Рецензия на "программу элективного курса "Основы книжной культуры" (8–9-е классы). Предпрофильное обучение

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Программа элективного курса “Основы книжной культуры” предназначена для предпрофильного обучения в 8-9 классах средней общеобразовательной школы.

Многообразие и постоянно растущий объем информации требуют серьезных навыков ее поиска, оценки, отбора, переработки и хранения. Дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования книжной культуры во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Но этого недостаточно. Особенно важную роль приобретает необходимость подкрепления полученных знаний самостоятельной работой с различными источниками информации. Организация такой практики должна стать результатом объединенных усилий школы и библиотеки. Эффективнее всего, как показывает опыты работы, по совместным программам. В современных условиях, когда лишь небольшая часть учащихся умеет читать и работать с книгой осмысленно, представляется общезначимым выделение такого межпредметного курса, который призван обеспечить овладение учащимися способами читательской деятельности. Элективный курс “Основы книжной культуры” является дополнительным к основному образованию и предполагает расширение, опережающее прохождение программы и углубление базовых знаний по предмету “Литература”, ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ. Из существующих программ по библиографии наиболее известен факультативный курс “Основы книжной культуры” (для старших классов). Составитель Г.А. Воронцов (Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. – М. Просвещение, 1990). На сегодняшний день в условиях развития информационной и библиотечно-библиографической культуры детей и подростков высока актуальность разработанного элективного курса. Среди основных направлений модернизации общего образования, с учетом которых разработан государственный стандарт, названо “формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач”.

На основании этого сформулированы цели курса:

  1. Определить социальную востребованность курса, познавательный интерес старшеклассников.
  2. Повысить уровень читательской культуры как фактора реализации конституционного права юных граждан на доступ к информации, к достижениям мировой культуры.
  3. Использовать приобретенные знания и умения работы с книгой – источником информации – в практической деятельности и повседневной жизни.

Задачи:

образовательные

учить методам и приемам работы с книгой;
познакомить учащихся с существующими способами работы с книгой, ее поиска, отбора в компьютерных и некомпьютерных источниках;

развивающие

расширить кругозор познавательных интересов в области профориентации;

воспитательные воспитать любовь и уважение к книге.

Высокий уровень читательской культуры предполагает сформированность следующих познавательных умений:

  • работать с различными типами книг (научной, художественной, популярной);
  • пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг;
  • передавать содержание прочитанного;
  • различать элементы книги (обложка, суперобложка, оглавление, форзац, фронтиспис, авантитул, шмуцтитул, титульный лист, иллюстрация, аннотация и др.);
  • выбирать и определять содержание книги по ее элементам.

Программа рассчитана на 18 часов – по 2 часа в неделю в течение одной четверти и включает как теоретические, так и практические занятия.

В работе курса будут использованы такие виды и формы деятельности, как:

  • обзор периодических изданий, публикаций по теме;
  • составление собственных каталогов по предметам школьного курса;
  • рекламация (“Реклама справочников и энциклопедий, книг, журналов, личных библиотек”);
  • создание веб-страниц (банка данных справочных материалов по предметам);
  • работа в Интернете (справочная литература);
  • кастинг профессий (специализированных отделов библиотеки);
  • оформление тематических выставок книг;
  • создание фотолетописи;
  • выступление перед аудиторией с лекцией;
    • диалогическая лекция;
    • практические занятия;
    • библиографические игры: “Библиографический калейдоскоп”, “Следствие ведет библиограф” и т.д.;
    • экскурсии в библиотеки города, школы, издательства, типографии;

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема курса

Виды, формы, методы деятельности

Всего часов

Теория

Практика

 

Часть 1.
Книга. Читатель. Библиотека.

       

1.

Роль книги в нашей жизни.

Диалогическая лекция

Практическая работа: реклама личных библиотек

1

0,5

0,5

2.

“Назад в будущее.” (История книги.)

Эвристическая беседа

Практическая работа: банк творческих идей

2

1

1

3.

“Книга не только источник знаний”. (Книга как произведение искусства.)

Диалогическая лекция

Практическая работа: составление терминологического словарика

2

1

1

4.

Оформление и содержание. (Структура книги.)

Беседа по результатам посещения выставок

Урок – встреча с любимыми книгами

Диалогическая лекция

Практическая работа: аукцион книги

2

1

1

5.

“Я поведу тебя в библиотеку…” (Система библиотечного обслуживания читателей.)

Тренинг-практикум

Экскурсия

Ролевая игра

Кастинг специализированных отделов библиотеки

2

1

1

6.

Основы библиографии.

Эвристическая беседа диалогическая лекция практическая работа: составление каталогов по предмету в компьютерном и некомпьютерном исполнении

2

1

1

7.

Компас в море книг. (Библиотечные каталоги и картотеки. Библиографическое описание.)

