Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой - несколько субкультур с собственными паттернами обучения и невербальной коммуникации.
Школьная неуспеваемость обусловлена рядом внешних и внутренних факторов: это и недостаточное созревание психических процессов и зон мозга, а также несоответствие психолого-педагогических методик и техник обучения психофизиологическим особенностям обучающегося.
Любая информация, идущая через нервную систему школьника, должна транслироваться в ведущую модальность понимания (аудисты, кинестетики, визуалисты).
Пока рано говорить о системном использовании о системном использовании психофизиологических приёмов и техник в современной школьной практике, но использование элементов этой техники на уроках возможно. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, учителю важно излагать материал на доступном для ребят языке с опорой на визуальное, кинестетическое, аудиальное запоминание. Для этого педагогу нужно научиться варьировать изложение материала во всех трёх модальностях. Этот фактор поможет, с одной стороны, опираться на развитую модальность ребёнка, с другой, научит использовать менее развитые модальности в процессе обучения.
Обучая ребят, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприятия, учить многосенсорно. Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся усваивать, используя свой ведущий канал восприятия. При этом развивается не только ведущая модальность, но и подчинённые недостаточно развитые модальности.
Работая с учеником-визуаистом, используйте слова, описывающие цвет, размер, форму. Выделяйте цветом разные аспекты содержания. Предпочтительно использование схем, таблиц, наглядных пособий, плакатов.
Преподавая ученику-аудисту, используйте вариации голоса, тембр, интонации. Выражайте ритм метронома пантомимикой - головой с определённой скоростью метронома.
Обучая ученика-кинестетика, предпочтительно использовать жесты, телесные прикосновения и типичную для них медлительность в мышлении. Для кинестетиков характерно обучение посредством мышечной памяти.
Если серьёзно анализировать результаты обучения, то особое внимание нужно обратить на процессы памяти. К примеру, ученик с аудиальной памятью использует свой мозг по типу магнитофона. Получив вопрос, он выбирает кассету с ответом и прокручивает всю информацию, пока не получит ответ. Ученик с кинестетической памятью лучше запоминает через движения. А вот ученик с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Вообще, что касается визуализации информации, - это главный ключ к академическому успеху. Развитие этого навыка у учащихся - важная задача школьного обучения. Через движения отлично развивается кинестетическая память. Если учащийся воспроизводит в своём воображении двигательную активность, то таким образом, происходит «трансляция» кинестетической памяти в аудиальную и визуальную. Этот процесс носит название - «визуализация памяти».
Учитывая психофизиологические особенности учащихся, учителю важно излагать материал на доступном их мозгу языке. Здесь подача учебной информации варьируется в трёх модальностях - с опорой на визуальное, аудиальное, кинестетическое восприятие.
Преподавание в трёх модальностях возможно абсолютно на всех уроках. Очень важно обращать внимание на проявление ведущего сенсорного канала каждого конкретного ученика. Кинестетику, к примеру, сложно сидеть неподвижно, так как запоминание у них идёт через движение. Аудиал в процессе выполнения задания шепчет губами, издаёт звуки, поэтому считается не эффективным делать ему замечания на этом отрезке времени. У визуалиста должна быть возможность чертить, штриховать, рисовать на листке. Причём чаще всего это бывают абстрактные узоры. Замечания учащемуся эффективнее также делать на «его языке»: аудиалу - сказать очень тихо что-либо; кинестетику - дотронуться до спины, плеча, что-то говоря; визуалисту - сделать жест руками, головой, погрозить пальцем.
Примеры применения психофизиологической техники запоминания на уроках литературы.
Техника кинестетической визуализации в процессе подготовки к конкурсу чтецов «Живая классика» в 6-м классе.
Читаем отрывок из повести Юрия Красавина «Русские снега». Язык Красавина местами сложен, насыщен оборотами, которые не всегда понятны детям. Эмоциональное богатство, красота текста, особое звучание не осознаются учащимися. И в этом случае помогают психофизиологические техники, в частности, кинестетическая визуализация.
Вот примерная стратегия работы над текстом.
