Реализация междисциплинарного проекта "Клуб книгопутешественников"

Разделы: Литература


Школьная программа по литературе предполагает знакомство с наиболее значительными произведениями, начиная с античности и заканчивая современной литературой. Объем необходимой для прочтения и изучения литературы обширен.

Объективная ситуация такова, что многие школьники не справляются с программой, ряд произведений остается вне поля зрения. Учитель составляет рабочие программы по литературе, основываясь на федеральном компоненте Государственного стандарта. И хотя базовый уровень стандарта предусматривает преподавание зарубежной литературы, на ее изучение отводится около 5% часов от общего количества. Чаще эти занятия планируются на конец учебного года, когда в результате коррекции программы в течение года уроки по зарубежной литературе подвергаются сокращению.

Таким образом, зарубежной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. Школьники лишаются не только знакомства с шедеврами мировой литературы, но и широкого взгляда на русскую литературу, которая множеством нитей связана с мировой художественной культурой.

Истинное мировое культурное значение русской литературы невозможно увидеть вне контекста зарубежной литературы, как невозможно показать и то, что сила национальной литературы не в ее изолированности, а в открытости.

Подробное изучение произведений зарубежной литературы в рамках школьной программы вряд ли осуществимо, но такая возможность появилась с возникновением элективных курсов.

Программа элективного курса по зарубежной литературе «Клуб книгопутешественников» первоначально носила узкопредметный характер. В ходе работы по программе был выявлен ряд проблем. В частности, невозможно было без привлечения сведений по МХК связать мир фантазии и мир реальный. Кроме того, работа над пониманием номинативной, познавательной природы слова в литературном произведении неразрывно связана со сведениями о культурном наследии человечества, что является предметом изучения МХК. Разработка заданий по прочитанному произведению, основанная на применении материалов и средств художественной выразительности, потребовала от учителя литературы профессиональной компетенции по изобразительному искусству.

Выявленные противоречия нашли свое отражение в междисциплинарном проекте, к разработке которого были привлечены учителя литературы, МХК и изобразительного искусства. Приоритетной дисциплиной курса остается литература.

Программа элективного интегрированного (литература, МХК, изобразительное искусство) курса «Клуб книгопутешественников» предназначена для шестиклассников и представляет собой серию курсов под общим названием, т.е. его можно изучать как отдельный курс, посвященный одному произведению зарубежной литературы или как составную часть большого цикла.

Курс рассчитан на 1 час в неделю, 34 – в год.

Структура курса:

  1. С Алисой в Страну чудес (Л.Кэрролл «Алиса в Стране чудес»).
  2. С Гарри Поттером в Хогвартс (Д.Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»).
  3. Путешествие в Нарнию (К.Льюис «Хроники Нарнии»).
  4. С Артуром к минипутам (Л. Бессон «Артур и минипуты»).

Выбор произведений для изучения продиктован такими требованиями к программе элективных курсов, как оригинальность, новизна, а, кроме того - востребованность этих книг читателями-шестиклассниками.

Сюжет этих книг объединяет мотив путешествия главного героя по новой для него действительности, это позволило органично вписать в структуру курса произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Такое включение в программу существенно обогатит взгляд детей на современные книги, позволит им понять традиции и новаторство мировой литературы.

Особенностью программы является подход к изучению художественного произведения как к путешествию по художественным мирам. Это позволяет ребенку проявить свои творческие способности, создать свой, только ему доступный воображаемый мир, по-новому открыться в общении с одноклассниками, развить толерантное отношение к действительности, как единству многообразия. Такой взгляд на книгу дает возможность стать соавтором в открытии художественного мира, преломленного через собственное сознание, воображение.

Предлагаемый подход основан не на литературоведческом анализе, а, прежде всего, на процессе чтения, как удовольствии, свободном путешествии вслед за автором.

Заявленная концепция потребовала оригинальных дидактических материалов, которые дадут возможность учащимся работать в системе единых требований, одновременно проявляя индивидуальные способности. В качестве таких материалов для детей, посещающих курс, были разработаны путеводители (тетради на печатной основе), каждый из которых посвящен одному произведению зарубежной литературы.

