Региональный компонент на уроках литературы и во внеклассной работе: "Поэтический Север"

Разделы: Литература


Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Н.Языков

Введение.

Русский Север! Трудно выразить своё восхищение, преклонение перед этим краем.

Это место, где я родилась, провела своё детство, юность. В годы студенческие слушала лекции преподавателей Архангельского педагогического института Галимова Ш.З., Скепнер Л.С., многие из которых были посвящены нашему краю и оставили неизгладимый след в моей душе. Полвека я прожила на северной земле и не перестаю удивляться закатам и восходам солнца, нашим длинным белым ночам, несказанно прекрасным лесам, где в летнюю пору можно отдохнуть душой, послушать пение птиц, подышать свежим воздухом, устроить праздник на любой поляне, а осенью можно ещё и запастись на зиму ягодами и грибами, а не только любоваться ярко-пёстрым дождём падающих листьев. А зимой, когда светит солнце и падает снег, не можешь оторвать взгляд от такой великолепной картины.

И ещё Север очень дорог мне, потому что живут здесь прекрасные, добрые,

отзывчивые люди. Нравственную целительную силу Севера испытывают все, кто соприкасается с этим краем.

На своих занятиях я пытаюсь вложить в души своих учеников любовь к нашему северному краю, любовь к прекрасному, что окружает каждого из нас. Это основная цель уроков, внеклассных мероприятий, связанных с изучением поэзии Севера. Я считаю, что в наш компьютерный век, когда некогда оглянуться и посмотреть вокруг, тема эта очень актуальна.

Основные проблемные вопросы, которые я ставлю перед собой и учениками:

1. В чём заключается своеобразие стихотворных произведений поэтов Севера?

2. В каких художественных образах можно передать своё видение мира?

Мне, как учителю литературы, важно, чтобы мои ученики выросли добрыми, отзывчивыми, талантливыми людьми, любящими свою малую родину, свою землю. И я думаю, что приобщение их к творчеству северных поэтов сыграет определённую роль в становлении их характеров, их жизненной позиции.

Для достижения цели исследования, в соответствии с выдвинутой проблемой формирую следующие задачи:

1). Вчитаться, вдуматься в строки каждого стихотворения, посвящённые Северу, нарисовать, мысленно представить картины, запечатленные в них.

2). Научиться понимать окружающий нас мир, ценить людей, которые рядом, и бережно относиться к природе, которая дарит нам радость жизни.

3). Научить выражать свои мысли в стихотворных строках, анализировать

поэтическую речь. Развить творческие способности учащихся.

В своей работе я использую методы:

1) исследовательский; 4) cловесный
2) дискуссионный; 5) наглядный
3) проблемно-поисковый; 6) информационных технологий

Основная часть

На мой взгляд, большие перспективы в реализации поставленных задач (см. введение) даёт проектная деятельность. Хочу поделиться своими наработками в этом направлении на примере проекта уроков и внеклассных мероприятий, связанных с изучением поэзии Севера.

Работу по изучению поэзии Севера провожу в двух направлениях:

I. Знакомлю учащихся с творчеством Н. Рубцова, Н. Журавлёва, О. Фокиной,

А. Лёвушкина, В. И. Жилкина, В.т.Шаламова и других поэтов северной земли. Необычен и неожидан мир, созданный самобытными поэтами. Тот самый мир, где мы живём, но далеко не всегда так пристально вглядываемся в него, о котором не всегда задумываемся. Своим долгом считаю увлечь детей и повести их в прекрасный мир поэзии.

Изучение творчества поэтов начинаю в 5-ом классе и заканчиваю в 11-м на уроках литературы, на классных часах, на внеклассных мероприятиях.

Наибольший интерес вызывает творчество Н.Рубцова, так как не ослабевает интерес к его поэзии в наши дни, популярность среди читателей остаётся устойчивой, то есть можно говорить об истинном признании, об актуальности его поэзии.

Около трёх десятков песен на стихи Н.Рубцова написал композитор А.С.Лобзов, который В его поэзии почувствовал "новую поэтическую стихию", выражающую духовные искания современного человека. Поэт потряс его до глубины души "глубинным ощущением причастности к судьбам" нашей Родины, мощью и искренностью чувства. "Пошли в народ" песни Н.Рубцова. И верится, это только начало нового, но уже и проторенного пути.

Изучение творчества Н.Рубцова в 11 классе подразделяю на несколько этапов.

I этап - определяем тему: "Поэтический Север в творчестве Н.Рубцова". Выявляем проблемную ситуацию:

а). Какой он, поэтический Север, в творчестве Н.Рубцова?

б). Какую "новую поэтическую стихию" почувствовал композитор А.С.Лобзов, написавший около 30 песен на стихи Н.Рубцова.

Объясняю учащимся цель, задачи предстоящей деятельности:

1). Пробудить интерес учащихся к чтению поэтических текстов, связанных с темой родного края;

2). Проверить уровень сформированности навыка составления письменного и устного высказывания по теме;

3). Подготовить учащихся к написанию творческих работ.

II этап. Анализируем проблему, определяем пути нахождения источников информации. Учащихся я консультирую, объясняю, что нужно найти как можно больше информации о творчестве Н.Рубцова (в библиотеках, на сайтах Интернет). Затем происходит распределение по группам:

1). Биографы выбираются из числа учащихся, которые умеют отбирать нужный материал. Они готовят пересказ о жизни и творчестве поэта Н.Рубцова. Готовятся к яркому эмоциональному выступлению.

Инструктаж:

- Подберите нужный биографический материал о поэте Н.Рубцове.

- Отберите тот материал, который относится к теме "Поэтический Север в творчестве Н.Рубцова.

- Распределите материал между собой так, чтобы каждый из группы выступил.

2). Актёры готовят выразительное чтение наизусть стихотворений Н.Рубцова о нашем Севере.

Инструктаж:

- Какие чувства, настроения, мысли передаёт автор в своих стихах?

- Поработайте над мимикой, жестами, голосом, чтобы стихи интересно было слушать.

3). Исследователи готовят анализ стихотворений Н.Рубцова.

Инструктаж:

- Проконсультируйтесь с группой (N2 2), которая будет учить стихи, напишите к этим стихам анализ.

- Определите тему, идею, композицию стихотворений.

- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, создавая образ малой родины? Какую лексику использует?

- Какие размеры стиха использует Н.Рубцов, какую рифму?

- Напишите анализ стихотворений.

4). Оформители должны подготовить выставку книг, иллюстраций о творчестве Н.Рубцова. Написать рефераты на тему "Жизнь и творчество Н.Рубцова".

Инструктаж:

- Классифицируйте материал, созданный в процессе исследовательской деятельности.

- Обсудите, у кого реферат получился лучше, почему?

- Представьте материал в печатном виде.

- Сделайте рисунки к стихам.

5). Компьютерщики должны помочь группам найти материал о творчестве Н.Рубцова на сайтах в сети Интернет.

Инструктаж:

- Как и где найти материал о творчестве Н.Рубцова (можно обратиться к учителю информатики).

- Что нужно распечатать, что сканировать?

- Помочь с написанием рефератов группе оформителей (можно сделать компьютерную презентацию проекта).

6). Поэты пишут собственные стихи о северном крае.

Учащиеся каждой группы могут получить дополнительные консультации по выполнению заданий. Они могут обратиться за помощью к учителю информатики или к учащимся-консультантам, имеющим опыт работы на компьютере.

Такая форма работы позволяет не только развивать навыки исследовательской работы, но и активизирует учащихся, помогает осуществить индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, интересов и возможностей, дифференцировать задания по уровню сложности.

Ш этап. Происходит поиск нужной информации, проведение исследований, промежуточный отчёт по группам.

Если есть необходимость, консультирую учащихся.

IV этап. Учащиеся представляют результаты своей работы. Коллективно оценивают свои результаты. Создают черновые варианты работ. Моя роль - участие в обсуждении и оценке результатов.

V этап. Учащиеся дорабатывают свои задания, выполняют работы.

