I. Введение.
"Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах". Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ - Гегель - сформулирует эту мысль так: "Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера".
Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая "немодная" черта характера, "непопулярная". По мнению некоторых ученых - социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду "сладкой" наркотически-сексуальной жизни только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.
II. Методика определения “Я концепции”.
В связи с этим интересным представляется провести собственное исследование, чтобы выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности конкретной группы учащихся.
Для этого используется методика для изучения социализированности личности учащегося, разработанная М.И.Рожковым.
Учащимся предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - всегда;
3 - почти всегда;
2 - иногда;
1 - очень редко;
0 - никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Учащиеся против каждого номера суждения ставят оценку в бланке для анкетирования.
Обработка полученных данных.
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять.
Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения.
Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения.
Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения.
- Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать высокую степень (уровень) развития социальных качеств.
- Если коэффициент от двух до трех баллов - средний уровень.
- Если коэффициент меньше двух баллов - низкий уровень.
Проведенное мной среди учащихся исследование показывает, что социальная активность и социальная автономность современной молодежи гораздо выше, чем их социальная адаптированность и нравственность. Хотя в то же время нельзя говорить и о том, что ребята имеют низкий уровень развития социальных качеств. На мой взгляд, этому во многом способствуют школьные уроки литературы.
III. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.
Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились асоциальными членами общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут "всего и сразу от своих предков". Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.
Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.
О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.
Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов, полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. "В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом", - писал он.
Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость.
Иногда учителей сравнивают по тому, кто напичкает головы своих учеников наибольшим объемом знаний. Поэтому они изощряются в изобретении способов, как эффектней и эффективней эти знания преподнести, чтобы запомнились впрок. Я считаю, что эти знания нужны, но важнее снабдить ученика объемом нравственных представлений, ведь смысл ха преподавателя литературы - в воспитании высокогуманной личности, настоящего Человека.
Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с "плохо", ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.
Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.
Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь. А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.
Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем-то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.
Известный литератор Илья Иосифович Аркин в своей книге "Уроки литературы в 5-6 классах", предваряя уроки, обращается к учителю литературы с такими словами: "Разумеется, школа, учитель не всевластны. Но единственное, что в наших силах, - начинать всерьез, профессионально, а не дилетантски учить ребят, образовывать их сердце и ум, художественную интуицию и читательский вкус вовремя. А это значит с самого начала, пока они еще талантливы, пока их глазенки загораются в ответ на пушкинские строки, вести их в писательский мир".
В наше время, когда новомодные технические средства всё сильнее и сильнее вытесняют книгу, как источник знания, я пытаюсь убедить своих учеников, что книга - это не только кладезь мудрости, но и верный, надёжный друг.
Однако, прежде чем научить ребёнка чему-либо, "дать задание прочитать произведение", его нужно УДИВИТЬ, ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ, ЗАИНТРИГОВАТЬ. Только тогда он захочет открыть для себя новое, не побоится "толстой книжки", загорится желанием одолеть, прочитать и т.д.
Труднее заинтересовать старшеклассников. Оптимальным считаю давать опережающее задание (провести урок, как учитель, создать, весьма модную сегодня, презентацию по творчеству того или иного поэта или писателя), провести урок-диспут по произведениям современных писателей, читаемых детьми, литературную гостиную по обсуждению современных зарубежных и отечественных, а также советских фильмов, снятых на материале произведений русской классики. (Например, “Война и мир”, “Тихий Дон”). В процессе диалога весьма ненавязчиво могу посоветовать детям обратить свое внимание на то или иное литературное произведение, высказать свое мнение о прочитанном, предложить сравнить наши точки зрения после прочтения книги детьми.
К сожалению, уходит в прошлое некогда очень популярное учебное пособие “Вокруг тебя - Мир”. Для меня это способ привлечь к активному(!) чтению не только детей, но и взрослых, потому что в обсуждение проблемы, поставленной на уроке, вовлекаются родители и другие члены семьи. Авторы пособия, выпущенного под эгидой Международного Красного Креста, обращают внимания на те произведения русской и зарубежной классической литературы, которым не уделено должного внимания в рамках школьной программы, но которые иногда совсем по иному позволяют нам взглянуть на творчество того или иного мастера художественного слова, способны затронуть лучшие струны человеческой души.
На мой взгляд, правильно построенная работа по внеклассному чтению учащихся помогает раскрыть все богатство мира художественной литературы. Большинство учащихся на сегодняшний день, к сожалению, практически не читают книги, ограничиваются изучением только произведений, входящих в школьную программу. Следовательно, задача учителя - расширить круг прочитанного, привить ребенку любовь к чтению.
В свете сформулированных проблем, на уроках внеклассного чтения я стараюсь обратить внимание учащихся на святочные рассказы. “Чудесный доктор” А.И.Куприна, “Ангелочек” Л.Андреева, “Про зеленую ёлку и золотой мандарин” О.Иваненко, “Даня” В.Белова и другие. Работу эту веду ненавязчиво, но системно.
(Примеры уроков приведены в приложение 1 и приложение 2).
IV. О системе вопросов и заданий.
Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий.
В качестве подтверждающего примера можно привести урок по теме "Я нужен людям" (А. Платонов, 7 класс, "Юшка"). Рассказ читает учитель. После нескольких предложений становится ясно, что главный герой - больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается.
Нравится ли вам главный герой? (Нет).
Как вы думаете, почему автор сделал его главным героем? Сделали бы вы это, будь на месте автора? Почему?
Если бы вы такого человека встретили на улице, то:
а) подали бы руку?
б) прошли бы молча мимо?
в) брезгливо усмехнулись бы?
г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?
Картина получается безрадостная.
Знакомясь с главным героем больше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком - настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.
С одной стороны - добрый, кроткий Юшка; с другой - озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ученики слушают с огромнейшим вниманием текст, потом очень активно, перебивая друг друга, отвечают на вопросы.
- Что же за человек Юшка?
- Почему вы "забыли" о его неопрятной внешности?
- Какая черта его характера выходит на первый план?
- Почему дети издеваются над Юшкой? (Не дает сдачи)
- За что взрослые обижают Юшку? (Не похож на них).
- Разве плохо быть не похожим на других? Почему?
- А каким нужно? Почему? Любил ли он людей? А они его?
- Почему Юшка терпит унижение и оскорбление?
- Если бы среди вас оказался такой человек, как бы к нему относились?
- Представьте, что он — ваш родственник. Смогли бы его защитить от злых людей? Как?
Попробуем вкратце подвести итог о взаимоотношениях:
Юшка – любит
- уважает
- прощает
- жалеет
Люди - издеваются
- унижают
- оскорбляют
- ругают, бьют
- Можно ли быть таким? (Нет)
А каким? (Нужно уметь постоять за себя, не обижая и не унижая других).
Как Юшка относится к природе? (Нежно, трепетно)
О каких качествах характера Юшки свидетельствует его трепетное отношение к природе? (Доброта, искренность, беззлобие).
Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро? (Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти появился добрый человек - дочь, которая продолжит его дело).
Поняли ли люди свою ошибку?
- Изменилось ли их отношение к нему хотя бы после смерти? (Да. Они сказали: "Прости нас, Юшка").
- Теперь скажите, почему Платонов главным героем своего рассказа сделал такого непривлекательного внешне человека?
(Идет беседа о духовной красоте).
V. Выводы.
Система вопросов и заданий на уроке литературы должна быть рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке должны звучать различные доводы в защиту или обвинение того или героя, неизбежно будет происходить столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это - основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.
Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?
Работая над проблемой "Нравственное воспитание на уроках литературы", я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы?
Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка.