Прямое и переносное значения слова (Чехов и Левитан о красоте, гармонии, величии природы и человека)

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока

  • наблюдение за лингвистическими понятиями «прямое» и «переносное» значение слова, их ролью в выражении основной мысли текста;
  • работать над развитием речи учащихся, анализом языковых единиц текста;
  • познакомить учащихся с шедеврами русской живописи;
  • дать ученикам представление об истории знакомства и отношениях великих представителей российской художественной культуры;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности;
  • воспитывать любовь к языку, чувство патриотизма, уважение к культурным ценностям.

Оборудование

  • дидактический материал: текст по А.П.Чехову;
  • портреты А.П.Чехова (И.Э.Браза и И.И.Левитана) и И.И.Левитана (В.Серова и автопортрет);
  • репродукции картин И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники», «Пейзаж с избами», «Вечерний звон», «После дождя. Плёс», «Над вечным покоем», «Сумерки. Луна», «Озеро. Осень», «Осень. Усадьба», «У омута», «Тихая обитель», «Сумерки. Стога»;
  • презентация.

Учащимся заранее по группам были даны задания: приготовить рассказ о дружбе А.П.Чехова и И.И.Левитана, выбрать из произведений А.П.Чехова («Попрыгунья», «Счастье», «Именины», «Степь») пейзажи, соотнести их с картинами И.И.Левитана.

Ход урока

1. Анализ темы урока и эпиграфа. Слайд 4

Творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит от многого, в том числе от общей культуры, знания не только литературы, но и других видов искусства.
В.Ф.Асмус

- Наш урок можно назвать уроком-исследованием. Исследование, как процесс творческий, предполагает поиск неизвестного, получение новой информации, доказательство её истинности. Углубим представление о некоторых стилистических приёмах, состоящих в употреблении слова в переносном значении, продемонстрируем умение извлекать необходимую информацию из различных источников (словарей, справочников, энциклопедий, использовать возможности Интернета), интерпретировать произведения искусства и текст, спонтанно общаться, аргументируя свою точку зрения.

2. Дружба Чехова, его семьи и Левитана (выступление первой группы) Слайд 5, 6

Антон Павлович Чехов (1860-1904) и Исаак Ильич Левитан (1860-1900) были не только современниками, но и большими друзьями. Познакомил их в 1879г. Брат Антона

Павловича – Николай Чехов, который учился тогда в том же Московском училище живописи, в котором учился и Левитан.

В училище проводились ежегодные выставки ученических работ. В 1879 году на такой выставке экспонировалась картина Левитана «Осенний день. Сокольники». Фигура молодой женщины в чёрном, идущей по аллее, написана Николаем Павловичем Чеховым. «Экие вы, Чеховы, талантливые!» - с восхищением отзывался о дорогой ему семье Левитан.

В последующие годы знакомство Чехова и Левитана переросло в дружбу. Что связывало их? Отношения к людям, к жизни и творчеству. Летние месяцы 1885-1887 годов семья Чеховых проводила в подмосковной усадьбе Бабкино, что в трёх верстах от Воскресенска (Нового Иерусалима). Когда Антон Павлович впервые появился в Бабкине, ему было 25 лет. Он был в расцвете творческих сил.

Живописная усадьба, высокий берег Истры, вид на зелёную долину реки, луга, поля, леса, окрестные деревеньки… Бабкино и его окрестности пленяли и жившего здесь художника Исаака Левитана. «Со мной живёт Левитан, привезший из Крыма массу (штук 50) замечательных, по мнению знатоков, эскизов. Талант его растёт не по дням, а по часам», - пишет Антон Павлович.

«Душевный поклон всем бабкинским жителям. Скажите им, что я не дождусь минуты опять увидеть поэтическое Бабкино; об нём все мои мечты», - писал Левитан Чехову.

Оба широко образованные, умные, обаятельные, с тонким чувством юмора. Весёлая шутка, выдумка, безобидный розыгрыш были неизменными их спутниками. Особенно этим запомнилось друзьям лето 1885 года в Бабкине. Были весёлые игры, охота, рыбалка, чтение стихов и сатиры Салтыкова-Щедрина. Разыгрывались маскарадные сценки. Левитан внешне был похож на араба, поэтому его наряжали то черкесом, то бедуином, на которого, стреляя холостыми патронами, нападал «разбойник» Чехов. Всё это не мешало Левитану писать эскизы и этюды, а Чехову – рассказы. Писалось в Бабкине хорошо.

Союз волшебных чувств и дум… Слайд 7

Как-то вечером Левитан усадил Чехова и написал его портрет. Несмотря на то что сеанс был коротким и этюд остался незаконченным, до сих пор этот портрет считается самым удачным из созданных художником.

