"Птица счастья" в якутских народных сказках. Мастерская творческого письма "Птица счастья завтрашнего дня…"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели проекта:

  1. Подготовить и написать творческую работу “ Птица счастья в моей жизни”.
  2. Способствовать воспитания любви к родному краю, интереса к народному творчеству.

Задачи проекта:

  1. Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
  2. Развивать речь через использование выразительных средств языка.
  3. Развивать интерес к устному народному творчеству родного края.

Вопросы проекта:

  1. Почему нельзя прожить без сказок?
  2. Особенности якутских сказок.
  3. Пословицы о народной мечте.
  4. Душа автора в якутских сказках и его заветные мысли.
  5. Использование выразительных средств якутского языка для объяснения значений слов.

Оборудование: рисунки детей к якутским сказкам; материалы из газет, собранные детьми; карточки с заданиями по группам, аудиозаписи якутской народной музыки.

Аннотация. Идеей создания данного проекта послужило чтение пьесы “Учугэй Уодуйээн”. Дети с увлечением работали над пьесой, а затем решили исследовать якутские сказки, рассмотреть вопрос, есть ли в них образ “Птицы счастья - стерх”

Предполагаемый продукт проекта: газета “ Мир сказок вокруг нас”, выпуск № 3 (см. Приложение)

1. Минуты вхождения в урок.

I. Вступительное слово учителя:

В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

В. Берестов

- Почему нельзя прожить без сказок?

(В них включены знания о мире, о взаимоотношениях людей, мечты о будущем; они предупреждают о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни; они рисуют фантастический мир, наполненный чудесами, тайнами, волшебством; они показывают взрослую жизнь; учат преодолевать трудности и верить в силу добра, любви и справедливости и т.п.)

- Послушайте музыкальную зарисовку (звучит якутская народная музыка).
- Что вы представляли, слушая музыку? (Дети делятся своими впечатлениями).
- Мы с вами прослушали “ танцы белых журавлей” из пьесы “Учугэй Уодуйээн” - музыку, сопровождающееся горловым пением и игрой на национальном инструменте- хомусе.
- Мы с вами читали эпосы, которых называются “ олонхо”. Они рассказываются без музыкального сопровождения. Об особенностях этих эпосов расскажет 1-я группа.

Выступление детей:

- Сказка и “олонхо” занимают одно из первых мест в словесном творчестве якутского народа. По содержанию якутские сказки можно разделить на волшебные, повествующие о победе человеческого разума и воли над стихийными силами природы; исторические предания о борьбе детей солнца с дьявольскими захватчиками; сатирические сказки, в которых показано моральное и умственное превосходство бедняка - труженика над богатыми; сказки о животных и легенды.

Во многих сказках бедняки ниспровергают бая, делят между собой его имущество и скот, после чего начинают жить хорошо. В борьбе героям помогают “ чудесные помощники”: мыши, белые журавли - стерхи, духи земли, неба и др. Среди национальных героев якутских сказок особенно выделяются женщина Аан Алахчын, обладающей сверхъестественной силой, и конь.

В благополучных концовках сказок виден оптимизм народа, его вера в торжество добра над злом.

II. – Сегодня мы с вами продолжим выпуск газеты “Мир сказок вокруг нас” и поговорим о “Птице счастья” в якутских сказках.

1. Выполните задание. Объясните смысл пословиц. Работа в группах.

1-я группа:

Зрячий не тот, кто гору видит,
А тот, кто видит, что за горой.

2-я группа:

Кто сейчас смеется,
Тот заплачет потом.
Что с ветром пришло,
На ветер же уйдет.

3-я группа:

У богача добро остается,
У мудреца имя остается.
Кто хорошо работает, у того губы в сале,
А у лентяя голова в грязи.

 4-я группа:

Ума не купишь, самому думать надо.

- Какие Великие Радости отражены в якутских народных сказках и это помогают понять пословицы?

После ответов детей учитель открывает запись на доске:

Мечта о счастье
Борьба с угнетателями
Любовь к родине
Радость мыслить
Радость завершенного труда
Радость созерцать прекрасное

Вопросы учителя:

- Какие герои противопоставляются в сказках?

(Положительные и отрицательные, богатые и бедные, умные и глупые, освободители и завоеватели.)

- Какие качества характера ценит якутский народ в любимых героях?

(Ум, сообразительность, красоту души, чувство долга, щедрость, доброту, находчивость, простоту, трудолюбие, выдумку.)

- Почему положительные герои ищут Птицу счастья и даже могут услышать прекрасную песню? ( Потому что в народе Саха есть испокон веков поверье, что увидевший и услышавший песню и танец стерха становится счастливым.

- Назовите качества героев, которые сказка высмеивает.

(зависть, глупость, неблагодарность, жадность. злоба, лень)

- Где в сказках находится душа автора? (народа)

- Какие заветные мысли автора (народа) выражают герои сказок?

(Любовь, искренность и доброта, способность творить чудеса.)

- Каждый человек может научиться видеть красоту мира? Можно ли владеть Птицей счастья?

(Она одна на весь мир, может только освещать путь человека, но владеть ею не дано никому.)

III. Физминутка.

- Представьте, что вы птицы. Покажите, как они летают.

Кому удалось взлететь? Что вы увидели? Почему вы взлетели?

(Представили себе это, вообразили.)

IV. Что такое счастье?

- К чему стремились герои якутских сказок? (К счастью)
- Кто является символом счастья? (Птица – стерх)
- А что такое счастье?

1. Назовите синонимы этого слова.

(удача, красота, судьба, и т.д.)

2. Назовите однокоренные слова.

(Счастливый, счастливец, счастливо, счастливчик.)

- Какими частями речи являются однокоренные слова?

3. Назовите антонимы слова счастье.

(беда, горе, неудача, несчастье)

В “ Словаре русского языка” С.И.Ожегова говорится: “Счастье. 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. 2. Удача, успех”.

Работа в группах.

1-я группа.

Защита рисунка. Каким вы видите птицу счастья?

2-я группа.

Придумайте четверостишие о птице счастья.

3-я группа.

Составьте текст о птице счастья.

4-я группа.

Придумайте рекламу сказкам о птице счастья.

V. Итог урока.

- В чем же счастье? ( В мечте, в поиске смысла жизни, в достижении цели, красоте души, в творчестве и т. д. )
- А что такое счастье для вас? Напишите заметку в нашу газету “Птица счастья завтрашнего дня…” (см. Приложение)