Цели:
- ознакомить учащихся с творческой биографией А.П.Чехова;
- рассмотреть особенности художественного метода писателя;
- дать анализ рассказа "Ионыч"
I. Вступительное слово преподавателя.
Прозаическое творчество Чехова его современниками обычно воспринималось как явление традиционной русской литературы, правдиво и многообразно отражавшее жизнь человека и общества в целом. Непривычными для традиционного театра казались только драматургические произведения писателя.
Литературная деятельность А.П.Чехова совпала с трудными годами, когда российское общество переживало период так называемого "безвременья", период глубокого духовного застоя, вызванного объективными историческими условиями. Жизнь словно измельчала, исчезли позитивные идеи, яркие личности, а значит, и яркие герои в художественных произведениях. Нужны были новые принципы отражения такой действительности. И они появились в малых прозаических формах, в рассказах Чехова. Лев Толстой первым отметил, что Чехов создал "новые, совершенно новые для всего мира формы письма".
На занятии нам предстоит проследить, как формировалось писательское мастерство Чехова и установить, в чем проявилось новаторство художественного метода писателя.
II. Биография А.П.Чехова.
На экране - родословная семьи Чеховых, изображенная учащимися в виде генеалогического древа и представленная как результат, отчет их поисковой работы. Они дают пояснения к рисунку и комментируют схему. Репродуцируются и, следовательно, повторяются наиболее важные факты биографии писателя.
III. Личность писателя
(Учащиеся представляют тему, подготовленную ими в виде презентации. На экране слайды). Они рассказывают о становлении личности писателя, его мировоззрении, принципах самовоспитания, общественной деятельности; приводят выдержки из писем Чехова, цитируют его высказывания, отзывы о нем известных современников.
IV. Литературная деятельность
Краткое сообщение о литературной деятельности Чехова, подготовленное учащимися. Они рассказывают о разных периодах творчества писателя, приводят тематическую классификацию рассказов, называют наиболее важные прозаические и драматургические произведения, дают характеристику художественного метода писателя, называют основные черты поэтики произведений, в том числе лаконизм, особую систему отражения действительности, прием активизации читателя, открытую форму рассказов, подтекст и др.; приводят примеры.
V. Викторина, проведенная в театрализованной форме.
Цель: активизировать ранее изученный материал
На экране слайды с рисунками учащихся к произведениям Чехова. Разыгрываются сценки - миниатюры, театрализуются цитаты из ранее прочитанных рассказов "Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Хамелеон", "Унтер Пришибеев", "Человек в футляре", "Палата № 6" и др. Группа заполняет анкеты викторины.
VI. Рассказ "Ионыч".
Определяется задача - На примере рассказа " Ионыч" обсудить важные вопросы, касающиеся жизни и личности каждого человека:
Что мы считаем пошлой жизнью? Какого человека можно назвать пошлым обывателем? Может ли человек сопротивляться отупляющей действительности? Сам человек или среда формируют его жизнь и личность? Что зависит от самого человека, а что можно "оправдать" обстоятельствами? Как, какими способами и средствами можно и нужно сопротивляться? Существуют ли они? Есть ли в рассказе сопротивляющиеся герои?
Сам Чехов в своих произведениях показывает иллюзорность, "бессильность" таких, казалось бы, бесспорных "помощников", как семья, труд, культура, интеллигентность. Вот ведь и Старцева не спасают ни труд, ни любовь, ни презрение к обывателям, ни богатство.
Учащиеся формулируют тему, главную мысль рассказа; объясняют значения слов "пошлость", "обыватель", "обывательщина", "духовность", "бездуховность", "действительность", "среда", "жизнь", "любовь", "труд", найденные в толковых словарях русского языка.
Обращаем внимание на особенности композиции рассказа. Используя прием, названный литературоведении приемом активизации читателя, писатель незаметно направляет наше внимание на те детали повествования, которые на первый взгляд незначительны, но несут важную смысловую нагрузку и дают возможность в коротком рассказе не только дать исчерпывающую характеристику жизни целого города, но и проследить историю главного героя, превратившегося в ограниченного пошляка.
