Цель:
- контроль базовых знаний, умений и навыков, полученных учащимися в курсе изучения русской литературы в 5 классе;
- выявление «белых пятен» на карте знаний учащихся за курс русской литературы в 5 классе для их дальнейшего восстановления.
Тип урока: урок контроля, базирующийся на комплексном применении полученных знаний в курсе изучения русской литературы в 5 классе.
Оформление:
- Портреты русских писателей и поэтов, изученных в течение учебного года;
- Рисунки учащихся к пройденным произведениям.
Данный урок контроля предполагает итоговую проверку знаний, требующую серьёзности и подготовленности. Но поскольку 5 класс – это ещё дети, живущие в мире сказок, поэтому и форма урока выбрана не просто тестовая, а сказочная – путешествие по стране «Литературия-5». Тест состоит из семи блоков («Мифы», «Фольклория», «Древнеруссия», «Басни», «Литература XIX века», «Литература XX века», «Творческий эпилог»). Всю работу учащиеся выполняют самостоятельно на индивидуальных бланках. В ходе тестирования проверяются базовые знания учащихся 5 класса по литературе: теоретические знания учащихся (литературоведческая терминология, родовые и жанровые разновидности произведений); знание текстов изученных произведений, биографий писателей и поэтов, историко-культурных сведений, необходимых для адекватного понимания пройденного материала. Проверяются умение определять главную идею и основные темы произведения; а также способность реализовывать полученные знания, умения и навыки на практике (определение размера и вида рифмы в стихотворении, определение средств выразительности). Данная работа рассчитана также на развитие творческих способностей и познавательной активности, на развитие письменной речевой компетенции учащихся.
Ход урока
I. Организация начала занятия.
Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку.
Обращение к теме и форме урока. При помощи учителя цель и задачи урока озвучивают сами учащиеся.
Знакомство со сказочным мудрецом, который будет сопровождать ребят во время путешествия. Перед нелёгкой дорогой мудрец даёт наставление: «Приветствую вас! Сегодня вам предстоит нелёгкое, но очень интересное путешествие по стране «Литературия-5»! Будьте внимательны и сосредоточенны. Желаю удачи!»
II. Содержание ИКТ-теста
Итак, первый край, в который мы с вами перенесёмся – это «Мифы».
Чтобы попасть в этот край, нужно ответить на следующие вопросы:
- Назовите верховного бога Олимпа.
- Назовите греческого героя, который поймал критского быка, добыл золотые яблоки, очистил стойла на скотном дворе царя Авгия.
- Назовите бога морей.
- Назовите Царя острова Итака (он же герой троянской войны).
Второй загадочный край, в который мы попадаем на волшебном ковре-самолёте – это «Фольклория».
Чтобы покорить этот край, нужно выполнить следующие задания:
Фольклор – это…
- Особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;
- Устное народное творчество;
- Набор произведений на различные темы.
Перед вами жанры фольклора, исключите лишнее:
- загадки,
- сказки,
- колыбельные песни,
- пословицы,
- заклички,
- авторские песни,
- пестушки,
- басни.
Назовите нескольких героев былин.
Кто такой сказитель?
- Издатель сказок;
- Автор сказок;
- Собиратель и «сказыватель» сказок.
На какие виды делятся сказки?
- О животных;
- Биографические;
- Волшебные;
- Исторические;
- Бытовые.
Поочерёдно составьте композицию сказки:
- Концовка;
- Зачин;
- Развитие действия;
- Кульминация.
Следующий по маршруту край – это «Древнеруссия».
Жанры древнерусской литературы.
Исключите лишнее:
- Летопись;
- Рассказ;
- Житие;
- Стихотворение;
- Хождение.
Далее нас ждёт край «Басни».
Перечислите несколько названий басен И.А. Крылова.
Дайте определение басни.
Теперь мы с вами отправляемся в XIX век.
Соотнесите название сказки и её автора:
В.А. Жуковский | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
А.С. Пушкин | «Спящая царевна» |
Кто учился в Царскосельском лицее?
Выберите правильные ответы. Народная сказка отличается от литературной:
- наличием названия;
- троекратными повторами;
- типичными героями (царь, серый волк, Иванушка-дурачок и т. д.);
- наличием волшебных предметов;
- постоянными эпитетами (добрый молодец, серый волк и т. д.);
- отсутствием автора.
Вспомните несколько строк из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
В чём отличие стихотворения от прозы?
Виды рифм.
Исключите лишнее:
- Парная;
- Окольцовывающая;
- Перекрёстная;
- Опоясывающая;
- Двойная.
Придумайте рифмы к словам «ученик», «литература».
Кто автор стихотворения «Бородино»?
Какое историческое событие описано в этом стихотворении?
Перечислите стихотворные размеры.
Схема какого стихотворного размера представлена?
Какую повесть Н.В. Гоголя мы изучали в этом учебном году?
Вспомните, кто из изученных нами поэтов рассказал нам о трудностях и тяжестях крестьянской жизни, воспел красоту, трудолюбие русской женщины?
Назовите автора и произведение.
Итак, следующая остановка – рассказ И.С. Тургенева «Муму».
Определите главную идею произведения:
- Показать деспотизм барыни;
- Показать духовное перерождение человека, не сломленного крепостническим гнётом;
- Показать угодливость и бесправие дворни.
Назовите главных героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Какие художественные средства выразительности использовал Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»?
- Антитеза;
- Гипербола;
- Сравнение;
- Аллегория.
Назовите несколько рассказов А.П. Чехова.
Узнайте произведение и назовите его автора:
- «…Засеют как следует, а взойдёт такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец…чёрт знает что такое!»
- «…Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькой могилкой свои обеты.»
- «…Дьячок берёт со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси.»
Какую пользу герою повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», мальчику Васе, принесла встреча с «детьми подземелья»?
Как вы, наверное, уже догадались, сейчас мы с вами отправляемся в XX век.
Сказ – это… (продолжите)
К какому роду литературы относится пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»?
- Эпос;
- Лирика;
- Драма.
Реальные или фантастические события проходят перед читателем в рассказе А.П. Платонова «Никита»?
Вспомните рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
На какой реке происходят события в рассказе?
Почему озеро называется «Васюткино»?
Назовите несколько изученных нами поэтов, основной темой творчества которых была Великая Отечественная война.
Определите стихотворный размер и вид рифмы:
Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна. (И.А. Бунин)
Творческий эпилог.
А теперь, дорогие друзья, представьте, что вы – актёры театра.
Напишите, роль какого героя из пройденных нами произведений вы бы хотели сыграть? И почему?
Ну, вот и подошло к концу наше путешествие! Надеюсь, вам понравилось.
А впереди нас ждут ещё неизведанные края.
Впереди нас ждёт зарубежная литература…
Спасибо за внимание и участие!
Вы – молодцы!
III. Подведение итогов занятия.
Беседа с классом о проделанной работе: определение заданий, вызвавших наибольшие затруднения при выполнении и, наоборот, заданий, оказавшихся для большинства учащихся понятными и простыми; выявление положительных моментов и недостатков подобной формы урока. Пожелания учащихся при дальнейшем использовании подобной формы работы на уроке.
IV. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Подготовить ответы к заданиям, вызвавшим затруднения при выполнении. Написать мини-сочинение на тему: «Что изменило во мне изучение русской литературы в 5 классе? Что нового я узнал? И как мне это пригодится?».