Литература
-
Разработка урока по литературе Восточной Сибири в 5-м классе по рассказу С.К. Устинова "Любопытный бурундук" 2010
Урок знакомит учащихся с произведением современного писателя, формирует знания о биографии писателя; учит выразительно читать, соблюдая нормы литературного языка; учит выявлять авторскую позицию. Воспитывает внимательное отношение к окружающему миру и развивает мышление через выделение главного в тексте, через сравнение.
-
Разработка урока по литературе для 7-го класса по теме: "М.В. Ломоносов. Оды" (под ред. В.Я. Коровиной) 2006
Урок литературы в 7-м классе знакомит с биографией и творчеством М.В. Ломоносова, с литературным жанром ода и его особенностями.
-
Разработка урока по литературе на тему "Бережное отношение ко всему живому" 2010
Разработку урока по литературному краеведению для 5-го класса. Приёмы и формы работы, используемые учителем, позволяют усилить практическую направленность урока, заинтересовать учащихся, мотивировать познавательную деятельность, прививать чувства ответственности человека перед природой.
-
Разработка урока по литературе по повести В.Распутина "Живи и помни" на тему "Судьба и Родина едины" 2008
Среди сегодняшней идейной неразберихи книги В.Распутина помогают учителю расширить представление учеников о духовном мире человека, определить их нравственные убеждения, их взаимоотношения с окружающим миром.
-
Разработка урока по литературе по теме: "Уроки Митрофанушки, или Как боролись традиции и новаторство" (8-й класс) 2005
Урок литературы по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" называется "Уроки Митрофанушки, или как боролись традиции и новаторство". Он рассчитан на учащихся 8-х классов, занимающихся по учебнику "В мире русской литературы" под редакцией Кутузова. Основной целью его является формирование глубокого понимания литературоведческих категорий "традиция" и "новаторство". Дети получают возможность ощутить связь этих категорий с нравственностью и моралью человека.
-
Разработка урока по литературе по теме: "Хорошему человеку — доброе утро" 2003
Урок внеклассного чтения "Хорошему человеку - доброе утро "- последний в серии уроков по творчеству Е.Носова в 8 классе. Продолжение работы по ассоциативной технологии, способствующей развитию речи учащихся, при которой используются важные приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование; каждое слово - образ предстаёт перед учеником во всей художественной полноте.
-
Разработка урока по литературе. Тема: "И.С. Тургенев "Ася". "Тургеневская" девушка в повести. Образ Аси" 2009
На уроке продолжается разговор о повести, ведется работа на углубление знаний учащихся об образе главной героини повести. Учащимся предлагается разгадать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями "психологический портрет" и «тургеневская девушка» и определяют, что характерно для этого литературного типа.
-
Разработка урока по литературе. Тема: "Потомки Юрюнг Айыы Тойона" (якутский героический эпос) 2023
Цели урока: познакомить с якутским героическим эпосом Олонхо, c анализом содержания олонхо.
-
Разработка урока по литературе. Урок-презентация по теме: "Творчество М.Н. Щукина" 2005
Как известно, главная задача учителя - словесника - привить любовь к книге, научить наслаждаться чтением, находить в произведении близкое своим мыслям и чувствам, открывать разнообразный мир человеческих отношений, брать для себя все лучшее из опыта прошедших поколений и своих современников. Эту задачу помогает решить урок- презентация "Творчество М.Н.Щукина".
-
Разработка урока по рассказу А.П. Чехова "На мельнице" 2010
Урок знакомит с поэтикой А.П. Чехова, с особенностями чеховских рассказов. Развивается речь учащихся (ответы на вопросы, словарная работа, монологическая речь). Повторяются изученные ранее рассказ И.С. Тургенева «Бирюк», рассказы А.П. Чехова.
-
Разработка урока по рассказу В. Астафьева "Белогрудка" на тему: "Внимание: снимается кино!" 2006
Урок литературы в 6-м классе учит отстаивать собственное мнение, развивает эстетический вкус, разширяет кругозор.
-
Разработка урока по рассказу В.Шукшина "Волки" 2007
Предлагаемый урок проводится в 8-м классе как урок внеклассного чтения. Он продолжает знакомить учащихся с творчеством писателя В.Шукшина. До этого не было подробного изучения биографии писателя. Рассказ "Волки" интересен и как произведение с большим нравственным смыслом, и как произведение, дающее богатый материал для обучения художественному анализу текста.
-
Разработка урока по родной (татарской) литературе. Гадел Кутуйның “Рөстәм маҗаралары” әсәре 2022
Представлена разработка урока по родной (татарской) литературе.
-
Разработка урока по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Цель урока проследить, как развивается сюжетная линия "Мастер-Маргарита", путем анализа выяснить какие нравственные проблемы ставятся автором и как они решаются.
-
Разработка урока по русской литературе в 8-м классе по теме "Повесть о любви. Н.В. Гоголь. «Шинель»" 2008
Разработка урока по русской литературе в 8-м классе на тему: "Повесть о любви. "Шинель" Н.В. Гоголя". Целью данного урока является познакомить с фактами биографии Гоголя (приезд в Петербург), научить учащихся не только выражать свои мысли, но и развивать творческие способности, воспитывать вдумчивого читателя, прояснить авторское отношение к персонажу, пробудить глубокое сочувствие к каждому человеку.