Лекция.

Лабораторная работа: составление карточки – задания для поиска книг в различных видах каталогов.

Творческая игра: “Счастливый поиск”

2

1

1

 

Часть 2.
Работа с книгой.

       

1.

Справочная литература: наука или возможность простых путей. (Справочные издания и работа с ними.)

Консультация Практическая работа: занятие – аукцион турнир эрудитов справочной литературы

2

1

1

2.

Быстрая и достоверная информация. (Периодические издания – газеты и журналы.)

Пресс - конференция собеседование

Практическая работа: реклама газеты, журнала

экскурсии в издательства, типографии

1

0,5

0,5

3.

Мастерская читателя. (Самостоятельная работа с книгой. Обработка текстовой информации.)

Диалогическая лекция Консультация

Практическая работа: Мастерская читателя

2

1

1

 

Итого:

 

18

9

9

Содержание курса.

Часть 1. Книга. Читатель. Библиотека.

Тема № 1: Роли книги в нашей жизни.

Книга – друг, советчик, учитель. Книга – источник знаний. Книга в духовной жизни человека. Роль книги в формировании духовного мира Н.А. Добролюбова, М. Горького, Д. Менделеева. Ваша личная библиотека. Отзыв на полюбившуюся книгу. Библиотека - “аптека для души” Рамзес II. Лечебные стихи Нарекаци. Птоломей III – золото на книги. Практическая работа: “Что новенького?” (Реклама домашней библиотеки)

Тема № 2: “Назад в будущее” (История книги)

Человек – книга. Сказители – аэды. Основные древнейшие формы книг: узелковое письмо, морские раковины, книги – ленты, книги – свитки, книги из воска, книги из шелка, папируса, пергамента, бересты, бумаги. Письменность шумерийцев. Библиотека античной эпохи, царя Ашшурбанипала. Жизнь Гуттенберга. Практическая работа: банк творческих идей: что заменит бумагу в будущем.

Тема № 3: “Книга не только источник знаний” (Искусство книги)

Книга как произведение искусства. Формат книги. Переплет обложка, суперобложка. Шрифт книги. Титульный лист. Авантитул. Шмуцтитул. Распашной титул. Контртитул. Фронтиспис. Иллюстрации в книге (иллюстрации – заставки, иллюстрации – концовки, полосные, полуполосные, оборотные). Практическая работа: подобрать материал к терминологическому словарику по теме “Книга как произведение искусства”; оформить заглавную букву к красной строке; определить виды иллюстраций.

Тема № 4: “Оформление и содержание” (Структура книги)

Справочный аппарат книги. Аннотация. Содержание, оглавление. Справка об авторе. Примечания. Библиографические справки. Вспомогательные указатели. Условные сокращения. Практическая работа: подготовить к аукциону книгу, брошюру на экологическую тему.

Тема № 5: “Я поведу тебя в библиотеку…” (Система библиотечного обслуживания читателя.)

Роль библиотек в обществе. Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой, обязанности читателей. Библиотечный абонемент. Читальный зал. Специализированные отделы библиотеки. Экскурсии (в областную библиотеку имени С. Крашенинникова, областную детскую библиотеку) Практическая работа: собрать материал о специализированных отделах библиотеки, провести кастинг.

Тема № 6: Основы библиографии.

Библиография. Библиографы – составители указателей, списков. Рекомендательные указатели. Справочный аппарат рекомендательных указателей. Практическая работа: составление собственных каталогов по предмету в компьютерном и некомпьютерном исполнении.

Тема № 7: “Компас в море книг”. (Библиотечные каталоги и характеристики. Библиографическое описание.)

Алфавитный и систематический каталоги. Понятие “каталог”? Первые каталоги. Методы систематизации карточек. Расстановка карточек. Классификация книг. Основные разделы. Картотеки библиотеки. Практическая работа: составить карточки – задания для поиска книг в различных видах каталогов. Творческая игра “Библиографический калейдоскоп”.

Часть 2. Работа с книгой.

Тема № 1: Справочная литература: наука или возможность простых путей (Справочные издания и работа с ними)

Роль справочных изданий в самообразовании. Типологические разновидности справочных изданий: энциклопедии, словари, справочники. Дифференциация энциклопедий по содержанию: универсальные, отраслевые, специализированные. Структура энциклопедий и их справочный аппарат. Методика работы со словарями и справочниками. Календари знаменательных и памятных дат. Их тематика. Практическая работа: создать банк справочных материалов по предметам. Повести аукцион банков – справочников.

Тема № 2: “Быстрая и достоверная информация” (Периодические издания газеты и журналы)

Из истории газет и журналов. Рукописные газеты в Риме в 1-ом веке до н.э. Первые печатные газеты в России. Периодическая печать. Характер газетно-печатных изданий. Как читать газеты. Практическая работа: создать рекламу понравившейся газеты, журнала. Экскурсии в типографии, издательства.

