Путешествие в страну сказок. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  • выявить, как усвоено учащимися содержание самых популярных сказок;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • воспитание любви учащихся к литературе.

Демонстрационный материал: карточки, плакаты, игровое табло, портреты писателей-сказочников.

Эпиграф: 

Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма! (А.С.Пушкин)

В игре принимают участие две команды «КРЕСТИКИ» и «НОЛИКИ». Команды по очереди выбирают номер табло. При правильном ответе на вопрос табло закрывается их знаком. Побеждает та команда, которая закроет своим знаком наибольшее количество ячеек игрового табло.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

II.  Конкурсы

1. Пазл

Команды получают репродукции картин, разрезанные на несколько частей. Задача команд – сложить из «кусочков» целостное полотно. Побеждает та команда, которая быстрее других справится с заданием.

2. Черный ящик

Кладется в ящик что-то связанное со сказкой. По наводящим вопросам ребята должны отгадать, что лежит в ящике.

3. Назовите сказку

Учитель читает зачин сказки. Ребята должны назвать сказку и автора.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

(Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали. 

(Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».)

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей все нет как нет.

(В.А.Жуковский «Спящая царевна».)

Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна села ждать его одна. 

(А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. 

 («Сказка о попе и работнике его Балде».)

Жил старик со старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. 

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

4. Кто это?

Учитель читает описание героя. Ребята должны назвать героя и название сказки.

Высока, стройная, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

 (Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Дочь царица родила.
Дочь прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.

(Царевна, «Спящая царевна». В.А.Жуковский)

Княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.

 (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин)

Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

(33 богатыря, «Сказка о царе Салтане…». А.С.Пушкин)

На крыльце стоит его…
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах  красные сапожки.

(Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С.Пушкин)

5. Кто в тереме живет?

Учитель зачитывает описание дома сказочных героев. Ребята должны догадаться, кто и в какой сказке живет в этом доме.

Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.

(Изба жадной старухи  А.С.Пушкин.»Сказка о рыбаке и рыбке»)

В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.

 (Терем семи богатырей. – А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне …»)

Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.

(Остров Буян, княжество Гвидона. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»)

6. Сказочная почта

Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга различные послания. Учитель зачитывает послания сказочных героев. Ребятам нужно указать, кто и кому их послал.

Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,  
Наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама доктору Айболиту. К.И.Чуковский. «Айболит»)

Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

(Ткачиха, поварихас сватьей бабой Бабарихой царю Салтану. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»)

Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейшее повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместиться в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском катании. 

(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»)

7. Веселый урок

Команды составляют слова из слова ВОЛШЕБСТВО

8. Сказочный обед

Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает.

Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. 

(Василиса Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка»)

– Съешь моего ржаного пирожка.
– Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!

(Печка – девочке. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила

(Семь богатырей – царевну. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне…»)

III. Подведение  итогов

Награждение победителей.