Растём вместе с Республикой

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 8


Цель. Формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, нормы общественной и коллективной жизни, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

Задачи:

  • формировать аналитические привычки в оценивании происходящего и в своей собственной жизни, и в жизни общества, страны и мира, учить детей аргументировано высказывать свою позицию и плодотворно общаться как со сверстниками, так и с преподавательским составом;
  • способствовать пониманию исторической роли образования Донецкой Народной Республики;
  • воспитывать уважение к государственной символике Донецкой Народной Республики;
  • развивать у уч-ся устойчивую активную гражданскую позицию;
  • воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважения и почитания традиций своего народа.

Оборудование: 

  • плакат, сердечки, аудиозапись гимна ДНР, песни «С чего начинается Родина…», символы ДНР, мультимедиа, презентации;
  • выставка литературы (газеты);
  • рисунки учащихся; шаблоны рисунков для раскрашивания «Моя родная республика».

Ход урока

Звучит гимн Донецкой Народной Республики

I. Организационный момент

Учитель: – Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.

Учащиеся:

Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.

(Дети приветствуют друг друга соприкасаясь пальцами, ладонями.)

Учитель: – Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

– Все мы с вами живем в еще очень молодой республике, которая называется Донецкая Народная Республика (выставка рисунков и фотографий)

1. Отгадывание загадок о Родине

Учитель:

Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? 
(Родина)

О ней все знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережет, охраняет.
Кто она, все знают! 
(Родина)

Учитель: - Да, это слово – Родина. Что такое Родина? (Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.)

2. Прослушивание песни «С чего начинается Родина?»

(раздаются шаблоны, к концу уроку учащиеся должны их разукрасить и защитить в виде проектов)

ІІ. Основная часть урока

- Ребята, что означает слово МИР? (ответы учеников) Обратимся к словарям.

  1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.
  2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; тишина, покой; соглашение о прекращении войны.
  3. Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.

Сегодня во всех уголках нашей республики проходит Единый урок «Растём вместе с Республикой» – День рождения нашей молодой Донецкой Народной Республики! 5 лет назад, 11 мая решилась судьба нашего Донбасса. Люди которые неравнодушны к судьбе своей родины вышли на референдум и изъявили свое желание жить в свободной республике.

Как и все страны мира, нНаша Республика имеет свои гимн, флаг и герб. Сегодня праздник нашего государства. Сегодня, в день рождения Республики услышать мы должны главную музыку нашей страны. Она называется коротко – “Гимн”. На всех торжествах мы встречаемся с ним.

Символика Донецкой Народной Республики

1. Герб Донецкой Народной Республики

Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с золотым мечом и серебряным окаймлённым щитом с серебряным православным крестом. Особенностью герба ДНР является то, что лапы у орла отсутствуют, а Архистратиг Михаил изображается с бородой.

2. Флаг Донецкой Народной Республики

Красно-сине-чёрный флаг (первоначально был именно такой порядок) был придуман Дмитрием и Владимиром Корниловыми для Интердвижения Донбасса.
Нынешний флаг был утверждён законом от 27 февраля 2018 года № 216-IНС, он представляет собой чёрно-сине-красное полотнище без дополнительных символов.

3. Работа с картой

  • Назовите географическое положение ДНР.
  • Назовите «соседей» региона (ЛНР, Россия, Харьковская область, Запорожская область, Днепропетровская область Украины).
  • Какова особенность географического положения Республики? (На юге омывается водами Азовского моря)
  • В какой республике мы живем? Донецкая Народная Республика
  • Назовите столицу нашей республики? Донецк

4. Рассказ учителя с использованием наглядного материала. Беседа

Учитель. Сейчас вы прослушаете краткую историю города Макеевки. Во время прослушивания предлагаю заполнить карточки (Приложение 1)

Город Макеевка (до 1931 г. — Дмитриевск) основан в 1690 году. Начало городу, (что документально доказал Макеевский краевед Н.А.Колодяжный) положили казацкие поселения Ясиновка, Землянки, Макеевка.

В 1861 году слобода Макеевка стала центром вновь образованной Макеевской волости Миусского (с 1887 г.Таганрогского) округа Области Войска Донского.

