для нас важно, чтобы у учащихся сложилось целостное представление о художественном мире писателя. Совместная с учащимися разработка модели изучения монографической темы позволила нам осуществить задуманное:
Модель изучения темы1 как гипертекста2.
Этап деятельности | Жанры учащихся, | |
помогающие освоению предметного содержания | обслуживающие процесс взаимодействия | |
1. Освоение биографии писателя (реконструкция исходного риторического текста (РТ) и создание собственного РТ). |
Слово о…, представление, мини-лекция, письмо, интервью, дневник писателя, комплимент. |
Обращение, Записка, совет, Памятка, инструкция, рекомендация, предложение, просьба, Благодарность, Пожелание, комментарий, Фиксация, Заявление, Ходатайство, Отчет, Похвала, Комплимент … |
2. Первичное восприятие художественного текста (ХТ) и диагностика осмысления. |
Письмо учителю, Аннотация, отзыв, Впечатление, представление (литературного героя, себя как читателя, книги). |
|
3. Постановка проблем исследования. |
Представление, Фиксация, вопрос, Комментарий, круглый стол. |
|
4. Самоопределение в проблеме исследования. |
Представление выбора, сообщение, вопрос, совет себе, пожелание, обращение. |
|
5. Исследование проблем, литературоведческий анализ ХТ. Предъявление результатов исследования в определённом риторическом жанре и промежуточная диагностика. |
Вопрос, слово о…, размышление, сообщение, доклад, похвала, хула, признание, реферат. |
|
6. Обсуждение результатов исследования. |
Беседа, круглый стол, интервью, дебаты, диспут, дискуссия. |
|
7. Рефлексия. |
Размышление, записка, письмо, дневник, исповедь, покаяние. |
|
8. Осмысление творчества писателя. Заключительная диагностика и рефлексия |
Размышление, отзыв, представление, рецензия, письмо (переписка), статья, доклад, дневник писателя, обращение, похвала, хула, реферат. |
Изучение темы мы начинаем с освоения биографии писателя и предлагаем те жанры, которые помогают освоить предметное содержание (статья учебника, воспоминания, письма и т.д.) на этом этапе путём реконструкции предложенных РТ и создания, исполнения собственных РТ разных жанров.
Следующий этап очень важный. Это диагностика осмысления и первичного восприятия художественного текста. Хотелось бы отметить, что на этом этапе работы учащиеся высказывают собственные мнения и впечатления о прочитанном в разных жанрах, опираясь только на личное впечатление и переживание. Жанры РТ, предложенные на данном этапе, помогают нам сотрудничать с учащимися и планировать нашу совместную дальнейшую деятельность. Хотелось бы особо отметить необходимость и уместность на этом этапе работы жанра «Письмо учителю». Мы считаем, что для дальнейшей диагностики и освоения следующих этапов очень важно, чтобы ученик вступил с нами в диалог. Но не все ребята могут вступить в содержательный диалог устно. Когда же старшеклассник создаёт свой целостный текст в жанре «Письмо», он более свободно высказывает свои впечатления и мысли.
Кроме того, благодаря письмам наших учеников мы ещё до изучения произведения в классе можем планировать вместе с учащимися наш путь, который конкретизируется на этом же этапе с помощью РТ других предложенных жанров и на следующих этапах нашей модели. Например, письмо ученика, написанное перед изучением романа И.С. Тургенева «Рудин» (Приложение. Текст №1)
Ещё одним жанром, имеющим большое значение на втором этапе, стало для нас представление.
С открытием жанра представления уроки литературы стали для нас с десятиклассниками праздником. Сколько творческих открытий подарил нам этот жанр, сколько вопросов, споров породили творческие работы учащихся. Мы открыли в себе таланты (даже те, кто считал, что литература не его предмет, а сочинительство – бесполезный и неинтересный труд), о которых ранее и не подозревали. И все это благодаря всем известному жанру, который в деловой риторике определяется как риторический жанр, который «принадлежит сфере социального общения и имеет две словесные разновидности: представление в неофициальных обстоятельствах и представление в официальных обстоятельствах»3. Оба вида представления объединяет «ситуация знакомства, сообщение информации о себе (или о другом), целесообразно отобранные для конкретной ситуации».