VI этап. Происходит защита групповых работ, т.е. учащиеся на уроках, посвященных поэзии Н.Рубцова, рассказывают о жизни и творчестве Н.Рубцова (1 гр.); читают наизусть стихи (2 гр.), звучит анализ к каждому стихотворению (3 гр.); при этом учащиеся могут полистать книги, посмотреть иллюстрации, подготовленные учениками 4 группы, Т.е. оформителями.

Компьютерщики (5 гр.) объясняют остальным, как можно подготовить мультимедийную презентацию по данной теме или реферат.

Затем коллективно оцениваем полученные результаты учащихся 1, 2, 3 групп, а 4 и 5 сдают свои работы. Приложение №2

Используя такие этапы подготовки при изучении творчества Н.Рубцова, учащиеся сами приобщаются к миру прекрасной поэзии, учатся вслушиваться в каждое слово, получают возможность больше узнать о нашей северной земле, её людях учащиеся узнать малую родину. При подготовке к урокам, и внеклассным занятиям используем межпредметные связи, так как поэзия неразрывно связана с художественным творчеством, с историей нашего края и с миром художественной культуры.

Так же шаг за шагом я знакомлю учащихся с творчеством О.Фокиной (приложение №1), Н.Журавлёва, В.Шаламова и других поэтов нашей северной земли.

II. Наша малая родина неразрывно связана с городом Мирный. Поэтому не случайно второе направление связано с изучением творчества мирнинских поэтов.

Цель: привить любовь к родному городу.

Задачи:

1) Познакомить с поэтами и поэзией г. Мирного;

2) Дать почувствовать, насколько красив

3) Развить воображение, научить поэтически мыслить, переживать, чувствовать.

 Этапы проекта.

1). Знакомлю с поэтами г. Мирного и их поэзией, а именно с творчеством Литовченко В.В., Барагиной О.Н., Сурмий Л.А., Сидоровой М.Л., Климовой В .М. Стихи этих поэтов становятся доброй памятью о жизни в Мирном со всеми её событиями: грустными и весёлыми, радостными и печальными. Хочется, чтобы учащиеся другими глазами увидели мир, в котором живут, чтобы научились бережно относиться к тому, что их окружает.

2). Организовываю встречи с поэтами города Мирного: Литовченко В.В., Сурмий Л.А., Барагиной О.Н.

З). Слушаем песни Нины Лысцевой на стихи Литовченко В.В. о космодроме.

4). Знакомимся с иллюстрациями в альбомах: "Первый космодром России", "Город, устремлённый в будущее", "Северный космодром России".

Результатом такой работы становится творчество самих учащихся. Это проба пера, возможность впитать всё лучшее у других поэтов и попробовать написать своё, личное, выстраданное, увиденное и пропущенное через сердце. Так рождаются новые стихи, некоторые из них были представлены на конкурс и заняли призовые места (Приложение №2).

Так учащиеся начинают творить сами и порой увлекаются так, что и после окончания школы увлечение поэзией не проходит. Таких стихов достаточно много. Создана мультимедийная презентация творческих работ на тему "Мой город".

Заключение.

Изучая творчество поэтов Севера, приобщаясь к написанию собственных стихов о родном крае, учащиеся по-новому начинают смотреть на мир, в котором живут. Любовь к Родине, неистребимая, мучительная и всепоглощающая нежность к её зелёным лугам и золотистым осенним лесам, её медленным водам и терпким ягодам, томливым дням и прохладным вечерам - всему - всему, без чего мы не мыслим своей жизни, проникает в душу. И, увлечённые поэзией, ученики продолжают и после окончания школы писать прекрасные стихи, слагать песни.

Так, Алексей Казарцев, выпускник 2003 года организовал в нашем городе вокальную группу "Пророк", стихи и музыку пишет сам Алексей, помогают ребята из группы. Алексей Петриёв, выпускник 2006 года, студент АГТУ выступает со своими бардовскими песнями в г. Архангельске. Некрасов Сергей, Липский Вячеслав, выпускники 2006 года, прекрасно играют на гитарах, исполняют свои песни. Фаттахов Ренат, Чумак Юлия, выпускники 2007 года, увлечённо занимаются поэзией. Список можно продолжить. Может быть, среди моих выпускников будут замечательные поэты, которые продолжат традиции наших северных поэтов - будут воспевать в стихах наш северный край.