Прослеживаем историю его духовной деградации.
Что мы знаем о Старцеве в начале, в конце рассказа? Каковы взгляды, характер этого героя? Как и почему он превратился в Ионыча?
Молодой врач, приехавший в провинцию помогать людям, приносить им пользу, первое время так занят работой, что не находит возможности вырваться в город С., отделенный от его больницы всего девятью верстами.
А городу С. есть чем привлечь человека с культурными потребностями: есть библиотека, театр, клуб, устраиваются балы, живут интересные талантливые люди. Обычно считается, что Старцев опустился до Ионыча под воздействием пошлой жизни города, несмотря на его культурные достопримечательности, которые, на самом деле не являются в нём истинными носителями культуры: театр бездарен и пошл, в клубе интересы примитивны и ничтожны, книг никто не читает, духовная жизнь в так называемых культурных семьях самообман, мираж, фикция.
Но внимательный читатель должен бы задуматься, а почему же у молодого, стремящегося к полноценной, насыщенной жизни человека не возникло потребности хотя бы раз воспользоваться библиотекой, хотя бы из любопытства посетить театр? За год, четыре, шесть лет у него не появилось никаких интересов, свойственных культурному человеку И в результате единственным смыслом для него стали деньги, заменившие ему и семью, и любовь, и друзей, и знакомых, и уважение к себе. В Старцеве уже изначально заложен пошлый человек, Ионыч, а серая, однообразная жизнь оказалась только питательной средой? Учащиеся отвечают на вопрос, выстраивают цепочку деградации Старцева:
а) как врача: - "в больнице не было свободного времени" - "в городе была большая практика, он спешно принимал больных в Дялиже - "в городе громадная практика, некогда вздохнуть" - "принимая больных, он обыкновенно сердится, стучит палкой о пол и кричит:". Труд, деятельность врача, для него перестал быть делом, придающим смысл жизни, наполняющим ее благородной целью;
б) как человека - "Занятно", - подумал Старцев:" - "пройдя 9 верст, он не чувствовал ни малейшей усталости и,:казалось,.. он с удовольствием прошёл бы еще верст 20": - "это нравилось Старцеву, он с волнением спрашивал у неё, о чем она читала,.. и, очарованный, слушал":- "к чему приведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?.." - "а приданого дадут, должно быть немало" - "самолюбие его было оскорблено, жаль было своего чувства, своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал или из всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона" - "три дня не ел, успокоился и зажил по-прежнему" - "у него перестало беспокойно биться сердце" - "а хорошо, что я на ней не женился" - "в душе затеплился огонек" - "Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас" - "жадность его одолела"- "вот и все, что можно сказать про него".
Могло ли хоть что-нибудь спасти Старцева? Знакомства? Друзья? Любовь?
Не найдя интересных собеседников, поскольку обыватели города живут "футлярной" жизнью, боясь всякого проявления свободы мысли, Старцев полностью отказывается от общения и личных знакомств. Друзей у него никогда не было - это тоже своеобразный показатель человеческих качеств.
Любовь? Ошибка - считать, что Старцев опустился из-за несостоявшейся любви. Любовь, возможно, могла бы поддержать Старцева. Но можно ли считать настоящим чувством любовь с оглядкой на мнение окружающих? Старцев ценил в Екатерине Ивановне её начитанность, умение интересно рассказывать, объяснять непонятное ему в книгах, прочитанных ею; ему нравилось слушать её. Но никогда не возникло желания прочитать хотя бы одну из этих книг, чтобы самому стать достойным собеседником. В их отношениях он выступает только потребителем, не стремящимся, да и неспособным дать ничего взамен. Он ей неинтересен своей неразвитостью и нежеланием развиваться, как все мужское население города. Такая, приземленная, любовь, естественно, угасает в душе героя. Победило удовольствие, получаемое от хруста бумажек, которые по вечерам он вынимает из своих многочисленных карманов.