-
Разработка урока по творчеству Б.Т. Примерова "Кто сказал, что я не человече?…Человече, да еще какой!" 2010
Урок представляет определённую познавательную ценность – как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской поэзии. Это урок-погружение в художественный мир Бориса Примерова. Материал, предложенный для урока, поможет школьникам уяснить, что художественное произведение – плод души автора, что он присутствует в тексте, и на всём лежит часть его видения мира и представления о высших ценностях.
-
Разработка урока по творчеству Максимилиана Волошина 2008
Урок-путешествие по творчеству М.А.Волошина.
-
Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!" 2005
Урок знакомит учеников с основными этапами жизни М.И. Цветаевой и определяет основные черты личности поэта, знакомит с лирическими стихотворениями поэта.
-
Разработка урока по творчеству Осипа Мандельштама 2005
Программы по литературе для национальных школ не претендуют на глубокое изучение и анализ поэтических произведений. В предлагаемой разработке по творчеству О.Э.Мандельштама мы пробуем осмыслить прочитанное, обобщить все навыки и умения по анализу поэтических произведений. Это урок совершенствования знаний, умений и навыков.
-
Разработка урока по теме "И.А.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги"" по программе Г.С.Маркина.. 5-й класс 2015
В ходе урока школьники знакомятся с биографией писателя. Выявляют художественную идею стихотворения. В ходе урока происходит формирование навыков лексической работы, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы.
-
Разработка урока по теме "Систематизация художественных тропов на поэтическом материале стихов о Москве" 2010
На уроке вводится понятие тропов, повторяются эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения. Учащиеся учатся нахождить тропы в текстах, определять их художественный эффект и составлять собственные тексты на заданные темы.
-
Разработка урока по теме "Художественный мир рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов рассказа" 2009
По ходу урока автор работы предусматривает ознакомление ребят с историей создания рассказа, появления его в печати и общественный резонанс, вызванный его публикацией. Работа аналитического характера.
-
Разработка урока по теме "Чехов на Дальнем Востоке" 2008
Данный урок является заключительным в системе уроков по творчеству А.П.Чехова. Он помогает привить интерес не только к произведениям классика, но и позволяет с исторической точки зрения больше узнать о родном крае. Проблемы экологии остаются актуальными для всех жителей Дальнего Востока, поэтому об этом следует говорить на различных уроках. Урок интересен для подростков. Преподаватель может использовать различные формы и методы проведения этого урока.
-
Разработка урока по теме «Нравственная суть взаимоотношений Васи с "детьми подземелья"» (по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья") 2005
Данная работа представляет конспект урока по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья". Главное на уроке литературы - исследовать и анализировать текст, развивая при этом эмоционально-нравственную сферу учащихся.
-
Разработка урока по теме: "Образ красоты у И.А. Бунина" (на примере рассказа "Натали" из цикла рассказов "Темные аллеи") 2007
Художественное произведение – сложное структурно-семантическое единство, одним из стилистических элементов которого является портретная характеристика литературного героя, которая, в свою очередь, является одним из средств создания образа персонажа. Через внешний облик автор передает внутренний мир героя, выражает свое отношение к персонажу, свои чувства и мироощущение. Портретные характеристики принимают участие и в композиционном построении произведения. Важно научить детей анализировать художественный текст как единое целое, обращать внимание на детали. Правильно построенная работа на уроке помогает учащимся понять, что портрет – это важнейшая деталь в создании образа персонажа.
-
Разработка урока по факультативному курсу "Основы православной культуры". Тема "Слово в православии" 2010
Православная молитва – это вершина нравственной чистоты, одухотворенное возвышенное слово, которое дошло до наших дней, сохранилось, не потеряв своей красоты, духовной силы. Тема урока, предлагаемого нами, входит в тематическое планирование курса «Основы православной культуры» по программе Ионовой Т.А.
-
Разработка урока русской литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" "Только человек ответствен за добро и зло на земле" 2009
Изучение темы построено на интеграции с учителем истории. Форма урока - "суд" над Понтием Пилатом. Кому дано право судить его? Только героям романа. Они и присутствуют лично на уроке. Это - заранее подготовленные ученики, одетые в костюмы Мастера, Воланда, Понтия Пилата, Коровьева и Бегемота. Им предстоит вмешиваться в ход урока, вести судебное заседание, выслушивать свидетелей. Задания для учащихся сориентированы на формирование читательского интереса.
-
Разработка урока русской литературы. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба". 8-й класс 2014
Цели урока: научить работе с текстом, умение подбирать цитаты, которые подтверждают высказываемую мысль; научить работать по плану; показать причину предательства Андрия, показать глубину самоотверженного героизма Остапа, Тараса Бульбы, их верность Родине; показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простых казаков, выдержавших все испытания на пути их борьбы.
-
Разработка урока-беседы с элементами диспута в 5-м классе на тему: "Открытия, открытия…" по сказке-были А. Платонова "Неизвестный цветок" 2006
В формировании установок толерантного сознания школьников мне очень помогает учебно-методический комплекс "Вокруг тебя - Мир..." Я предлагаю разработку одного из открытых уроков, проведённых мною в 5-м классе. Я учу детей выражать свои мысли и чувства, высказывать личностную позицию по обсуждаемой проблеме.
-
Разработка урока-исследования "Тема пути, образ дороги в русской литературе XIX века" 2010
Одной из ключевых проблем современности является проблема воспитания толерантности. Урок-исследование, во время которого учитываются, выслушиваются и обсуждаются все точки зрения, критически исследуется действительность, формирует по-настоящему толерантное отношение к другому мнению. Как правило, исследовательская работа проводится во внеурочное время.