Литература
-
"Разрешите представиться – Маяковский" 2011
Автор знакомит учащихся с художественным миром писателя, помогает увидеть незаурядность творческой личности. В ходе урока идет обращение к фрагментам фильма В.Маяковского "Барышня и хулиган", к песням современных музыкантов на слова В.Маяковского. Учащиеся работают в группах. Каждая из групп определяет, в какой роли они себя видят: представители СМИ, творческая интеллигенция, учительское сообщество, гимназисты 11-го класса.
-
"Разрешите представиться: И.Бродский" 2013
В презентацию вошли фотоматериалы о жизни И.Бродского разных лет, аудиозаписи стихотворений в авторском исполнении. Урок создает проблемные ситуации, требующие осмысления учащимися. В обсуждение включается весь класс. Несколько человек готовят чтение стихотворений наизусть. Это должны быть подготовленные ученики, которые не только проговаривают строчки, но и наполняют своим пониманием.
-
Разучиваем стихотворения С.Есенина "Заколдован неведимкой…" 2007
Во вводной части занятия описана беседа с детьми по картине К.Юона "Зимнее солнце". В основной части занятия описана работа над разучиванием стихотворения С.Есенина "Заколдован невидимкой...". В заключительной части описана игра с кубиками Зайцева Н.
-
Ранняя лирика В.В.Маяковского («Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!»). 2014
В статье изложен материал, посвященный ранней лирике В.В.Маяковского. Более подробно рассмотрено стихотворение "Послушайте!", так как оно является одним из самых изучаемых произведений в школьном курсе литературы.
-
Ранняя лирика Н.А. Некрасова 2013
Цели урока: углубить знания о новаторстве поэзии Н.А. Некрасова и ее связи с фольклором; развить практические умения определять в поэзии признаки народной песни.
-
"…Раскаянье мое благослови!" А.С. Пушкин и религия 2007
Урок-лекция по литературе в 9-м классе. Путь А.С. Пушкина к вере от "афеизма" через сомнения, искания на основе его стихов "Пророк", "Дар напрасный, дар случайный...","Бесы", "Отцы пустынники и жены непорочны", "Памятник" представлен на уроке-лекции. Материал можно при желании расширить за счет выступлений учащихся с более подробным анализом этих стихотворений.
-
Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории 2011
В разработке урока использована технология «критическое мышление», реализован метапредметный подход. С помощью художественного текста учащиеся решают конкретную жизненную проблему, анализируя имеющуюся информацию. Развитие личности, формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроке происходит через полилог и работу в парах. Для наглядности и подведения промежуточных выводов использована ИКТ. Межпредметные связи позволяют дать целостную картину мира.
-
Раскольников и Свидригайлов (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", "Знакомство Раскольникова со Свидригайловым") 2006
В ходе анализа эпизода "Знакомство Раскольникова со Свидригайловым" на уроке устанавливаются смысловые связи этого эпизода с предыдущими и последующими фрагментами романа; выявляются средства раскрытия внутреннего мира Раскольникова; выясняется роль образа Свидригайлова в романе, которая заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить психологическую характеристику героя-идеолога, показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу "всё позволено".
-
Раскрытие литературных способностей учащихся на уроках литературы и во внеклассной деятельности 2012
В статье описаны методы развития литературных способностей учащихся, которые помогают выявлять творческие способности школьников.
-
Распад "дворянского гнезда" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы") 2012
Итоговый урок по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» направлен не только на обобщение знаний учащихся и совершенствование навыков устного ответа, умения работать с текстом, но и на достижение нравственной задачи урока: воспитание правильного понимания важности семейных устоев и ценностей, их роли в сохранении традиций и устоев общества, воспитание ответственности за свои поступки.
-
Распространенные и нераспространенные обращения 2010
Задача данного урока – выявить особенности строения, смыслового назначения обращений и их эмоциональной окраски, исследовать функции обращения, которые проявляются, с одной стороны, в формировании текста, с другой – в выражении авторского отношения к героям своего произведения (выявить наиболее яркие текстовые функции обращений в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба").
-
Рассказ А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Занятие элективного курса "Основы текстовосприятия" с использованием технологии развития критического мышления 2007
Занятие показывает приемы вхождения в чеховский стиль, в котором сюжет перестает быть главным. В рассказе "Скрипка Ротшильда", по мнению К.И. Чуковского, сконцентрированы "все основные черты мировоззрения А.П. Чехова и главные особенности его мастерства.
-
Рассказ Б.Зайцева «Вандейский эпилог». 11-й класс 2014
Урок новых знаний знакомство с судьбой, творчеством писателя Б.К. Зайцева в 11-м классе строится в форме педагогической мастерской (французской мастерской). Участники Мастерской развивают критическое мышление и умение аргументированно доказывать свою точку зрения, привлекая текстовый материал. Метод 5 пальцев позволит провести не только рефлексию знаний, умений, но и проверит социальные нормы.
