Литература
-
Разработка урока по литературе на тему "Бережное отношение ко всему живому" 2010
Разработку урока по литературному краеведению для 5-го класса. Приёмы и формы работы, используемые учителем, позволяют усилить практическую направленность урока, заинтересовать учащихся, мотивировать познавательную деятельность, прививать чувства ответственности человека перед природой.
-
Разработка урока по литературе по повести В.Распутина "Живи и помни" на тему "Судьба и Родина едины" 2008
Среди сегодняшней идейной неразберихи книги В.Распутина помогают учителю расширить представление учеников о духовном мире человека, определить их нравственные убеждения, их взаимоотношения с окружающим миром.
-
Разработка урока по литературе по теме: "Уроки Митрофанушки, или Как боролись традиции и новаторство" (8-й класс) 2005
Урок литературы по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" называется "Уроки Митрофанушки, или как боролись традиции и новаторство". Он рассчитан на учащихся 8-х классов, занимающихся по учебнику "В мире русской литературы" под редакцией Кутузова. Основной целью его является формирование глубокого понимания литературоведческих категорий "традиция" и "новаторство". Дети получают возможность ощутить связь этих категорий с нравственностью и моралью человека.
-
Разработка урока по литературе по теме: "Хорошему человеку — доброе утро" 2003
Урок внеклассного чтения "Хорошему человеку - доброе утро "- последний в серии уроков по творчеству Е.Носова в 8 классе. Продолжение работы по ассоциативной технологии, способствующей развитию речи учащихся, при которой используются важные приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование; каждое слово - образ предстаёт перед учеником во всей художественной полноте.
-
Разработка урока по литературе. Тема: "И.С. Тургенев "Ася". "Тургеневская" девушка в повести. Образ Аси" 2009
На уроке продолжается разговор о повести, ведется работа на углубление знаний учащихся об образе главной героини повести. Учащимся предлагается разгадать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями "психологический портрет" и «тургеневская девушка» и определяют, что характерно для этого литературного типа.
-
Разработка урока по литературе. Тема: "Потомки Юрюнг Айыы Тойона" (якутский героический эпос) 2023
Цели урока: познакомить с якутским героическим эпосом Олонхо, c анализом содержания олонхо.
-
Разработка урока по литературе. Урок-презентация по теме: "Творчество М.Н. Щукина" 2005
Как известно, главная задача учителя - словесника - привить любовь к книге, научить наслаждаться чтением, находить в произведении близкое своим мыслям и чувствам, открывать разнообразный мир человеческих отношений, брать для себя все лучшее из опыта прошедших поколений и своих современников. Эту задачу помогает решить урок- презентация "Творчество М.Н.Щукина".
-
Разработка урока по рассказу А.П. Чехова "На мельнице" 2010
Урок знакомит с поэтикой А.П. Чехова, с особенностями чеховских рассказов. Развивается речь учащихся (ответы на вопросы, словарная работа, монологическая речь). Повторяются изученные ранее рассказ И.С. Тургенева «Бирюк», рассказы А.П. Чехова.
-
Разработка урока по рассказу В. Астафьева "Белогрудка" на тему: "Внимание: снимается кино!" 2006
Урок литературы в 6-м классе учит отстаивать собственное мнение, развивает эстетический вкус, разширяет кругозор.
-
Разработка урока по рассказу В.Шукшина "Волки" 2007
Предлагаемый урок проводится в 8-м классе как урок внеклассного чтения. Он продолжает знакомить учащихся с творчеством писателя В.Шукшина. До этого не было подробного изучения биографии писателя. Рассказ "Волки" интересен и как произведение с большим нравственным смыслом, и как произведение, дающее богатый материал для обучения художественному анализу текста.
-
Разработка урока по родной (татарской) литературе. Гадел Кутуйның “Рөстәм маҗаралары” әсәре 2022
Представлена разработка урока по родной (татарской) литературе.
-
Разработка урока по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Цель урока проследить, как развивается сюжетная линия "Мастер-Маргарита", путем анализа выяснить какие нравственные проблемы ставятся автором и как они решаются.
-
Разработка урока по русской литературе в 8-м классе по теме "Повесть о любви. Н.В. Гоголь. «Шинель»" 2008
Разработка урока по русской литературе в 8-м классе на тему: "Повесть о любви. "Шинель" Н.В. Гоголя". Целью данного урока является познакомить с фактами биографии Гоголя (приезд в Петербург), научить учащихся не только выражать свои мысли, но и развивать творческие способности, воспитывать вдумчивого читателя, прояснить авторское отношение к персонажу, пробудить глубокое сочувствие к каждому человеку.
-
Разработка урока по творчеству Б.Т. Примерова "Кто сказал, что я не человече?…Человече, да еще какой!" 2010
Урок представляет определённую познавательную ценность – как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской поэзии. Это урок-погружение в художественный мир Бориса Примерова. Материал, предложенный для урока, поможет школьникам уяснить, что художественное произведение – плод души автора, что он присутствует в тексте, и на всём лежит часть его видения мира и представления о высших ценностях.
-
Разработка урока по творчеству Максимилиана Волошина 2008
Урок-путешествие по творчеству М.А.Волошина.
-
Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!" 2005
Урок знакомит учеников с основными этапами жизни М.И. Цветаевой и определяет основные черты личности поэта, знакомит с лирическими стихотворениями поэта.
-
Разработка урока по творчеству Осипа Мандельштама 2005
Программы по литературе для национальных школ не претендуют на глубокое изучение и анализ поэтических произведений. В предлагаемой разработке по творчеству О.Э.Мандельштама мы пробуем осмыслить прочитанное, обобщить все навыки и умения по анализу поэтических произведений. Это урок совершенствования знаний, умений и навыков.