Работа над дидактическими материалами показала авторам проекта, что компетентности в предмете преподавания (информационное обеспечение, создание эскизов страниц) недостаточно. Для осуществления компьютерной верстки тетрадей потребовалось умение работать в программе Publisher. На данном этапе реализации проекта учителям пришлось взять несколько уроков информатики у собственных учеников.

Странички путеводителей содержат как информацию о том или ином «объекте» придуманного мира, так и сведения о предложенной технике работы.

Структура таких путеводителей не едина для всех разделов курса, но некоторые рубрики являются обязательными:

  1. инструкция: как попасть в этот мир


  2. животный мир
  3. развлечения;
  4. ОБЖ в этом мире;
  5. карта


Главной целью предлагаемого элективного курса является формирование целостного представления о мировой литературе; формирование позитивных мотивов к изучению литературы и МХК; содействие становлению системы нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры; формирование умения применять полученные навыки во внеучебной деятельности; развитие активной позиции в оценке деятельности.

Контроль эффективности реализации данной программы проводится на каждом занятии. Учитель фиксирует уровень активности и интереса учащихся, количество и качество творческих работ, уровень и вид сформированной мотивации учащихся. Формы контроля основаны на интегрированных критериях оценивания:

  • креативность,
  • композиция художественной работы,
  • адекватность литературного текста иллюстрации,
  • качества речи,
  • отражение национального своеобразия произведения. 

Выводы по реализации проекта.

Разрабатывая эскизы для тетрадей на печатной основе, можно отметить, что это позволило идентифицировать себя с ребенком и с детским коллективом, что не всегда удается на традиционном уроке литературы или изобразительного искусства. Психологи называют эту способность педагогической эмпатийностью. Она помогает педагогу на каждом шаге педагогической деятельности осуществлять обратную связь с детьми и корректировать свои оценки и действия. Кроме того, для современного ученика часто проблемой становится участие в процессе создания образца художественно-прикладного искусства. Аккуратная работа с бумагой, клеем, красками, гербарием вызывает больше трудностей, нежели с цифровыми носителями. Поэтому было непросто мотивировать учащихся на получение удовлетворения от такого вида деятельности. Учителю перед занятиями курса потребовалось овладеть такими видами техники, как фотоколлаж, витраж, гравюра, кроме того необходимо было научиться создавать рисунки в графическом редакторе Paint.

Отбирая информацию по МХК для тем элективного курса, адаптируя ее в соответствии с возрастными особенностями шестиклассников, надо отметить, что данный элективный курс позволяет формировать представление об историко-культурной среде эпохи уже в среднем звене. Вследствие этого такие понятия, как классицизм, Возрождение, Золотой и Серебряный век литературы становятся не отвлеченными, а проецируемыми на конкретный временной отрезок.

Анализируя реализацию проекта, могу утверждать, что основным достижением считаю повышение мотивации учащихся к чтению и изучению современной зарубежной литературы, активное стремление к обогащению читательского опыта. Кроме того, на занятиях курса стал очевиден тот факт, что работа в тетрадях на печатной основе позволила добиться успеха каждому ребенку, раскрыть свои творческие способности независимо от того, насколько они успешны на традиционных уроках.

Личным достижением в ходе реализации проекта считаю овладение такими компьютерными программами, как Paint и Publisher. Последней из упомянутых программ пользуюсь очень часто при верстке буклетов к урокам, конференциям, а также брошюр методического содержания.

Как руководитель междисциплинарного проекта могу сказать, что сотрудничество учителей разных школьных предметов помогает преодолеть монологичность преподавания, понять всем участникам образовательного процесса, что одна личность не является носителем истины в последней инстанции, а всего лишь носителем определенной социальной функции. Именно это поднимает уровень преподавания на качественно новый уровень.

Программа «Клуб книгопутешественников» предоставляет большие возможности для профессионального роста учителей, активизации их творческого сотрудничества и самореализации каждого. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для взаимодействия рабочей группы курса с преподавателями информатики, культуры безопасности жизнедеятельности и географии.