Региональный компонент. С.Хохлов ("Кубанские синие ночи, "Дума о Росии", "Кубань", "Три имени…"), 10-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 10


Цели:

  • знакомство с жизнью и творчеством С.Н.Хохлова, его местом в общем литературном процессе России и Кубани;
  • совершенствование умения составления аннотации;
  • привитие интереса к поэтам и поэзии Кубани;
  • воспитание гражданственности, патриотизма.

Оборудование: стенд “Писательская краевая организация”, выставка книг С.Хохлова, песни на его стихи (в записи), большая фотография поэта.

Эпиграф:

Кубань влекла нас плодородием,
Безбрежием, трав степных игрой.
И мы ее назвали Родиной,
Назвали матерью родной.

С.Хохлов.

Ход

1. Звучит песня “Кубаночка” (Слова С.Хохлова, муз.Г.Плотниченко).
(в записи)

2. Вступительное слово учителя.

На Кубани любят песни и умеют их петь. На Кубани умеют и слагать хорошие песни. Многие произведения современных кубанских композиторов и поэтов пользуются успехом не только у кубанцев. Наши песни знают во многих уголках России. И это не случайно. В новых условиях продолжателями богатейших южнорусских народных традиций стали люди, сумевшие наполнить страницы музыкальной и поэтической летописи Кубани яркими, вдохновенными образцами.

Песня, которую вы прослушали, написана поэтом Сергеем Никаноровичем Хохловым в содружестве с композитором Г.Плотниченко.

Одна из целей нашего урока - знакомство с жизнью и творчеством этого кубанского поэта, а также составление аннотации к сборнику его стихов.

3. Лекция учителя по теме урока (учащиеся составляют план - конспект).

Сергей Никанорович Хохлов родился 5 июня 1927 года на далекой Смоленщине ( в деревне Мелихово) в семье землепашца.

Отец, Никанор Иванович, с малых лет приучал сына к крестьянскому труду, ко всему хорошему, что делает человека человеком. Может быть, там, на Смоленщине, не особенно богатой хлебом, впервые понял будущий поэт, как дорого зерно, брошенное в землю и как дорого тепло родной земли. Там - один из истоков поэзии С.Н.Хохлова:

В этой доброй хате, с печкой русской,
Рождалась сказка...

Но не только Смоленская земля, со своими лесами и песнями питает его поэзию. В 1937 году семья Хохловых переезжает на Кубань, в станицу Васюринскую. Родители, как и на Смоленщине, занимаются крестьянством. В Васюринской С. Хохлов оканчивает начальную школу. Кубанская степь, сливающаяся где-то вдали с небом, полноводная Кубань, несущая свои воды со снежных вершин, люди, их легенды и сказания произвели неигладимое впечатление на будущего поэта.

Биография Хохлова насыщена многими поездками по России. В марте 1940г. семья переселяется на Урал в Серовский район, на строительство металлургического комбината. Здесь, рано осиротив семью, умирает в начале войны от простуды отец. После какое-то время Хохловы живут в Сибири (в Омской области), а с февраля 1947 года С.Хохлов живет и работает в Краснодаре.

Взросление наступило с 14 лет: работал в спецэкспедиции по обмеру железнодорожного полотна на Омской железной дороге; в 16 лет ходил учеником штурвального на буксирном пароходе “Крестьянка” по Иртышу. О возможности получить общее образование в те годы не могло быть и речи. За плечами С.Хохлова - школа механизации, школа фабрично-заводского обучения и работа: на крестьянской пашне, на строительных лесах. До 1947 года работал на заводе “Запчасть”. В 1947 году переквалифицировался, приобрел строительную профессию и в качестве плотника, бетонщика участвовал в восстановлении разрушенного немцами Краснодара. 10 лет плотничал на строительстве Краснодарской ТЭЦ.

К сочинению стихов приобщился еще подростком. Первое его стихотворение было напечатано в районной газете “Сталинский путь” в 1947 году, а первый сборник стихотворений “Весенняя зорька” вышел в Краснодарском книжном издательстве в 1957 году. В шестидесятые годы место поэтическим опытам Сергея Хохлова стали представлять журналы “Октябрь”, “Молодая гвардия”, “Наш современник”, “Огонек, “Сельская молодежь”, “Семья и школа”, “Литературная Россия” и альманах “Кубань”.