К 1890-м годам на территории Макеевской волости, в связи с открытием и началом промышленной разработки залежей каменного угля, формируется Макеевский горный район и его административный центр — поселок Дмитриевский (названный по имени первого шахтовладельца – Дмитрия Ивановича Иловайского).

В июле 1917 года п.Дмитриевский получил статус города и стал центром Макеевского района.

В апреле 1922 г. район, как территориально-административная единица был ликвидирован, и вся исполнительная власть перешла к Дмитриевскому городскому Совету.

5 апреля 1931 года город Дмитриевск, из-за наличия нескольких одноименных населенных пунктов, переименован в город Макеевку.

Это интересно!

Макеевка – город с особенным характером. За три с лишним века макеевчанам удалось не только создать крупный промышленный центр с развитой инфраструктурой, но и вырастить огромное количество талантливых макеевчан, прославивших наш город далеко за его пределами.

Именно в Макеевке, благодаря огромному трудовому и духовному потенциалу, патриотизму и любви жителей в разные времена создавались удивительные памятники культуры и архитектуры, рождались самобытные традиции, история города и достижения наших предков свято хранились и передавались из поколения в поколение.

Годом основании Макеевки принято считать 1690 г.

Макеевка включает в себя пять районов, 32 поселка и села. Жители города представлены более чем 100 национальностями, большинство из них – русские.

Макеевка имеет собственную символику – герб, флаг, гимн.

Макеевку по праву называют индустриальной жемчужиной региона.

Макеевка - город с древней историей. На территории Макеевки найдено 147 памятников археологии. В городе зафиксировано 75 курганов, оставленных кочевыми народами: скифами, сарматами, половцами и др.

5. Работа с пословицами. Игра «Собери пословицы»

Всякому мила

чужая сторона – мачеха.

Родина – мать,

не страшно умирать.

Человек без Родины,

родная сторона.

За Родину - мать

что соловей без песни.

6. Беседа с творческим заданием

– Ребята, начиная наш урок, мы говорили, что такое МИР. Ребята, а какого цвета эмблема мира? Почему такой контраст? А что означает эта эмблема?
(Сообщение ученикам о возникновении эмблемы мира. По библейскому приданию, Ной выпустил голубя, чтобы узнать, сошла ли вода с Земли. Голубь возвратился к нему со свежим листом оливы в клюве. С тех пор оливковая ветвь в клюве белого голубя стала символом мира, мудрости и благополучия. Оливковая ветвь была античным символом мира.) Все же голубь с оливковой ветвью – это только эмблема.

– Представьте, что вы – посланники мира. Попробуйте составить своё пожелание своим родным и близким.

Творческая работа: (группы детей составляют послание, зачитывают его и обсуждают, белых голубей прикрепляют на доску).

Защита шаблонов и составление пазлов.

7. Пожелания Республике

- Давайте с вами на сердечках напишем пожелания нашему краю Донетчине и прикрепим их на доску.

8. Беседа

- О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

- Вы смогли предугадать, о чём пойдёт речь на уроке? ДНР

- Что такое РОДИНА? Как нужно относиться к своей Родине?

- Что нового узнали сегодня?

ІІІ. Итог урока

- Нет сомнения в том, что каждый ребенок в нашей республике, в том числе и вы ребята, талантливы. Нужно всего лишь понять, что мечты сбываются. Нужно просто верить в мечту, верить в людей, которые тебя окружают, любить и ценить землю, где родился и живешь…

(показ видеоролика «Я горжусь Республикой»)

А ветер по степи кружит,
Волной серебряной ковыль по ней бежит,
Не знаю, есть ли где прекраснее края,
ДОНБАСС - ведь это Родина моя!

В завершение, мне бы хотелось, чтобы вы написали сочинение по метафоре. Напоминаю, что состоит оно из шести характеристик, расположенных в определённой последовательности. Последовательность: цвет, вкус, внешность, звук, качество переживания.

Макеевка – белое покрывало цветущих садов;
Макеевка – сладких вишен вкус;
Макеевка – рабочих профессий запах;
Макеевка – промышленная королева Донбасса;
Макеевка – скрипучий снег под ногами и музыка гудков и клаксонов;
Макеевка – чувство праздничного настроения.