"Былое и думы" А.И. Герцена - вершина мемуарной литературы. В этом произведении, воссоздающем целостную картину жизни, в реалистической соподчиненности сплавляются личность и ее среда, психология и социология, конкретно-историческое и общечеловеческое, идеи и чувства, история и быт, национальное и народное, лирическое и эпическое, объективное и субъективное (6). Исследователь творчества Герцена, Г.Г. Елизаветина, отмечает: "Среди книг, которыми гордится русская литература, "Былое и думы" занимают не совсем обычное место. Герцен рассказывает о себе, жизненный материал произведения автобиографичен. В то же время горизонты книги необычайно широки. Картины русской и западноевропейской действительности - и рассказ о событиях семейных; исторические обобщения - и воспоминания о любви; философские размышления - и незатухающая печаль об утратах близких" (2;5).
"Былое и думы" - произведение, которое не включено в школьную программу. Между тем книга А.И. Герцена уникальна, аналогов ей нет не только в русской, но и в зарубежной литературе. Поэтому представляется целесообразным посвятить ей занятие факультатива или элективного курса. Вниманию учащихся можно предложить отдельные главы или фрагменты глав из "Былого и дум".
Данная методическая разработка опирается на фрагменты из трех глав (2, 3 и 4) первой части "Былого и дум", в которых прослеживается влияние книги на формирование личности ребенка и подростка. Тема выбрана не случайно. Многочисленные исследования показывают, что современный подросток читает гораздо меньше подростка предшествующих десятилетий, изменился не только круг чтения современного подростка, изменились все характеристики чтения. Исследователи отмечают, что сегодня меняется модель подросткового чтения. Фрагменты из глав "Былого и дум" позволяют увидеть, какие книги волновали подростка начала XIX века, как их воспринимал юный читатель, какую роль сыграли книги в становлении его мировоззрения, в формировании его личности. На занятии предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. Кроме художественного текста, на уроке учащиеся работают и с другими текстами - афоризмами. На занятии ученикам предлагаются задания, направленные на развитие умения считывать и интерпретировать информацию, представленную не только словесно, но и в виде изображений (в данном случае репродукций, схем). После проведения занятия учащиеся получают домашнее задание, которое нацеливает их на размышления о том, что и как читают современные подростки. Выполняя домашнее задание, ученики работают с выдержками из статей различных современных исследователей. Если учащегося заинтересовала данная проблема (чтение современного подростка), он может воспользоваться указанными ссылками и ознакомиться с полными версиями статей в Интернете.
Цели занятия:
- расширить представления учащихся о русской и зарубежной литературе,
- развивать речь учащихся (устную и письменную, монологическую и диалогическую).
Оборудование:
- распечатки с репродукциями (или слайды презентации),
- распечатки с фрагментами текста из глав 2, 3, 4 "Былого и дум",
- распечатки с заданиями.
Опережающие индивидуальные задания:
- подготовить чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина "Кинжал" и К.Ф. Рылеева "Дума",
- подготовить небольшие справки о следующих персонажах: Керубино, Вертер, Карл Моор, маркиз Поза.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Определение объекта и предмета урока.
О значении художественной литературы в жизни человека хорошо сказал А. Моруа: "Книга - это двери, распахнутые в чужие души". Как вы понимаете это высказывание? (заслушиваются мнения учащихся)
Какие книги волновали умы и сердца мальчиков первой половины XIX века? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к фрагментам из 2, 3, 4 глав книги А.И. Герцена "Былое и думы" (фрагменты указанных глав в распечатанном виде выданы всем учащимся).
4. Самостоятельная работа с текстом. Задание для самостоятельной работы: прочитайте предложенные отрывки, выпишите названия книг, которые читал герой-повествователь в детстве, в подростковом возрасте.
Реализация опережающих индивидуальных заданий. Поскольку современным подросткам не известны упоминаемые в "Былом и думах" тексты и герои, нескольким учащимся до занятия предлагаются индивидуальные задания двух видов:
1) подготовить чтение наизусть ("Кинжал" А.С. Пушкина, "Дума" К.Ф. Рылеева),
2) подготовить небольшие справки о героях (Керубино, Вертер, Карл Моор, маркиз Поза).
6. Работа с полученной информацией. Попробуйте сгруппировать выписанные вами из текста Герцена названия книг. Какой принцип вы положили в основу деления книг на группы?
7. Вопросы для обсуждения прочитанных отрывков:
- Какие эмоции вызывали прочитанные книги у героя-повествователя в детстве?
- Как изменился круг чтения героя-повествователя в подростковом возрасте по сравнению с детством? О чем это свидетельствует?
- Как характеризует выбор читаемой литературы личность читающего?
- Как повлияли прочитанные книги на воображение героя-повествователя? на его представления о мире? на его представление о своей будущей судьбе? на его суждения о сверстниках? на его формирующуюся гражданскую позицию?
- Какую роль сыграла книга в развитии дружеских отношений героя-повествователя с Ником Огаревым?