Как меняются идеалы Старцева в конце рассказа?
Теперь его идеал - обеспеченность и покой. И он достиг его. В городе его побаиваются за грубость, но не уважают, недаром все так фамильярно называют только Ионычем. Личность, как и имя, потеряна.
Обсуждение Туркиных построено на противопоставлении. Первая группа учащихся подготовила выступление, отражающее отрицательную характеристику Туркиных. Второе выступление построено специально на защите Туркиных.
1. Обвинение.
Почему Чехов начинает рассказ с описания Туркиных?
Туркины считаются самой талантливой и культурной семьёй в городе. Она является показателем духовного состояния общества в городе и помогает понять главного героя.
Что же узнаёт читатель об этой семье?
Иван Петрович, острослов и шутник, дает благотворительные спектакли. Вера Иосифовна- писательница, дочь - пианистка. У них постоянно гости, которых сердечно принимают, угощают, развлекают, культурно развивают.
Как увидены Туркины в начале рассказа Старцевым? Читателем? Чеховым? Одинаково ли восприятие?
Таланты Туркиных не обманывают Старцева, но он пока еще человек с живой душой, умеет быть снисходительным к людям, принимать их со всеми достоинствами и недостатками, поэтому всё в доме Туркиных ему пока нравится или во всяком случае не вызывает раздражения и неприязни.
Чехов же откровенно смеётся над талантами хозяев, не написав от своего имени (от автора) ни одного осуждающего слова. Писатель дает возможность читателю самому оценить их, приведя образцы плоских шуток Ивана Петровича, содержания романа Веры Иосифовны о том, чего не бывает в жизни, игры Котика, напоминающей даже Старцеву бесконечный камнепад.
Читатель на стороне Чехова: жизнь этой семьи с ее претензиями на глубину и духовную содержательность - как остановившийся кадр, пошлая и однообразная.
Позже Старцев даст им жесткую оценку, которая совпадет с оценкой писателя: "если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город".
Но почему в повествовании не чувствуется удовлетворения Чехова оттого, что его герой увидел жизнь Туркиных и жизнь города в истинном свете?
Старцев не имеет на это никакого права, потому что за несколько лет он изменился до неузнаваемости: утратил человечность, доброжелательность, полноценность личности, человеческое достоинство; он превратился в пошлого обывателя, худшего, чем коренные горожане, не знавшие иной жизни.
2. Защита.
В конце рассказа жизнь Туркиных прежняя. Но почему писатель говорит о них с сочувственной интонацией? Чехов не утверждает, что образ жизни этой семьи стал иным, более содержательным. Но Туркины не изменились, а это означает, что и не опустились, а продолжают всеми доступными им средствами сопротивляться отупляющей действитель-ности.
И Иван Петрович, со своим набором неизменных, стереотипных, плоских острот, с вечной маской весельчака на лице, всё ещё устраивает благотворительные спектакли (и не требует за это никакой благодарности), делает добро, пусть маленькое, незаметное, в масштабах города, помогая нуждающимся, не утратив, значит, сострадания к чужой боли, может быть, заглушая глупыми шутками боль собственной души от несостоявшейся, прошедшей впустую жизни, не найдя и не зная, как найти способы сделать её полноценной. А что нужно делать Туркиным, чтобы изменить свою пошлую жизнь? Что можно сделать? Кто-нибудь дал совет, кроме декларативных слов? Кстати, Чехов показывает, что и словесный протест немногого стоит.