-
Разработка урока по теме "И.А.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги"" по программе Г.С.Маркина.. 5-й класс 2015
В ходе урока школьники знакомятся с биографией писателя. Выявляют художественную идею стихотворения. В ходе урока происходит формирование навыков лексической работы, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы.
-
Разработка урока по теме "Систематизация художественных тропов на поэтическом материале стихов о Москве" 2010
На уроке вводится понятие тропов, повторяются эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения. Учащиеся учатся нахождить тропы в текстах, определять их художественный эффект и составлять собственные тексты на заданные темы.
-
Разработка урока по теме "Художественный мир рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов рассказа" 2009
По ходу урока автор работы предусматривает ознакомление ребят с историей создания рассказа, появления его в печати и общественный резонанс, вызванный его публикацией. Работа аналитического характера.
-
Разработка урока по теме "Чехов на Дальнем Востоке" 2008
Данный урок является заключительным в системе уроков по творчеству А.П.Чехова. Он помогает привить интерес не только к произведениям классика, но и позволяет с исторической точки зрения больше узнать о родном крае. Проблемы экологии остаются актуальными для всех жителей Дальнего Востока, поэтому об этом следует говорить на различных уроках. Урок интересен для подростков. Преподаватель может использовать различные формы и методы проведения этого урока.
-
Разработка урока по теме «Нравственная суть взаимоотношений Васи с "детьми подземелья"» (по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья") 2005
Данная работа представляет конспект урока по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья". Главное на уроке литературы - исследовать и анализировать текст, развивая при этом эмоционально-нравственную сферу учащихся.
-
Разработка урока по теме: "Образ красоты у И.А. Бунина" (на примере рассказа "Натали" из цикла рассказов "Темные аллеи") 2007
Художественное произведение – сложное структурно-семантическое единство, одним из стилистических элементов которого является портретная характеристика литературного героя, которая, в свою очередь, является одним из средств создания образа персонажа. Через внешний облик автор передает внутренний мир героя, выражает свое отношение к персонажу, свои чувства и мироощущение. Портретные характеристики принимают участие и в композиционном построении произведения. Важно научить детей анализировать художественный текст как единое целое, обращать внимание на детали. Правильно построенная работа на уроке помогает учащимся понять, что портрет – это важнейшая деталь в создании образа персонажа.
-
Разработка урока по факультативному курсу "Основы православной культуры". Тема "Слово в православии" 2010
Православная молитва – это вершина нравственной чистоты, одухотворенное возвышенное слово, которое дошло до наших дней, сохранилось, не потеряв своей красоты, духовной силы. Тема урока, предлагаемого нами, входит в тематическое планирование курса «Основы православной культуры» по программе Ионовой Т.А.
-
Разработка урока русской литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" "Только человек ответствен за добро и зло на земле" 2009
Изучение темы построено на интеграции с учителем истории. Форма урока - "суд" над Понтием Пилатом. Кому дано право судить его? Только героям романа. Они и присутствуют лично на уроке. Это - заранее подготовленные ученики, одетые в костюмы Мастера, Воланда, Понтия Пилата, Коровьева и Бегемота. Им предстоит вмешиваться в ход урока, вести судебное заседание, выслушивать свидетелей. Задания для учащихся сориентированы на формирование читательского интереса.
-
Разработка урока русской литературы. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба". 8-й класс 2014
Цели урока: научить работе с текстом, умение подбирать цитаты, которые подтверждают высказываемую мысль; научить работать по плану; показать причину предательства Андрия, показать глубину самоотверженного героизма Остапа, Тараса Бульбы, их верность Родине; показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простых казаков, выдержавших все испытания на пути их борьбы.
-
Разработка урока, 10-й класс, по теме: "Трагедия Ларисы Огудаловой" 2008
Одним из принципов обучения в современной школе является интеграция, которая позволяет рассматривать изучаемое явление с точки зрения различных наук. Интегрирование направлено на создание единой картины мира на научной основе; ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах; осуществление взаимосвязи различных предметных систем знаний; разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников и педагогов, так у каждого из них высвобождается время для самостоятельной и индивидуальной работы.
-
Разработка урока-беседы с элементами диспута в 5-м классе на тему: "Открытия, открытия…" по сказке-были А. Платонова "Неизвестный цветок" 2006
В формировании установок толерантного сознания школьников мне очень помогает учебно-методический комплекс "Вокруг тебя - Мир..." Я предлагаю разработку одного из открытых уроков, проведённых мною в 5-м классе. Я учу детей выражать свои мысли и чувства, высказывать личностную позицию по обсуждаемой проблеме.
-
Разработка урока-исследования "Тема пути, образ дороги в русской литературе XIX века" 2010
Одной из ключевых проблем современности является проблема воспитания толерантности. Урок-исследование, во время которого учитываются, выслушиваются и обсуждаются все точки зрения, критически исследуется действительность, формирует по-настоящему толерантное отношение к другому мнению. Как правило, исследовательская работа проводится во внеурочное время.
-
Разработка урока-обобщения по теме: "Н.В. Гоголь, поэма "Мертвые души" 2007
Урок-обобщение по теме "Н.В. Гоголь, поэма "Мертвые души" систематизирует накопленный материал, помогает разрешить противоречие между "высоким" жанром поэмы и сознательно сниженным, но таким "замашистым" языком. На уроке закладывается дальнейшая линия изучения литературы, "вышедшей из Гоголя", рассматриваются некоторые интертекстуальные связи. Разработка имеет дополнительный материал, который является результатом работы над текстом на предыдущих уроках и представляет как самостоятельный интерес, так и специальный - в классах, изучающих риторику.