Цели проекта:
- Подготовить и написать творческую работу “ Птица счастья в моей жизни”.
- Способствовать воспитания любви к родному краю, интереса к народному творчеству.
Задачи проекта:
- Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
- Развивать речь через использование выразительных средств языка.
- Развивать интерес к устному народному творчеству родного края.
Вопросы проекта:
- Почему нельзя прожить без сказок?
- Особенности якутских сказок.
- Пословицы о народной мечте.
- Душа автора в якутских сказках и его заветные мысли.
- Использование выразительных средств якутского языка для объяснения значений слов.
Оборудование: рисунки детей к якутским сказкам; материалы из газет, собранные детьми; карточки с заданиями по группам, аудиозаписи якутской народной музыки.
Аннотация. Идеей создания данного проекта послужило чтение пьесы “Учугэй Уодуйээн”. Дети с увлечением работали над пьесой, а затем решили исследовать якутские сказки, рассмотреть вопрос, есть ли в них образ “Птицы счастья - стерх”
Предполагаемый продукт проекта: газета “ Мир сказок вокруг нас”, выпуск № 3 (см. Приложение)
1. Минуты вхождения в урок.
I. Вступительное слово учителя:
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В. Берестов
- Почему нельзя прожить без сказок?
(В них включены знания о мире, о взаимоотношениях людей, мечты о будущем; они предупреждают о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни; они рисуют фантастический мир, наполненный чудесами, тайнами, волшебством; они показывают взрослую жизнь; учат преодолевать трудности и верить в силу добра, любви и справедливости и т.п.)
- Послушайте музыкальную зарисовку (звучит
якутская народная музыка).
- Что вы представляли, слушая музыку? (Дети
делятся своими впечатлениями).
- Мы с вами прослушали “ танцы белых журавлей” из
пьесы “Учугэй Уодуйээн” - музыку,
сопровождающееся горловым пением и игрой на
национальном инструменте- хомусе.
- Мы с вами читали эпосы, которых называются “
олонхо”. Они рассказываются без музыкального
сопровождения. Об особенностях этих эпосов
расскажет 1-я группа.
Выступление детей:
- Сказка и “олонхо” занимают одно из первых мест в словесном творчестве якутского народа. По содержанию якутские сказки можно разделить на волшебные, повествующие о победе человеческого разума и воли над стихийными силами природы; исторические предания о борьбе детей солнца с дьявольскими захватчиками; сатирические сказки, в которых показано моральное и умственное превосходство бедняка - труженика над богатыми; сказки о животных и легенды.
Во многих сказках бедняки ниспровергают бая, делят между собой его имущество и скот, после чего начинают жить хорошо. В борьбе героям помогают “ чудесные помощники”: мыши, белые журавли - стерхи, духи земли, неба и др. Среди национальных героев якутских сказок особенно выделяются женщина Аан Алахчын, обладающей сверхъестественной силой, и конь.
В благополучных концовках сказок виден оптимизм народа, его вера в торжество добра над злом.
II. – Сегодня мы с вами продолжим выпуск газеты “Мир сказок вокруг нас” и поговорим о “Птице счастья” в якутских сказках.
1. Выполните задание. Объясните смысл пословиц. Работа в группах.
1-я группа:
Зрячий не тот, кто гору видит,
А тот, кто видит, что за горой.
2-я группа:
Кто сейчас смеется,
Тот заплачет потом.
Что с ветром пришло,
На ветер же уйдет.
3-я группа:
У богача добро остается,
У мудреца имя остается.
Кто хорошо работает, у того губы в сале,
А у лентяя голова в грязи.
4-я группа:
Ума не купишь, самому думать надо.
- Какие Великие Радости отражены в якутских народных сказках и это помогают понять пословицы?
После ответов детей учитель открывает запись на доске:
Мечта о счастье
Борьба с угнетателями
Любовь к родине
Радость мыслить
Радость завершенного труда
Радость созерцать прекрасное
Вопросы учителя:
- Какие герои противопоставляются в сказках?
(Положительные и отрицательные, богатые и бедные, умные и глупые, освободители и завоеватели.)
- Какие качества характера ценит якутский народ в любимых героях?
(Ум, сообразительность, красоту души, чувство долга, щедрость, доброту, находчивость, простоту, трудолюбие, выдумку.)
- Почему положительные герои ищут Птицу счастья и даже могут услышать прекрасную песню? ( Потому что в народе Саха есть испокон веков поверье, что увидевший и услышавший песню и танец стерха становится счастливым.
- Назовите качества героев, которые сказка высмеивает.
(зависть, глупость, неблагодарность, жадность. злоба, лень)
- Где в сказках находится душа автора? (народа)
- Какие заветные мысли автора (народа) выражают герои сказок?
(Любовь, искренность и доброта, способность творить чудеса.)
- Каждый человек может научиться видеть красоту мира? Можно ли владеть Птицей счастья?
(Она одна на весь мир, может только освещать путь человека, но владеть ею не дано никому.)
III. Физминутка.
- Представьте, что вы птицы. Покажите, как они летают.
Кому удалось взлететь? Что вы увидели? Почему вы взлетели?
(Представили себе это, вообразили.)
IV. Что такое счастье?
- К чему стремились герои якутских сказок? (К
счастью)
- Кто является символом счастья? (Птица – стерх)
- А что такое счастье?
1. Назовите синонимы этого слова.
(удача, красота, судьба, и т.д.)
2. Назовите однокоренные слова.
(Счастливый, счастливец, счастливо, счастливчик.)
- Какими частями речи являются однокоренные слова?
3. Назовите антонимы слова счастье.
(беда, горе, неудача, несчастье)
В “ Словаре русского языка” С.И.Ожегова говорится: “Счастье. 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. 2. Удача, успех”.
Работа в группах.
1-я группа.
Защита рисунка. Каким вы видите птицу счастья?
2-я группа.
Придумайте четверостишие о птице счастья.
3-я группа.
Составьте текст о птице счастья.
4-я группа.
Придумайте рекламу сказкам о птице счастья.
V. Итог урока.
- В чем же счастье? ( В мечте, в поиске смысла
жизни, в достижении цели, красоте души, в
творчестве и т. д. )
- А что такое счастье для вас? Напишите заметку в
нашу газету “Птица счастья завтрашнего дня…” (см. Приложение)