-
Рассказ В.М. Шукшина "Обида" на уроке литературы в 9-м классе 2003
Стратегия - чтение с остановками. Суть стратегии заключается в том, что учащиеся читают текст по частям, с остановками. Остановки нужны для того, чтобы осмыслить прочитанный отрывок и, опираясь на результаты наблюдения за текстом, спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
-
Рассказ Г.Цыпленковой "Конопатый". 8-й класс 2011
Урок в 8-м классе по рассказу Г.Цыплёнковой "Конопатый" содержит интересный материал об отношении к пленным в годы Великой Отечественной войны со стороны гражданского населения: женщин, стариков и детей. Подготовленная презентация даёт возможность сопроводить работу по обсуждению содержания прочитанного произведения, наглядно представить себе условия, в которых находились пленные, вспомнить основные положения III (Женевской) конвенции о защите прав военнопленных в ситуации вооружённого конфликта.
-
Рассказ И.А. Бунина "Чистый понедельник": трагедийная концепция любви 2011
Урок в 11-м классе (2 часа) посвящен формированию отношения к трагедийной любви на примере творчества И.А. Бунина.
-
Рассказ И.А.Бунина «Господин из «Сан-Франциско» в восприятии современных школьников 2019
В статье описано, как воспринимают современные школьники шедевр И.А.Бунина, какие проблемы волнуют их особенно остро. Учитель демонстрирует, как сделать беседу с учениками композиционно стройной, направить разговор в нужном направлении, какие вопросы предложить для осмысления, какие акценты расставить. На уроке ученики познакомились с историей создания рассказа «Господин из Сан-Франциско», вспомнили сюжет, ответили на вопросы.
-
Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк". Глубокий интерес автора к человеку 2009
Одной из важнейших учебных целей курса литературы 6-го класса является формирование личностного отношения ученика к прочитанному. Задача учителя — показать, что возможны различные интерпретации одного и того же текста, но в любом случае они не должны расходиться с авторским замыслом. Решать эту задачу максимально эффективно помогают такие основные приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение.
-
Рассказ К.Паустовского «Колотый сахар» в школьном изучении 2021
В статье автор раскрывает один из способов анализа рассказа исходя из его рамочной композиции, создающей лирическое настроение и поэтическую атмосферу: полутона, оттенки, зыбкость, прозрачность. Анализ текста предполагает медленное вдумчивое чтение, внимание к каждому слову и детали, тщательную исследовательскую работу с художественным текстом, что помогает ученикам получить полное и разностороннее представление о персонажах рассказа, сформулировать его идею. Также одним из приемов анализа является соотнесение его содержания с притчей о сеятеле. В заключение доклада приведены отзывы учеников о творчестве К.Г.Паустовского.
-
Рассказ Н.С.Лескова «Человек на часах» на уроке литературы (к 190-летию со дня рождения Н.С.Лескова) 2021
Цели и задачи урока: рассмотреть нравственную проблематику рассказа через его анализ на разных уровнях (сюжет, композиция, система образов, жанр, язык); выявить в ходе анализа антиномии и парадоксы повествования; определить актуальность произведения для современного читателя-школьника.
-
Рассказ Пантелеймона Романова "Гвозди" как отражение эпохи коллективизации и раскулачивания 2009
Статья посвящена жизни и творчеству писателя ХХ века, Пантелеймона Романова (1884-1938). В работе даётся анализ рассказа П.Романова "Гвозди".
-
Рассказы А.П. Чехова 2009
Занятие включает в себя несколько частей: обзор творческой биографии, рассказ о личности писателя, краткая характеристика его художественного стиля, анализ рассказа "Ионыч". Оно основано на использовании разных методических приемов, которые позволяют активизировать и реализовать самостоятельную и творческую деятельность учащихся.
-
Рассказы А.П. Чехова на уроках литературы в 10-м классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста 2006
Представлены фрагменты уроков в 10-м классе, на которых дети учились композиционному анализу прозаического текста А.П. Чехова.
-
Рассказы-миниатюры "Крохотки" А.И. Солженицына. Жанровое своеобразие и тематика 2010
Цель урока: определить тематику произведения, исследовать его жанровое своеобразие, выявить авторскую позицию писателя. Рассказы "Крохотки" представляют собой небольшие микрорассказы, лирические миниатюры. Основная тема рассказов-миниатюр писателя - единство человека и природы.
-
"Рассудок и любовь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»" 2009
На уроке обобщаются признаки сентиментализма как литературного метода, воспитывается у учащихся внимательное отношение к чувствам людей, их душе, учащиеся рассуждают по поставленной проблеме, опираясь на повесть, свои личные примеры.
-
Растём вместе с Республикой 2019
Цель урока. формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, нормы общественной и коллективной жизни, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
-
Реализация междисциплинарного проекта "Клуб книгопутешественников" 2010
Основной особенностью программы является подход к изучению художественных произведений как к путешествиям по художественным мирам.
-
Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии 2016
В статье описана реализация общегимназических образовательных проектов, приведена технологическая цепочка этапов реализации проектов и различные формы организации деятельности, а также более полное описание реализации проектов на примере проекта «Литературный ОЛИМП». Статья и приложения к ней в совокупности дают полное представление о способах реализации образовательных проектов, а также возможность использования данной технологии в любом образовательном учреждении.
-
Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2011
В помощь учителю предложен урок, на котором художественными средствами, описаниями природы, народных обычаев показан колоритный образ народа, населяющего Украину.
-
Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2011
Урок в 9-м призван формировать у учащихся умения сравнительного анализа, исследовательского умения, внимательного чтения. Учащиеся должны к этому уроку прочитать два варианта повести. Тема искушения, потери высоких ценностей является актуальной и в наше время, поэтому урок имеет и важное воспитательное значение.