Характеризуя литературного героя, учащиеся обычно составляют план характеристики, отбирают цитатный материал, комментируют его в зависимости от целей и задач, которые ставит перед ними учитель. Опираясь на нашу концепцию риторизации литературы, мы попытались найти жанр, который позволил бы проделанную работу представить в виде риторического текста. Именно жанр представления по своим характеристикам соответствовал задачам второго этапа изучения темы как гипертекста. Выбор жанра определили ситуация знакомства самого ученика и класса с персонажем литературного произведения, умение увидеть в герое черты, определяющие отношение к нему автора и читателя. Влиятельность - еще одна особенность РТ - ставит перед учеником задачу быть убедительным, донести свою точку зрения до слушателей, что неизбежно ведет к кропотливой работе с художественным текстом.
В ходе работы над жанром представления мы выявили несколько разновидностей текстов:
- Представление себя как читателя книги – рефлексивное представление.
- Представление литературного персонажа от лица самого героя. (Приложение. Тексты №2, 3, 4, 5, 6).
- Представление литературного персонажа от лица другого героя.
Такой тип представлений имеет одну замечательную особенность: в одном тексте два представления. Мы видим в тексте представление Кудряша, но то, как это сделано, как это исполнено, формирует наше представление и о Варваре.
Всегда интересна работа на уроке с представлениями одного героя разными персонажами, что позволяет увидеть сложность человеческих отношений, неоднозначность оценок и обязательно выйти на авторское отношение к литературным героям. Открытие авторской позиции позволяет определить истинность или ложность суждений как персонажей произведения, так и читателей. А поиск истины всегда процесс сложный, но интересный, а главное, он возвращает учащихся к литературному произведению, учит вдумчивому чтению, воспитывает творческого читателя (Приложение. Тексты №7,8,9).
Риторическая деятельность состоит из трех этапов: замысливания РТ, исполнения и рефлексии. Этап исполнения РТ становится для учащихся опытом общения с аудиторией, позволяет проявить свои актерские способности, расставить необходимые эмоциональные акценты, что возможно только во время выступления. Урок, который мы называем «Парад литературных герое» превращается в театр одного актера. Именно на таких уроках у учащихся есть возможность проявить все свои творческие и читательские способности, найти собеседников и оппонентов, быть интересным своим сверстникам. Для учащихся 10-11 класс утверждение своей индивидуальности – это возрастная необходимость. Поэтому, на наш взгляд, уроки литературы с использованием возможностей риторических жанров воспитываю в наших учениках читательскую индивидуальность.
Тексты, созданные и исполненные в данном жанре, дают пищу для размышлений уже не только учителю, но и одноклассникам, с которыми автор вступает в диалог с помощью своего РТ. Когда ребята представляются, у слушателей всегда возникают интересные вопросы и суждения, которые фиксируются и помогают в дальнейшем продвижении и автору, и аудитории.
Хотелось бы отметить и продуктивность работы на этом этапе с жанром «аннотация», помогающим через создание и анализ образцов выйти на те проблемы для исследования, которые дают возможность старшеклассникам самоопределиться на следующих этапах работы по модели.
Следующий наш этап – постановка проблем исследования. На этом этапе мы уже чётко формулируем проблемы исследования, высветившиеся после анализа риторических текстов предыдущего этапа и создания и исполнения РТ определённых жанров в рамках данного этапа.
Затем следует самоопределение в проблеме исследования – очень ценный и значимый для учащихся этап работы. К сожалению, достаточно часто мы, учителя, пытаемся навязать ученикам свою точку зрения, а здесь, на этом этапе нашей совместной деятельности, появляется возможность самому старшекласснику определить то, что его интересует и что для него важно, помочь и себе, и другим.
Хотелось бы особо отметить роль жанров «вопрос» и «обращение» на данном этапе работы. Данные жанры РТ позволяют учащимся не только самоопределиться, но и найти себе соратников среди одноклассников, вступить с ними в содержательный диалог.
Следующий этап – достаточно традиционный, но хотелось бы отметить и его особенность, связанную с предметностью литературы как учебной дисциплины: наряду с исследованием проблем мы погружаемся и в литературоведческий анализ ХТ, что, безусловно, помогает десятиклассникам другими глазами взглянуть на произведение, прочитанное ими. На этом же этапе (а он достаточно длительный) мы предъявляем результаты исследования в выбранном группой или индивидуально (если исследование осуществлял один человек) риторическом жанре. Любое исследование происходит комплексно: мы исследуем проблему и затем у нас рождается текст по данной теме, раскрывающий проблему, хотя деятельность на этом этапе происходит по шагам, по определённому алгоритму, который мы разрабатывали с десятиклассниками в режиме групповой работы. В ходе исследования РТ может и не вылиться в выступление перед аудиторией, но это совершенно не значит, что исследование не состоялось. В данной ситуации возможно и выступление в жанрах «заявление», «вопрос», «запрос», «представление», «рефлексивное размышление», объясняющих то, что происходило в группе, или призывающих к сотрудничеству и помощи.