Глубочайшими были симпатии писателя и художника друг к другу. И потому тяжело переживали они раздор из-за рассказа «Попрыгунья», в сюжет которого Чехов внёс некоторые обстоятельства из жизни Левитана. Но ссора была недолгой. Когда Левитана привезли в Мелихово мириться с Чеховым, «оба кинулись друг к другу и вдруг заговорили о самых обыкновенных вещах… будто ничего не случилось», - вспоминает свидетельница сцены.

Но главное – родство душ, что особенно ярко сказалось в восприятии ими природы. В 1891 году Чехов писал из Парижа сестре, художнице, кстати, ученице Левитана: «…Был на картинной выставке… русские художники гораздо серьёзнее французских. В сравнении со здешними пейзажистами… Левитан – Король!»

Примечательно, что именно в этом году Левитан назвал Чехова пейзажистом. «Я внимательно прочёл твои «Пестрые рассказы» и «В сумерках», и ты поразил меня как пейзажист. Я не говорю о массе очень интересных мыслей, но пейзажи в них - это верх совершенства, например, в рассказе «Счастье» картины степи, курганов, овец поразительны».

3. Картины Левитана и отрывки из произведений Чехова.

Каждый, кто внимательно читал Чехова, может назвать целый ряд его произведений, в которых великолепно нарисованы картины природы, созвучные пейзажам Левитана. Вот некоторые.

Повседневные темы, но в чём тайная прелесть русской природы, тайный её смысл? «Вечерний звон» (1882) и рассказ Чехова «Именины». «Белое облачное небо, прибрежные деревья, камыш и лодки с людьми и веслами отражались в воде, как в зеркале; под лодками, глубоко в глубине, в бездонной пропасти тоже было небо… Один берег , на котором стояла усадьба, был высок, крут и покрыт деревьями, на другом, отлогом, зеленели широкие заливные луга и блестели заливы». (Можно задать вопрос для обсуждения: В чём секрет прелести этой скромной картинки жизни?) Слайд 8

Когда смотришь пейзаж настроения «После дождя. Плёс» (1889), невольно открываешь рассказ «Попрыгунья»: «День был тёплый и тихий, но пасмурный. Рано утром на Волге бродил лёгкий туман, а после десяти часов стал накрапывать дождь. И Волга уже была без блеска, тусклая, матовая, холодная на вид… И казалось, что роскошные зелёные ковры на берегах, алмазные отражения лучей, призрачную, синюю даль и всё щегольское и парадное природа сняла теперь с Волги и уложила в сундук до будущей весны». (После чтения организовать можно беседу: Правы ли те, кто называет пейзаж Левитана «пейзажем настроения»?) Слайд 9

В 1894 году Левитан создаёт полотно «Над вечным покоем», которое считалось главным во всём его творчестве. Созвучные раздумья о времени, о смысле жизни человека встречаем в рассказе Чехова «Счастье»: «В синеватой дали, где последний видимый холм сливался с туманом, ничего не шевелилось: сторожевые и могильные курганы, которые там и сям высились над горизонтом и безграничною степью, глядели сурово и мёртво; в их неподвижности и беззвучии чувствовались века и полное равнодушие к человеку; пройдёт ещё тысяча лет, умрут миллионы людей, а они всё ещё будут стоять, как стояли, нимало не сожалея об умерших, не интересуясь живыми, и ни одна душа не будет знать, зачем они стоят и какую степную тайну прячут под собой». (Можно задать вопрос: Какие чувства вызывает пейзаж Левитана? Выразил ли он «чеховскую грусть»?) Слайд 10

4. Пейзажи – размышления. Слайд 11

Левитан в своих пейзажах воспел скромную прелесть русской природы, неброскую красоту и как бы противопоставил её далёким от гармонии реалиям человеческой жизни. Мастер пейзажа настроения, Левитан в передаче тончайших оттенков и переливов света близок к импрессионистам.

У него был чудесный дар выражать настроение и состояние души человека, находя созвучный им отклик в живой природе.

5. Словарь.

- Вдумаемся в смысл формулировки темы и соотнесём её с целью урока. Как объяснить такой интерес к природе? В природе человек черпает силы, а служители искусства – вдохновение. Природа связана с человеком, его внутренними переживаниями. Значит, природа обладает некой магической силой. Она притягивает, привораживает нас, мы ощущаем нерасторжимую связь с ней. Как вы считаете, могут ли художественные идеалы непревзойдённого стилиста раскрываться через изображение природы? Проанализируем художественные идеалы и особенности индивидуального авторского слога А.П.Чехова на основе стилистических приёмов, состоящих в употреблении слова в переносном значении. Итак, определим, какие категории будут в нашем внимании. Слайд 12

Словарь (основные понятия урока)

  • Пейзаж – это важная структурно-композиционная единица текста, связанная с изображением природы.
  • Троп – обобщённое название стилистических приёмов, состоящих в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности, образности.
  • Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
  • Олицетворение – приём, состоящий в перенесении свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных.