Тема № 3: “Мастерская читателя” (Самостоятельная работа с книгой. Обработка текстовой информации).

План. Деление текста на смысловые части и абзацы. Виды планов.

Практическая работа: мастерская читателя “От части к целому” - план как опора для воспроизведения текста

8-й класс Л.Н. Толстой “Кавказский пленник”

9-й класс Л.Н. Толстой “После бала”. (до 100 баллов)

Тезисы (главные выводы). Обоснование и доказательства – основные требования к формулируемым тезисам. Простые и сложные тезисы.

Практическая работа: мастерская читателя “В целом – главное” - выделить в тексте существенно значимую информацию. Тезисное изложение научного текста (Ю.Н. Тынянов “Сюжет “Горе от ума”) (до 100 баллов)

Конспект. Назначение конспекта. Виды конспектов: план – конспект, текстуальный конспект, свободный конспект, тематический конспект. Приемы сокращения текста. Хронологический конспект как особый вид записей. Опорный конспект как возможность отразить информацию в схеме. Знаки, символы, условные сокращения. Практическая работа: мастерская читателя “Цветная мозаика” - использование графики и цвета для классификации материала по уровню значимости (В.Г. Белинский “Сочинения Александра Пушкина”) (до 100 баллов)

Цитирование. Способы цитирования. Виды цитат.

Практическая работа: мастерская читателя “Учусь убеждать”: использование цитат в собственном высказывании (В.Г. Белинский “Стихотворения М. Лермонтова”) (до 100 баллов)

Выписка. Выделение в тексте наиболее существенного. Работа с карточками. Оформление записей.

Практическая работа: мастерская читателя “Учусь работать с текстом” - применение условных обозначений, системы сокращений (И.А. Гончаров “Мильон терзаний) (до 100 баллов)

Список рекомендуемых книг для учителей.(История книги) Человек - книга.ра Н.А. Доблролюбова, М. терская читателята с ними) компьютерном и некомпьютерном исполнениим м

  1. Альманах библиофила – М. (издание выходит с 1973.)
  2. Берков П.Н. История библиофильства (1917 – 1967) – М., 1983.
  3. Кунин В.В. Библиофилы и библиоманы – М., 1987.
  4. Сикорский Н.М. Книга. Читатель. Библиотека: Сборник краеведческих работ – М.., 1979.
  5. Цуланя Е. Деятельность региональных детских библиотек по формированию информационной культуры: Информационно-аналитический сборник/сост. Е.В. Цуланя; Ред. Н.В. Бубенкина. – М: РГДБ, 2004, 24 с.
  6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.. 1981.
  7. Гапочка И.К. .пособие по обучению чтению. Изучающее чтение. – М., 1978.
  8. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
  9. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 195.
  10. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Когда книга учит. – М., 1988.
  11. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995.
  12. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
  13. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980.
  14. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. – М., 1989.
  15. Осипов В.О. Книга в вашем доме. – М., 1967.
  16. Павлова В.П. Обучение конспектированию. – М., 1983.
  17. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
  18. Светлаковская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М: Просвещение, 1992.
  19. Светлаковская Н.Н. Основы науки о читателе. – М., 1990.
  20. Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. – М., 2001.
  21. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам: (Материалы в помощь проведения занятий). Вып. 2/Рос. Академия образования; Гос. науч. пед. Библиотека им. К.Д. Ушинского; Сост. Чулкина Г.В. – М., 2000 г. – 140 с.
  22. Глухов А.Г. Звучат лишь письмена: Судьбы древних библиотек. – М., 1981.

Список рекомендуемых книг для учащихся.

  1. Библиотечно – библиографические знаний – школьникам: практическое пособие для руководителей детского чтения (сост. В.Т. Валькова, М.Д. Коноплева, Г.Ф. Мозолевская) – М., 1981.
  2. Библиотечное дело: Терминологический словарь (сост. И.М. Суслова, Л.Н. Уланова) – М., 1986.
  3. Воронцов Г.А. Основы библиотековедения и работа с книгой – М., 1977.
  4. Как самостоятельно изучать книгу (под общ. ред. П.В. Свечникова) – М., 1984.
  5. Данилина К.В. Пособие по обучению чтению. Ознакомительное чтение. – М., 1978.
  6. Николаева Л.А. Учись быть читателем. – М., 1982.
  7. Поварин С.А. Как читать книги. – М., 1978.
  8. Примаковский А.П. О культуре чтения. – М., 19696.
  9. Смородинская М.В., Маркова Ю.П. О культуре чтения: что нужно знать каждому. – М., 1984.
  10. Учись работать с книгой. Сост. Крук Т.К. – М., 1961.