- Как вы считаете, о чем говорит тот факт, что повзрослевший герой, перечитывая "Вертера", плачет над теми же страницами, что и раньше, два десятилетия назад?
9. Дискуссия. Герой "Былого и дум" читает Евангелие. Как вы считаете, должен ли современный ребенок читать Евангелие? Почему?
10. Творческая работа. Письменное рассуждение на тему: "Роль книги в жизни подростка" (до 10 предложений).
11. Итоги занятия. На заключительном этапе занятия учащиеся знакомятся с рядом афоризмов о книге. Данный вид работы позволяет вернуться к теме занятия, осмыслить всё услышанное и прочитанное, выделить главную мысль урока. Выбор афоризма из числа предложенных позволит учителю увидеть, какой след оставил в сознании учащихся данный урок.
Задание, представленное ниже, выполняется каждым учеником самостоятельно. Затем заслушиваются мнения нескольких учащихся (задание в распечатанном виде выдано каждому ученику)
Прочитайте афоризмы о книгах. Какое из этих выражений вы бы взяли в качестве эпиграфа к прошедшему уроку? Подчеркните выбранное вами высказывание. Подготовьте устное обоснование вашего выбора.
Там, где сжигают книги, будут жечь людей (Гейне)
Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет (А. Декурсель)
Общение с книгой - высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (А. Твардовский)
Случайная встреча с хорошей книгой может навсегда изменить судьбу человека (Прево)
Несомненный признак всякой хорошей книги - если она нравится тем больше, чем человек становится старше (Лихтенберг)
Книга - чистейшая сущность человеческой души (Карлейль)
Если чтение возвысило ваш дух, если оно внушило вам благородные и отважные чувства, не спрашивайте больше ни о чем: значит, книга хороша и создана рукой мастера (Лабрюйер)
На приобретенных книгах я надписываю свое имя лишь после того, как прочту их, ибо только тогда я могу называть их своими (Досси)
Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению (Фрэнсис Бэкон)
Книга - учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости (А.Навои)
Чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли (Ш. Пьермон)
Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник (Павленко П.А).
12. Домашнее задание (в распечатанном виде выдается каждому ученику).
Прочитайте выдержки из работ социологов, психологов, методистов, характеризующих отношение современного подростка к книге и процессу чтения. С чем вы согласны, с чем не согласны?
1) Результаты исследований подтверждают, что читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, с точки зрения специалистов, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека (1; 131-132).
2) Сегодня подросток - фигура достаточно противоречивая. Он заявляет, что "чтение устарело", "книг действительно интересных мало", а на уроках литературы "сплошное занудство". В то же время подросток не отказался бы от совета и толковой помощи, но не видит вокруг себя вдохновляющих образцов читательского поведения.
На другом полюсе - растерянные взрослые, которые сетуют на кризисные явления подросткового чтения, критически оценивают состояние соответствующего книжного потока, но не видят путей изменения сложившейся ситуации к лучшему. Не понимая изменившихся реалий общественной жизни, они тянут подростка в стереотипы культурного поведения 70-х-80-х гг. и проявляют крайнюю форму реагирования на современную экспансию мультимедиа культуры (3).
3) Влияние "экранной культуры" на чтение осуществляется многообразно. Чтение становится более функциональным (инструментальным): либо книга читается для выполнения школьного задания, либо - для отдыха. "Модель чтения" подростка стала больше похожа на "модель чтения" взрослого человека: часть книг - для учебы (работы), часть - чисто для отдыха (рекреации, релаксации). "Уходит" та часть подросткового чтения, которое было "для души" и, вероятно, для самообразования. Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры. Так что можно говорить о том, что пусть не в полной мере, но в какой-то степени "замещение" книжной культуры "визуальной" все-таки есть! Ярко выражен мотив: "хочу почитать что-либо легкое, развлекательное", который тесно связан с предпочтением на досуге журналов с обилием иллюстраций (что, с нашей точки зрения, также является результатам воздействия на чтение визуальной культуры). Романы читаются значительно меньше, чем раньше; в репертуаре чтения подростков мало романов зарубежной классики, десятилетиями привлекавшей предыдущие поколения (в том числе и их родителей). У современных подростков практически нет литературных героев (4).
4) Чтение и человек читающий, а значит образованный и культурный, всё больше осознаётся в развитых странах как неотъемлемая часть национального достояния. Не зря государственные программы поддержки чтения в США, Англии, Франции воспринимаются как правило, а не как исключение. И нам, в прошлом одной из самых читающих стран, обладающей одной из самых достойных образовательных программ, надо оставаться на мировом уровне (5).
Список литературы1. Дети и культура. - М.: КомКнига, 2007. - 288 с.
2. Елизаветина Г.Г. "Былое и думы" А.И. Герцена. - М.: Художественная литература, 1984. - 160 с.
3. http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=285
4. http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm
5. http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/dir_1/article_content1194854402451778file.pdf