«Это был странный снегопад: на небосклоне, где быть солнцу, светило размытое пятно. Неужели там, высоко вверху, ясное небо? Откуда же тогда снег? Белая тьма кругом. И дорога, и лежащее дерево исчезли за снежной пеленой, едва от них удалились на десяток шагов. Просёлок, уходящий в сторону от большака, от деревни Ергушово, едва угадывался под снегом, который толстым слоем покрывал и её, и то, что справа и слева, а придорожные кусты являли собой диковинные фигуры, некоторые из них имели устрашающий вид. Теперь-то Катя шла, не отставая: боялась потеряться. - Ты чего, как собачка на поводке? - сказал он ей через плечо. - Иди рядом. Она ему в ответ: - Собака всегда бежит впереди хозяина. - Грубишь, - заметил он и прибавил шагу, пошёл так быстро, что она уже поскуливала жалобно: - Ну, Дементий, не сердись… Этак я отстану и потеряюсь. А ты за меня в ответе перед Богом и людьми. Слышь, Дементий! - Иван-царевич, - поправил он и сбавил шаг. Временами ему казалось, что впереди маячит человеческая фигура, залепленная снегом, или даже две. То и дело неясные голоса долетали, но не понять было, кто говорит и что говорят. Наличие этих путников впереди немного успокаивало: значит, верно угадывает дорогу. Впрочем, голоса слышались и откуда-то сбоку, и даже сверху - снег, что ли, разнимал чей-то разговор на части и разносил по сторонам? -Где-то рядом попутчики, - сказала Катя насторожённо. - Это бесы, - пояснил Ваня. - Они всегда в эту пору… у них теперь самый лёт. - Почему именно теперь? - Вишь, какая замять! А тут мы с тобой… Их хлебом не корми, дай только поводить людей, чтоб заблудились, потешиться над нами да и погубить. - Ой, да ну тебя! Чего пугаешь! - Мчатся бесы, вьются бесы, невидимкою луна… - У нас даже луны нет. В полном безмолвии падали и падали снежинки, каждая величиной с головку одуванчика. Снег был настолько невесом, что поднимался даже от того движения воздуха, которое производили шагающие ноги двоих путников - поднимался, будто пух, и, клубясь, растекался по сторонам. Невесомость снега внушала обманчивое впечатление, будто всё лишилось своего веса - и земля под ногами, и ты сам. Позади оставались не следы, а борозда, как за плугом, но и она быстро закрывалась. Странный снег, очень странный. Ветер, если он возникал, был и не ветер даже, а лёгкое веяние, которое время от времени устраивало кутерьму вокруг, отчего окружающий мир уменьшался настолько, что становилось даже тесно. Впечатление такое, будто оно заключены в огромное яйцо, в пустую его скорлупу, наполненную рассеянным светом извне - этот свет сгустками, хлопьями падал и поднимался, кружил так и этак…».
Закройте глаза. Попробуйте очутиться на этой дороге вместе с Юрием Красавиным и увидеть весь пейзаж.
Поднимите голову и рассмотрите «небосклон с размытым пятном вместо солнца». Попробуйте в своём воображении заглянуть за грань этого снегопада и увидеть ясную морозную синеву неба. Рассмотрите просёлок, уходящий в сторону от деревни. Дотроньтесь до придорожных кустов, стряхните с них пушистый снег. Попытайтесь представить и услышать голос Кати. Он высокий или низкий? Какая интонация в голосе Кати? А какой голос у Дементия? Какая эмоция сопровождает его речь?
Постарайтесь услышать неясные голоса путников впереди. На что они похожи? Это шёпот, крики или громкая речь?
Следуйте по дороге вместе с Катей и Дементеем. Почувствуйте испуг Кати, услышавшей рассказ Дементея о бесах. В какой части вашего тела вы ощущаете переживание этого испуга? Сосредоточьтесь на себе. Попробуйте «увидеть» невесомость снега под ногами путников. Оглянитесь вместе с Катей и Дементеем. Как выглядит борозда со следами, как быстро её закрывает снег. Остановитесь и послушайте шум ветра, вьюги.
Перед детьми появляется близкая, понятная им ситуация, в которой можно дать волю воображению. После прочтения текста учащиеся рассказывают свои фантазии, отвечая на вопросы:
- Визуалисты - где они себя видели?
- Аудиалы - что они слышали вокруг?
- Кинестетики - что они чувствовали, ощущали?
Педагог фиксирует, в какой модальности ведётся рассказ и вопросами помогает переходить в другие модальности:
- Визуалисту - что ты слышал? Что чувствовал?
- Аудисту - что ты увидел рядом? Поделись с нами своими ощущениями.
- Кинестетику - опиши, как выглядело небо во время снегопада? Каким было солнце? Какие звуки тебе запомнились?
Техника кинестетической визуализации раскрывает перед учащимися новые возможности восприятия и понимания текста, его лучшего запоминания.
Литература
- Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.
- Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М., 1995.
- Газанига М. Расщеплённый человеческий мозг. Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.
- Горбунов Г.Д., Горшкова А.Т. Взаимосвязь развития двигательных качеств и психических процессов у старших школьников. С-Пб., 1996.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С-Пб., 1995.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2000.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.