Следующий этап – это обсуждение результатов исследования, которое строится как диалог нескольких соавторов: учащихся, автора ХТ, критика или литературоведа, учителя. Интересно и то, что на этом этапе можно использовать ещё и активные формы преподавания литературы: диспут, суд, заседание редакционного Совета и т.д.
Затем следует рефлексивный этап. Иногда рефлексией мы заканчиваем отдельные уроки в рамках темы, когда вместе с ребятами чувствуем, что произошло что-то важное, значимое. Чаще же мы рефлексируем в конце изучения темы.
И, наконец, последний этап. Этот этап включает и работу над итоговым РТ определённого жанра в конце изучения темы, и последующую рефлексию пути (до получения отметки), пройденного на данном - завершающем – этапе работы, когда создаётся итоговый продукт старшеклассников, позволяющий диагностировать уровень осмысления ими творчества того или иного писателя или поэта.
Итак, работа по данной модели в течение 10 класса помогла учащимся почувствовать себя творческим читателем, о чём свидетельствуют риторические тексты, созданные старшеклассниками, и их итоговые рефлексии, отрывки из которых мы приводим ниже:
- Понял, насколько важную и ключевую роль в судьбе человека играет выбор, от которого может зависеть всё дальнейшее будущее (Дима Софронов);
- Было очень интересно прожить жизнь с такими персонажами, как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер (Ксения Рыбьякова);
- Научилась сопереживать и разбираться в людях (Надежда Шутова);
- Мне стало проще видеть проблемы на страницах книги, анализировать их на уроке ( Анна Комарова);
- Я открыла для себя художественную литературу, которая мне интересна. И когда читаешь её с удовольствием, тебе легче понять её, понять те проблемы, которые в ней заложены, которые хотел раскрыть автор (Анна Коптева);
- Стало легче работать, легче анализировать произведения…Стало намного проще и интереснее (проще – не в смысле «поверхностнее», а «Без трудностей») читать и писать сочинения (Ксения Кобелева);
- Появилась привычка читать между строк, жаль! Потому что теперь абсолютно невозможно просто читать, постоянно ищу скрытый смысл. Кроме прочтения, я ещё пытаюсь делать первичный анализ действующих лиц, их поступков (Андрей Пахоруков);
- Я поняла, что все имеют разные точки зрения и со временем всё более глубокого осмысления моя точка зрения на одни вещи менялась, на другие – укреплялась. Мне кажется, нельзя однозначно трактовать роман, потому что понимание некоторых проблем приходит со временем, с более глубоким осмыслением. (Анна Простолупова);
- Я даже прочитала сама те произведения, которые мы не проходили; для этого даже нашлось время, которого раньше никогда не было (Евгения Грабарь);
- Появилось желание ещё раз встретиться с авторами ХТ, перечитать те или иные произведения или прочитать другие произведения автора (мнения нескольких учеников);
- Я бы сказал, говоря литературным языком, я преобразился. Я - «новый человек». (Владимир Пак)
Каковы же достижения педагогов?
- Мы смогли посмотреть на свой учебный предмет и осмыслить его через возможность деятельностного подхода;
- По-новому открыли для себя нравственно-философский потенциал русской литературы второй половины 19 века;
- В большей степени почувствовали себя партнёрами, соавторами учеников, нежели учителями-наставниками;
- Почувствовали себя авторами концепции риторизации литературы в 10 классе и риторических текстов, обогатили свой жанровый репертуар, создавая свои риторические тексты для учащихся. (Приложение. Тексты № 10, 11, 12)
Таким образом, процесс сотворчества учителей и учащихся, диалог с автором ХТ, друг с другом помогают формированию творческого читателя и развивают коммуникативную компетентность учащихся.
1 При разработке данной модели мы использовали концепцию поэтапного изучения темы на уроках риторики Горбач Л.В.
2 Все разножанровые риторические тексты на определённую тему в рамках учебного предмета можно рассматривать как единый ГИПЕРТЕКСТ – сложный, большой риторический текст на одну тему.
3 Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон. Современная деловая риторика. - Волгоград, 1998г. ч. II., стр.132