И Вера Иосифовна, производящая в начале рассказа впечатление недалёкой женщины, сохранила прежнюю простоту и сердечность (они не наиграны - так утверждает писатель) в отношении к знакомым горожанам. Её романы - убогие, но это не означает убогости души, ведь окружающая действительность не дает иных сюжетов. Своими романами о том, чего не бывает в жизни (но что очень хочется в ней видеть: прекрасных, бескорыстных, самоотверженных людей; их дела на благо общества; красоту отношений, которой нет в реальности), она словно стремится восполнить пустоту своей жизни и, может быть, побудить людей к благородным переменам. Когда - то Вера Иосифовна объяснила Старцеву, почему она не печатает свои романы, тем, что семья материально обеспечена. Но может быть, ответ героини "расшифровать" по-другому: она не печатает свои произведения потому, что сознает истинную цену своих опусов и уровень своего таланта, но очень хочет воплотить свою мечту о красоте жизни хотя бы в искусственных, придуманных жизненных ситуациях (это свойственно людям). Вера Иосифовна страдает мигренью, причину которой медики часто связывают с нервной организацией человека, его психо - эмоциональной нагрузкой.
Что же неблагополучного в благополучной жизни семьи Туркиных, вызывающих переживания Веры Иосифовны?
Беспокойство за дочь, намеревающуюся покинуть родной дом, уехать учиться? Нежелание расстаться с нею или понимание её истинных музыкальных способностей? Внутренняя неудовлетворенность, неустроенность? Но, кажется, Туркины искренне любят друг друга. Может быть, они не показывают эту неудовлетворенность из деликатности, не желая огорчать близких, словно подыгрывают друг другу? Боятся поделиться своими переживаниями, опасаясь быть неуслышанными, непонятыми? Скрытый драматизм жизни при ее внешней обыденности уже присутствует и в этой семье. Читатель его не увидел? Или критика окончательно сформировала отрицательное мнение о Туркиных, и "духовный" читатель конфузится проявить хорошее отношение к ним?
И Екатерина Ивановна, юное существо, тяготится серостью, однообразием жизни своего города, из которой ей хочется поскорее вырваться. Неглупая, наблюдательная, она видит, что и семейная жизнь не спасает человека от обыденности. Не обладая жизненным опытом, она думает, что за пределами ее провинциального мирка другая - интересная и полноценная - жизнь. Но, потерпев неудачу в консерватории, Екатерина Ивановна не замыкается в себе, она много размышляет о смысле жизни, недаром так часто вспоминая Старцева в лучшую его пору, склоняясь к мысли о том, что спасение человека - в полезной и активной деятельности для других. А это в определенной степени признак личностного развития. Но оно не имело продолжения, не было поддержано ни уже опустившимся Старцевым, в котором Екатерина Ивановна надеялась найти опору, ни родителями, беспомощными перед победившей их пошлостью. Потеряв надежду на что-то лучшее, Екатерина Ивановна все же не превращается в злобную, ленивую старую деву. Ее личная трагедия не только от несостоявшейся артистической карьеры. Она страдает и оттого, что не удалось вырваться в иную жизнь, как мечталось в юности, из этого сонного и тупого мира ионычей. И только ли её вина в этом? Проводить по четыре часа у рояля после всех разочарований - это своеобразный подвиг все еще живой души. (Вспомним Лопахина, который "хватил" топором по вишневому саду, не оправдавшему его надежд на счастливую жизнь).
VII Дискуссия.
Учащиеся выражают свое мнение, проводят параллели с образом жизни и духовными запросами современного общества, с героями других писателей, активно спорят. Их высказывания бывают оригинальны, иногда неожиданны, иногда резки, максималистичны. Такая постановка вопроса, позволяющая им "поразмышлять", реализовать право на свою точку зрения, на самовыражение, делает урок неакадемичным, нескучным для подростков.
В заключение дискуссии учащимся предлагается определить точку зрения самого Чехова на проблему.
Не ставя задачей поучать читателя, не предлагая никаких спасительных рецептов, Чехов заботится о "правильной постановке вопроса о жизни". А эта правда, в понимании Чехова, - в единстве красоты и человеческой культуры. Красоту нельзя подменять красивостью, жизнь - иллюзией, мечтой о ней. Поэтому писатель не оправдывает Туркиных, хотя и жалеет их, понимая, что не всё зависит от человека, что "русская жизнь бьет русского человека на манер многопудового молота, бьет так, что не остается мокрого места:". Настоящая красота проявляется в природе, в духовных основах народной жизни, от которой так далеки герои рассказа.