"Пусть муки творчества станут радостью…"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате
активного участияхотя бы в самой маленькой поисковой деятельности. (А.Н.Колмагоров)

Этапы работы над проектом:

Первый этап: ввод в проект. Рождение вдохновенного, творческого стремления, положительной мотивации. Формулирование темы, уточнение целей, вовлечение всех кто откликнулся.

Второй этап: исследовательский. Каждый участник самостоятельно выстраивает свою часть общего дела. Прочитывается необходимая литература, дополнительные исследования.

Третий этап: мини-проекты собираются в единый проект, осуществляется совместная деятельность всех групп, идёт режиссёрская работа, оформляется наглядность.

Четвёртый этап: презентация проекта (чтение авторских произведений). Это праздник, который дарит "вечную радость" вдохновения.

Пятый этап: рефлексия (анализ, самоанализ, рецензирование).

Первый этап: ввод в проект. Рождение вдохновенного, творческого стремления, положительной мотивации. Формулирование темы, уточнение целей, вовлечение всех кто откликнулся.

Цели проекта:

  • разностороннее, свободное, творческое развитие учащихся;
  • воспитание человека, тонко чувствующего слово и способного освоить духовный и нравственный потенциал литературы;
  • развитие интеллекта, креативного мышления и творческих способностей;
  • формирование художественного вкуса, через сотворчество и сотрудничество. Способствование создания коллектива единомышленников.

Задачи проекта:

  • развивать в детях художественный вкус, языковую культуру, творческое начало, активное отношение к жизни и искусству;
  • умение преподносить своё творчество;
  • оформление своих работ;
  • установление деловых контактов между учащимися школы;
  • отработка навыков коллективного труда;
  • отработка практических умений в написании стихов, "проба пера";
  • умение оценивать и анализировать свои и чужие работы.

Глава 1. Пробуждение интереса к поэзии.

Убогость слова, по выражению известного педагога В.А. Сухомлинского, это убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической "толстокожести".

Любовь к слову, несомненно, принадлежит к тем чувствам, испытав которые однажды, человек проносит через всю жизнь.

Лев Успенский в книге "Слово о словах" пишет: "Если в мире есть вещи, достойные название "чуда", то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них".

Мы начали работу над этим проектом для того, чтобы проникнуться этим чувством, понять, как слово может соединять в себе высокое звучание и содержание с весёлым и остроумным смыслом.

И поможет нам в этом проект, задания которого не просто интересны и занимательны, они учат любить и чувствовать слово, родной язык.

А язык хорош уже тем, что без него у нас не было бы стихов. Поэзия делает жизнь полнее, выразительней, а нас - чувствительный к слову и красоте.

Только тот взрослый способен к творческой деятельности, который в детстве познал необыкновенно сладкое чувство радости от того, что он что-то сделал своими руками или сам придумал, сам сочинил.

Есть такая притча.

Повстречал как-то прохожий трех рабочих - строителей и спросил каждого, что он делает.

- Не видишь что ли, везу эту проклятую тачку, - был первый ответ.

- Зарабатываю на хлеб себе и своей семье, - ответил второй рабочий.

А третий радостно улыбнулся и ответил: "Строю вот этот прекрасный белоснежный дворец".

Для того чтобы воспитать в себе такое же отношение к труду, как у третьего работника, для этого нужен большой труд души и ума.

Всё потом пригодится в жизни, во взрослой профессии - и навык творчества и владение творческими приёмами, и сознание радости от самого процесса созидательного труда, вне зависимости от вознаграждения за свой труд.

Литературные задатки для писателя, поэта просто необходимы, но способности, даже малые, можно развивать, взращивать.

Пробуждение интереса к поэзии поможет воспитать художественный вкус, языковую культуру, творческое, активное отношение к жизни и искусству.

Второй этап: исследовательский. Каждый участник самостоятельно выстраивает свою часть общего дела. Прочитывается необходимая литература, дополнительные исследования.

Глава 2. Ритм.

Первая группа учащихся получила задание - дать определение ритма. Найти примеры ритмического звучания в жизни, подбор стихов с ярко выраженной ритмичностью.

- Вы слышали когда-нибудь, как гремит барабан?

- Трам-тара-там!

- Трам-тара-там!

Барабан слушает тех, кто дружит с ритмом. Обратите внимание, как маршируют солдаты? А послушайте стук своего сердца! Ритмично идут часы, бежит спортсмен. Ритм - это порядок. А где порядок, там и красота.

Возьмем стихи. Они нравятся многим. Они складные: в них ударные и безударные слоги расположены не как попало, а по порядку, они чередуются. Вот это и есть ритм. Он-то и делает стихотворение складным, красивым. Переставьте в строке слова - и ритм теряется. Пропадет и красота.

Глава 3. Рифма.

Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда.

Вторая группа ребят работала над созданием и поиском рифм.