6. Работа с текстом А.П.Чехова. Слайд 13

1. Прочитайте текст. Определите тип текста. Подберите заголовок к данному отрывку. (Тип речи: повествование с описанием. Сумерки.)

«Обречённый судьбою на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве».

2.Выпишите слова в номинативном (прямом) значении. (Это будут слова, «наполненные» смысловым пространством: небо, аллеи, дом, усадьба, солнце, рожь, ели, стены, листва, сад, иволга, колокольня и т.п.). Эти слова вызывают определённые зрительные, слуховые, эмоциональные представления. Но в процессе своего бытования они наполняются новыми значениями. Установите, какие ассоциации, эмоциональные представления вызывает этот словесный ряд? (Например: эти слова создают гармоничную картину: покой, тишина, защищённость – во всём жизнеутверждающая сила).

3. Чехов всегда стремился к «компактности, выразительности и пластичности фразы». А как использовал автор слова в переносном значении (такие художественные тропы, как метафора и олицетворение), в каких целях? Найдите в тексте примеры метафор и олицетворений. (Например: растянулись тени, дрожал золотой свет, листва печально шелестела, прятались тени, горел крест, сети паука, иволги-старушки, толпа ив, солнце пряталось и т.п.). Олицетворения оживляют природу, что отвечает гуманистическим идеалам автора. Вся природа умиротворилась и очаровала героя, вернула ему воспоминания, детство.

4. Как называются размышления человека о жизни? (Это философские размышления). Какую роль приобретает пейзаж? Чеховский пейзаж не романтичен, лишён «красивостей», однако помогает создать глубинный смысл текста. Может быть, философичность его уподобляет человеческую жизнь жизни природы: обречённую судьбою аллею, ведущую человека к очарованию и гармонии. Слайд 14

7. Сходные мотивы творчества. Слайд 15

Для Чехова пейзаж – это не фон, не рама, а самостоятельный предмет. Писатель не любил яркое и броское, ценил в русской природе загадку. Эту тайну он создавал словами в переносном значении: очеловечивал природу, рисовал её в динамике, в движении. Живая природа в данном отрывке отражает состояние души героя («я»), которая находится в раздумьях о времени, смысле жизни и её тайнах… Это пейзаж-раздумье, как и у Левитана.

8. «Вещественное доказательство дружбы». Слайд 16

Нельзя не сказать о картине, которая является как бы вещественным доказательством дружбы А.П.Чехова и И.И.Левитана, их полного взаимопонимания. Это – одна из последних работ Левитана, картина «Сумерки. Стога», которая была написана в 1899г. В Ялте, в доме Чеховых. В книге С.А.Пророковой «Левитан» можно прочитать историю создания этого живописного полотна. «В кабинете топился камин. Антон Павлович разгуливал, заложив руки за спину, и сокрушаясь о том, что ему, прирождённому северянину, приходится жить вдали от снега, берёз и глухих лесов.

Левитан попросил Марию Павловну принести картон, пристроил его в длинном углублении камина.

Разговоры смолкли. Левитан писал. Позднее А.П.Чехов напишет О.Л.Книппер: «У нас Левитан. На моём камине он изобразил лунную ночь во время сенокоса. Луг, копны, вдали лес, надо всем царит луна».

Основным цветом в картине «Сумерки. Стога» является синий, но с добавлением красного и жёлтого для передачи настроения наступающих сумерек, в которых ещё тлеют краски долгого летнего дня.

Своеобразным словесным дополнением к картине могут служить строки из повести Чехова «Степь»: «Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладкоприторен и нежен. <…>

А когда восходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тёпел, всюду хорошо видно, и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна».

8. Домашнее задание:

  1. Создать собственный текст-описание картины И.И.Левитана «Озеро. Русь», используя слова в переносном значении (тропы).
  2. Подобрать из произведений А.П.Чехова фрагменты-пейзажи, отражающие настроение картины И.И.Левитана «Озеро. Русь». Слайд 17

9. Литература. Слайд 18

  1. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных классов. – М.2005.
  2. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 10 класс. Учебное пособие. – М.2005.
  3. Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? – Первое сентября.2011.
  4. Попова А.Н. Поэтика пейзажа в рассказе А.П.Чехова «Соседи». – Русский язык в школе. №3. 2004.
  5. Раздобреева И.В. Левитан. – М. 1971.
  6. Чехова М.П. Вокруг Чехова. – М. 1964.
  7. imaqes.yandex.ru> Левитан картины