Тема Родины, пожалуй, основная в творчестве С.Хохлова.

Лишь Родина имеет власть
Над думами моими...-

Писал поэт. Родина - это и далекое детство, и отцовский дом, и лицо матери, и славная история Отчизны, и война, и страдание, может быть, и все то, что называется жизнь.

Поэзия Сергея Хохлова - удивительное внимание ко всему, что окружает человека, к тем простым и величественным тайнам, что требуют чуткого сердца.

В 1963 году С.Хохлов был участником шестого всесоюзного совещания молодых писателей, на котором рассматривалось его творчество, рекомендован совещанием в члены Союза писателей СССР и в июне того же года принят.

В1963 - 1965 гг. Он - слушатель Высших литературных курсов Союза писателей СССР. Издал в Краснодаре и Москве 24 поэтических сборника. На девятом Всероссийском съезде писателей С.Н.Хохлов избран членом правления Союза писателей Российской Федерации. Награждён медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945”.

За книгу стихотворений “Предчувствие” С.Хохлову в 1942 году присвоено звание лауреата премии Союза писателей Российской Федерации, а за книгу “Неизбывный свет” ему присуждена литературная премия им. К.В. Российского Краснодарской краевой администрацией.

С композиторами Г.Плотниченко, Г.Пономаренко, В.Захарченко, Ю.Булавиным, С.Чернобаем, В.Ушаковым Сергей Хохлов написал более 60 песен, в том числе: “Здравствуй, Кубань”, “Стал казак на камень”, “Когда баян не говорит”, “Славяне”.

В соавторстве с композитором Г.Плотниченко С.Н.Хохлов написал широко известную песню “Кубанские синие ночи”, ставшей визитной карточкой, музыкальной эмблемой Краснодарского края.

(звучит в записи песня “Кубанские синие ночи”).

- Как вы понимаете - “визитная карточка края”?

IV. Подготовка и написание аннотации к “Сборнику” стихов С.Н.Хохлова.

1. Учитель: Представьте себе, что все стихи, которые сейчас прозвучат в классе, вошли в один поэтический сборник, изданный, скажем, издательством “Школьник”. Вам нужно прослушать стихи и написать аннотации к этому “сборнику”.

- Что такое аннотация? (Аннотация - краткая характеристика книги, статьи и т.п., излагающая их содержание и дающая иногда их оценку. Это текст из 3-4 предложений, независимо от объёма основного текста. Это своего рода реклама)

2. Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть:

“Дума о России”,
“Кубань”,
“Три имени”,
“Рожь”,
“Осень в Тамани”,
“Край земли”,
“Дарованная воля”,
“Зима 41 года”,
“Нежный лучик”.

Учащиеся пишут аннотации. (7 минут), затем - прослушивание (1-3)

Примерный вариант.

Сергей Николаевич Хохлов - известный кубанский поэт, в творчестве которого наиболее ярко звучат гражданские мотивы. Его стихи - это откровенный, взволнованный разговор с современниками о стойкости многострадальной России, о судьбах простых людей, о красоте родной земли, о любви и вере в человека, о силе боевого русского духа. В сборник, вошли стихи, публиковавшиеся в альманахе “Кубань”.

V. Заключительное слово. Подведение итогов и выставление оценок.

Встреча с хорошим поэтом – это всегда праздник. (Учитель читает наизусть “Приду сюда”),

К Кубани знойными губами
Приник, калинов куст склоня;
И сила дивная Кубани
Пошла по жилам у меня.
В плечах я снова легкость чую
И чудом удивлён слегка,
В зарю над пашнями лечу я
Сквозь розовые облака.
Как будто я совсем не пахарь,
Как будто руки не в земле...
И ходит ветер под рубахой,
Свистит о чём-то в уши мне.
Случится: в жизни трудно станет,
Как в долгой упряжи коню,
Приду сюда, к родной Кубани,
И вновь калинов куст склоню.

С Хохлов.