Они нашли интересное персидское сказание о происхождении рифмы в стихе, свидетельствующее о том, что рифма была порождена любовью.

Сказание повествует о любви некоего Байрама и его рабыни Диларам, которая так любила своего повелителя, что на каждую его фразу отвечала словами, созвучными его словам и по звуку и по ритму, таким образом, оба стали говорить рифмованными стихами. Вот отсюда и пошло стихосложение.

Может это ложь, а, может, правда? Важно одно: стихи надо писать с любовью, вкладывая в них свою восторженную чистую душу.

Глава 4. Домашние стихи.

Буриме.

Третья группа работала над определением домашних стихов. Буриме - это веселая разновидность эхо из разряда развлечений.

Все знают, что рифма в творчестве играет большую роль, но если эту роль рифм выделить умышленно, как специальное задание, то и получится буриме.

Сочинять подобные стихи - очень непростая задача и не сразу может получиться, но если очень захотеть, постараться, вложить душу, проявить выдумку, то должно получиться очень трогательно.

ЭХО

Ты скажи, ответь нам, эхо,
Но серьезно, но без смеха,
Что рыбак в реке ловил?!
- : ил!
- : ил?
- : ил!
- : ил?
Оставь ты эту шутку!
- : утку?
- :утку!

Глава 5. Акростих.

Четвёртая группа работала над определением и созданием стихов - акростихов (от греческого akros - находящийся с краю, крайний). Акростихом называется стихотворение, каждая строчка которого начинается на определенную букву.

Этот способ процветал в античной поэзии, процветал в эпоху Возрождения, был очень моден в XVII веке.

Елка, помнишь, под травой

Жил в траве приятель твой

И гулял в иголочках,

Как живая ёлочка.

Третий этап: мини-проекты собираются в единый проект, осуществляется совместная деятельность всех групп, идёт режиссёрская работа, оформляется наглядность.

Учащиеся сами просматривают тексты получившихся стихотворений, производят отбор удачных, помогают друг другу в исправлении подбору рифм, исправлению речевых и орфографических ошибок.

Идёт работа над стенгазетой, где будут размещены лучшие опыты стихосложения.

Четвёртый этап: презентация проекта (чтение авторских произведений). Это праздник, который дарит "вечную радость" вдохновения.

Чтение авторских произведений перед аудиторией школьников, учителей, родителей.

Для многих проект становится продолжением урока литературы, развивающей тему, раздвигает его границы, выводит ученика на новый уровень. В душах учащихся рождается "прекрасное мгновение". Творческий проект способен увлечь каждого, нужно только правильно подобрать ключик к каждому своему ребёнку.

Результаты.

Стихи учащихся, получившиеся в ходе работы над проектом.

Пятый этап: рефлексия (анализ, самоанализ, рецензирование).

Подтверждение актуальности проекта.

Участие во всех этапах работы над проектом, в основе которого лежит творческое постижение и пример классической поэзии, позволяет прикоснуться к огромному, образовательному, нравственному и духовному потенциалу, заложенному в ней.

В результате проектной деятельности учащиеся применяют актуализированные знания и приобретают новые, осваивают разные способы человеческой деятельности, находят работу по способностям и потребностям, раскрывают творческий потенциал. Личностно- ориентированная технология творческого проекта направлена на самореализацию личности ученика. Главная цель осуществления через внеклассную работу большого творческого проекта по литературе - это формирование читательской и авторской компетенции ученика, способному к полноценному восприятию слова в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Творческий проект по литературе становиться эффективным средством воспитания и развития личности.

Приложение.

Заключение

Всегда стихотворство было одним и веселым занятием для многих. Поэзия всегда была высшей ценностью человеческого духа. Стать настоящим поэтом трудно, а вот попробовать свои силы могут многие. Ведь это занятие доставляет удовольствие. Кто захочет, будет и дальше совершенствовать свои знания и умения в этом жанре, освоит элементарные правила стихотворения. Таланты найдут свою дорогу и пойдут дальше.

Только тот, чье сердце закрыто для доброты, для любви к близким, к природе, родному краю, тот не сможет откликнуться на поэзию. Кто читает стихи более внимательно, много думает и размышляет о жизни, тот больше чувствует и узнает, а потому более интересен для окружающих. Желаем вам быть добрыми, любознательными, веселыми, умными, творческими, ищущими и, конечно же, любить поэзию, попробовать себя в поэтическом авторстве.

Список литературы.

  1. В.Волина "Игры в рифмы". Санкт-Петербург Дидактика Плюс 1997.
  2. Под редакцией Поспелова. Введение в литературоведение. Москва "Высшая школа" 1976/
  3. Вся русская литература. Учебное пособие Минск. Современный литератор 2003/
  4. Литература. Справочник школьника Москва 1995/
  5. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Сборник "Методология учебного процесса" М. МИПКРО, 2000/